Теоретические аспекты анализа и учета импорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – сделать статистический анализ импорта России.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты статистического исследования внешнеэкономической деятельности; провести статистическое исследование импорта РФ.
Объектом данной работы является импорт, предметом –статистический анализ импорта.

Содержание

Введение 3
1 ВЭД в РФ 4
1.1 Понятие и сущность ВЭД 4
1.2 Особенности ВЭД в РФ 7
2 Теоретические аспекты анализа и учета импорта 17
2.1 Понятие и сущность импорта 17
2.2 Структура импорта 19
2.3 Динамика импорта в России 22
Заключение 27
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

импорт.docx

— 86.52 Кб (Скачать файл)

Каждая форма имеет  свои экономические и организационные  особенности, умелое использование  которых в конкретных ситуациях  может гарантировать наибольшую отдачу для российской стороны». Там  же указано, что «для России основной формой сотрудничества являются внешнеторговые операции» [10].

Итак, основой всей ВЭД  по-прежнему является внешняя торговля, включающая экспорт и импорт разнообразных  товаров в материально-вещественной форме, товарообменные операции, оказание различных услуг.

Остановимся вкратце на других видах (формах) ВЭД, которые известны в нашей стране и считаются  перспективными.

Строительные и проектно-конструкторские  услуги включают строительство объектов за рубежом при содействии российских организаций и на территории нашей  страны с участием иностранных фирм, чему могут предшествовать проектно-изыскательские работы, а также модернизацию ранее  построенных объектов, предоставление инженерно-консультационных услуг (инжиниринг) и другие.

В последнее время все  большую актуальность приобретает  инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами, то есть привлечение иностранных  инвестиций (капиталовложений в российскую экономику) и инвестирование за рубежом.

С этим тесно связано сотрудничество в валютно-финансовой и кредитной  сфере, включающее получение и предоставление кредитов, финансирование различных  проектов, осуществление платежно-расчетных  операций и страховых операций.

Все более значимую роль приобретает лизинг. К этому виду ВЭД относится, с одной стороны, сдача в аренду российскими арендодателями (лизингодателями) различной машинотехнической продукции, транспортных средств и иных объектов иностранным арендаторам (лизингополучателям), а с другой стороны, аренда российскими участниками ВЭД технических и иных изделий у иностранных лизингодателей, в том числе на условиях финансового лизинга [6, c. 110].

Сотрудничество на компенсационной  основе охватывает как простые, так  и сложные компенсационные операции, переработку давальческого сырья (толлинг) и другие виды встречной торговли.

Сотрудничество в области  транспорта включает международные  перевозки экспортных и импортных  грузов, транзитные перевозки иностранных  грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание. С этим видом ВЭД все теснее переплетается сотрудничество в  области связи и информатики  с использованием современных электронных  средств, СМИ, включая ТВ, радиовещание, газетно-журнальную и документально-кинематографическую  продукцию.

Весьма обширен диапазон социально-культурных услуг, которыми обмениваются российские участники  ВЭД с иностранными партнерами, сюда входит розничная торговля, общественное питание, гостиничное хозяйство, образование, здравоохранение, физкультура и  спорт, торговля авторскими правами  и так далее.

В связи с бурным развитием  мирового рынка туристских услуг  в качестве самостоятельного вида ВЭД  можно выделить иностранный туризм: экспорт и импорт туристских услуг. Экспорт туристских услуг обеспечивает поступление доходов от пребывания иностранных туристов в нашей  стране, а импорт влечет расходы  на оплату выезда туристов из России и  их пребывания в зарубежных странах. Внешнеэкономическая реклама используется в целях продвижения российской продукции на зарубежные рынки и  реализации иностранной продукции  на территории нашей страны. Она  обеспечивает приток солидных доходов  от зарубежных и российских рекламодателей при размещении рекламы на телевидении  и в других СМИ, использовании  наружной, печатной и других видов (средств) рекламы [8].

Необходимо упомянуть  и такие особые формы ВЭД, как  прибрежная и приграничная торговля, имеющие весьма важное значение для многих регионов и субъектов РФ [6, c. 89].

На практике довольно сложно провести четкую грань между видами и формами ВЭД. При разработке классификации видов ВЭД немалую  роль играет субъективный фактор.

Формы ВЭД характеризуются  большим многообразием и подвижностью. По мере интенсификации мирохозяйственных  связей появляются все новые формы  ВЭД, которые со временем могут стать  и ее самостоятельными видами, тогда  как сущность основных видов ВЭД  в целом остается вполне стабильной.

Таким образом, во-первых, внешнеэкономическая  деятельность является особым видом  экономической деятельности, тесно  взаимодействуя с другими отраслями  хозяйственной системы страны. Одновременно ВЭД играет важную роль во всей международной  деятельности России.

Во-вторых, ВЭД достаточно многообразна, поскольку этой деятельности присущи различные виды и формы  и она осуществляется на нескольких уровнях. В основе ВЭД лежит внешняя  торговля товарами, услугами, работами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

В-третьих, в ВЭД участвуют  государственные органы, крупные  отрасли экономики, множество отдельных  экономических субъектов, содействующие  им организации, а также загранучреждения по торгово-экономическим вопросам, в совокупности образующие внешнеэкономический  комплекс России [7, c. 58].

Организационную основу для  исполнения индивидуальных, групповых  и общегосударственных внешнеэкономических  интересов составляют, прежде всего, органы трех ветвей власти. В обязанности  государства при регулировании  ВЭД входит выполнение внутренних и  внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом: организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, которые могут быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок; взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности; защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

В состав внешних функций  входят следующие позиции: установление торгово-экономических отношений  с зарубежными странами; защита государственной  границы, включая организацию таможенной системы. участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.

Государство, при осуществлении  своей регулирующей роли, должно соблюдать  установленные международные правила  поведения в этой области. Эти  правила носят наднациональный  характер и являются правоустанавливающими  для всех государств, при условии  их присоединения к выполнению данных правил, согласно их внутренним законодательствам [7, c. 81].

Сферы сотрудничества между  федеральными и региональными властями должны постоянно расширяться. Уже  сегодня наметились следующие направления  взаимодействия:

- координация ВЭС субъектов  РФ (в лице местных администраций,  с одной стороны, федеральных  парламентских и исполнительных  органов власти - с другой);

- выполнение международных  договоров России в области  торгово-экономического сотрудничества (прежде всего, для обеспечения  их реализации на региональном  уровне);

- информационное и консультационное  обеспечение ВЭД. В основу региональной  системы внешнеэкономической информации  необходимо положить банк данных  российской системы «ИнформВЭС», однако дополнительно она должна содержать более подробные сведения о рынках основных стран-партнеров конкретных регионов;

- получение кредитов и  ссуд под гарантии субъектов  РФ, их использование и пополнение. Значительную поддержку местным  властям в этих вопросах должны  оказать Российский банк реконструкции  и развития (РБРР) и Экспортно-импортный  банк (ЭИБ);

- привлечение и определение  порядка инвестирования зарубежных  средств. Причем здесь оправдан  дифференцированный подход к  привлечению иностранного капитала  в разные регионы России в  связи с их различными условиями.

Президент Российской Федерации 8 декабря 2003 года подписал Федеральный  закон № 164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который вступит в силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования.

Принятие Закона обусловлено  развитием внешнеторговых связей России, интеграцией в мировую экономику  и, как следствие, необходимостью адаптации  национального законодательства к  общепризнанным нормам и правилам международной  торговли, в первую очередь - нормам и правилам Всемирной торговой организации (ВТО). В связи с этим при разработке Федерального закона учитывались основные положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, Генерального соглашения по торговле и услугам, а также Соглашения по процедурам импортного лицензирования.

В Законе определены основные цели, методы и формы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Он направлен на обеспечение благоприятных  условий для внешнеторговой деятельности как российских, так и иностранных  предпринимателей, на защиту экономических  и политических интересов России.

Федеральный закон разграничивает предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в  области внешнеторговой деятельности, а также устанавливает порядок  взаимодействия федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, определены полномочия Президента РФ и Правительства РФ в этой области [9, c. 26].

В соответствии с принятым Законом любые российские и иностранные  лица обладают правом осуществления  внешнеторговой деятельности. Это право  может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, самим Федеральным  законом и другими федеральными законами.

Отличительными особенностями  принятого документа являются более  точное разграничение положений, касающихся государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области международной  торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, наличие обособленного  понятийного аппарата.

В Законе уточняются определения  основных понятий - внешнеторговая деятельность, импорт, экспорт и другие, а также  вводится ряд новых понятий - транзит, зона свободной торговли, таможенный союз и прочее.

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности, в соответствии с Законом, осуществляется посредством  таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, установления мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных самим Законом. Перечисленные методы регулирования включают в себя установление и отмену импортных и экспортных таможенных сборов и пошлин, применение в исключительных случаях временных ограничений и запретов как экспорта, так и импорта товаров, заключение международных торговых договоров и договоров о таможенных союзах, зонах свободной торговли, региональной экономической интеграции, поощрении и защите капиталовложений, а также о приграничной торговле. В тех случаях, когда принятым Законом допускается установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта, применение таких ограничений должно быть недискриминационным, то есть не зависеть от страны происхождения товара.

Законом предусмотрено предоставление иностранным товарам при их продаже  или использовании не менее благоприятного режима на внутреннем рынке РФ, чем  режим, установленный для аналогичных  товаров российского происхождения. Для товаров, происходящих из государств, не имеющих международных договоров  с Российской Федерацией, предусматривающих  предоставление товарам российского  происхождения аналогичного режима, может быть установлен другой режим  регулирования. Такой порядок создает  благоприятные условия для свободной  конкуренции товаров.

Следует отметить включение  в Закон статьи, посвященной гласности  при разработке мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В частности, предусмотрены консультации с заинтересованными лицами (субъектами РФ, российскими организациями и  индивидуальными предпринимателями), экономические интересы которых  могут быть затронуты, при принятии решений по регулированию внешнеторговой деятельности.

В Законе более точно, чем  ранее, сформулированы основания для  установления запретов и ограничений  в международной торговле товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях обеспечения международной безопасности и стабильности, защиты прав и законных интересов России, субъектов Федерации, муниципальных образований и российских участников внешнеторговой деятельности. Вступление в силу нового Закона даст возможность Правительству РФ принимать соответствующие ответные и защитные меры в области внешнеторговой деятельности.

Информация о работе Теоретические аспекты анализа и учета импорта