Теоретические аспекты рынка услуг по туризму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ сложившейся ситуации на рынке услуг по туризму в Ульяновской области, составление прогноза ее развития на будущее, а также определение рекомендаций по развитию туризма в области.
Задачами данной работы являются:
· Изучить историю развития туризма, выделить основные задачи и определения статистики туризма, определить признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка.
· Провести анализ рынка услуг по туризму в Ульяновской области.
· Выявить рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты рынка услуг по туризму 5
1.1 История развития туризма -
1.2 Основные задачи и определения статистики туризма 9
1.3 Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка 15
2. Исследование рынка услуг по туризму в Ульяновской области 20
3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

с = 1 - 6*48 / 6 (36 - 1) = - 0,37

3. Коэффициент рангов  Кендела рассчитывается по формуле  2.18:

ф = 2S / n (n-1), (2.18)

S = P + Q, (2.19)

Для каждого ранга y определяют число следующих за ним значений ранга превышающих его величину. Сумму чисел таких превышений обозначают Р и считают со знаком +.

Для каждого ранга  у определяют число следующих  за ним рангов, имеющих значение меньшее его величины.

P = 5 + 4 + 3 + 2 + 0 = 14

Q = -1

S = 14 - 1 = 13

ф = 2*13 / 6 (6-1) = 26/30 = 0,87 - сильная связь.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В УЛЬНОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

Туризм рассматривается  как одна из наиболее доходных и  интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации на долю туризма в 2000 году приходилось около 10,8% мирового валового продукта и 9,4% мировых капиталовложений. К началу третьего тысячелетия на долю туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Число рабочих мест в туристской индустрии составило 192 млн. человек, или 8% от общих показателей занятости в мире. Каждые 2,5 секунды в сфере туризма создается новое рабочее место. Ежедневно около 3,2 млрд. долларов США инвестируется в туристскую индустрию мира. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды, профилактики преступности [10, с. 262].

Департамент туризма  Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  оценивает емкость российского  рынка услуг в сфере туризма в 8 млрд. долларов США.

По оценкам Всемирной  туристской организации, потенциальные  возможности России позволяют при  соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее потенциалу туристской привлекательности [10, с. 281].

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около одного процента мирового туристского потока.

Аналогичные тенденции  преобладают на областном туристском рынке Ульяновской области.

В целях развития туризма в Ульяновской области управлением внешнеэкономической деятельности департамента инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности администрации Ульяновской области была разработана Областная целевая программа развития туризма в Ульяновской области на 2008-2012 годы. Цель программы - формирование областного специализированного конкурентоспособного турпродукта через совершенствование используемых и формирование новых объектов экскурсионного показа, размещения, питания, сервисного обслуживания, увеличение рынка туристских услуг.

Программа сконцентрирована на формировании и развитии новых  туристических продуктов, обновлении существующих в рамках концепции  единого областного туристического продукта для позиционирования области  в туристическом пространстве России с использованием методов регионального маркетинга. Последующие программы будут посвящены развитию туризма как экономической отрасли [1, с. 121].

Поступления от отрасли  туризма в бюджет Ульяновской области в 2009 году составили 1157,8 тыс. рублей. Число туристов, путешествовавших в Ульяновской области по турам, сокращается, так в 2009 году область посетило 6564 человека, а в 2010 г. - 5753 человека. Растет число экскурсантов: в 2010 г. - 10530 человек, в 2011 г. - 12858 человек. Необходимо также учесть тенденцию сокращения посещений самостоятельных туристов, т.е. туристов, посетивших область без покупки тура по личным или деловым целям. О динамике можно судить по данным гостиничного сектора, где в 2009 году было зарегистрировано 331,4 тыс. человек, а в 2011 г. - 278,1 тыс. человек. Заметно снизилось использование круизного туризма. Так, с 2011 года из 40 круизных судов, проходящих через область, в речном порту останавливается 19 теплоходов [1, с. 35].

Между тем в области  существует конкурентоспособный потенциал для развития туризма. Историко-культурное наследие Ульяновской области создает достаточный потенциал для успешного развития в области событийного и культурно-познавательного туризма. На территории Ульяновской области расположено множество природных объектов, способных привлечь внимание туристов. Протекающая через территорию области крупнейшая река Европейской части России Волга, наличие 2030 рек, речек и ручейков, 1223 озер и 230 прудов, множества родников, а также национального парка «Сенгилеевские горы», охранной зоны государственного природного заповедника «Приволжская лесостепь», 14 заказников и 116 памятников природы создают условия для развития круизного, экологического и приключенческого туризма.

Туристам, посещающим область, предлагается воспользоваться услугами гостиниц области. Из них только две гостиницы имеют международную категорию: гостиница «Венец» (342 места) - трехзвездочная, гостиница «ЗАО «Авиастар-сервис» (142 места) соответствует уровню двухзвездочной.

Перечисленные ресурсы создают условия, обеспечивающие общую конкурентоспособность турпродукта на внутреннем и относительную на внешнем туристских рынках.

Однако не все имеющиеся  туристские ресурсы области используются в полном объеме из-за наличия факторов, сдерживающих рост объема оказанных туристских услуг, а именно:

1) темпы развития рынка  производства туристских услуг  по-прежнему значительно отстают  от формирующегося спроса и  сформированных технологий продаж  этих услуг, что проявляется  в низком ассортименте имеющихся на туристическом рынке услуг;

2) использование музейной  и гостиничной баз г. Ульяновска, г. Димитровграда в сезон повышенного спроса не достигает предельных мощностей, наблюдается сильнейший перекос в нагрузке на различные музеи. Музеи, создавшие конкурентоспособный продукт, испытывают турпоток, превышающий их возможности (например, областное государственное учреждение культуры «Ленинский мемориал», государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»), остальные музеи недоиспользуют свои возможности из-за малого спроса на предлагаемый ими турпродукт;

3) уровень туристских  посещений в сезон пониженного  спроса не соответствует имеющимся  областным ресурсам из-за неразвитой  базы мотиваций привлечения туристов;

4) рынок оздоровительного, активного и других специализированных видов туризма, пользующихся спросом, развивается низкими темпами;

5) темпы роста спроса  на рынке делового, конгрессного  туризма опережают предложение,  сформированное на областном  рынке, так как мощности, имеющиеся  для развития этих видов туризма, крайне ограничены и не отвечают современным требованиям по состоянию материально-технической базы и уровню обеспечения информационными технологиями;

6) темпы реконструкции  номерного фонда гостиниц крайне  низки по сравнению с соседними регионами, а строительство новых средств размещения туристов по-прежнему не производится, чем обусловлен дефицит как высококомфортабельных средств размещения туристов, так и средств размещения туристов туркласса;

7) проектная стилистика  областных средств размещения туристов не основана на особенностях содержания экскурсионного турпродукта области;

8) качество благоустройства  туристских маршрутов области,  уровень оказываемых сервисных  услуг не отвечают современным  требованиям, что снижает эффективность использования других областных туристских ресурсов;

9) сформированная система  рекламно-информационного обеспечения  развития туризма не носит  массированный характер, направлена  в основном на внутреннего  потребителя услуг выездного  туризма;

10) несформированность системы продвижения тур продукта области на специализированных зарубежных туристских выставках привела к значительному снижению имиджа городов Ульяновска, Димитровграда, других туристических центров области как центров Средневолжского туризма у российских и иностранных туристов и тем самым к укреплению конкурентных преимуществ турпродукта соседних регионов;

11) отсутствует упорядоченная  деятельность в сфере международного  молодежного туризма;

12) практически не используется  потенциал научных и образовательных центров области;

13) отсутствие областного, муниципальных туристско-информационных  центров не позволяет обеспечить  предоставление информации об  оказываемых туристских услугах  для неорганизованных туристов, что снижает объемы потребления  туристских услуг.

Показатели развития областного туризма ниже среднероссийских, несмотря на достаточно высокий областной  туристский потенциал. Кроме того, конкурентоспособность  межрегионального турпродукта может  быть снижена появлением новых туристских рынков в регионах, активно формирующих новые виды конкурентоспособного турпродукта. Это обусловливает необходимость интенсификации создания областного турпродукта с основным содержанием «В Ульяновской области - вся история и культура России».

В отсутствии массированной рекламной кампании областной туристский бренд «Родина Ленина» стал забываться, а новый бренд еще не сформировался. Для решения этой проблемы необходимо сформировать конкурентоспособный специализированный областной турпродукт, включив в его ресурсы, кроме 2 исторических городов Ульяновска (Симбирска) и Димитровграда (Мелекесса), турресурсы других городов и районов области и осуществить его продвижение на внутреннем и внешнем рынках. При этом необходимо исходить из понимания того, что турпродукт большинства городов и районов области может быть конкурентоспособным на туристском рынке только при условии его специализации и создания новых туристских мотиваций в качестве составной части единого областного турпродукта.

Решение этой проблемы возможно только программным путем, что обусловлено необходимостью оказания бюджетной финансовой поддержки, а также осуществления координации деятельности областных, муниципальных органов управления, субъектов турбизнеса по созданию нового конкурентоспособного специализированного областного турпродукта.

Анализ развития туристской отрасли в Ульяновской области  во времена Советского Союза показывает, что оказание государственной поддержки  способствует активизации деятельности органов местного самоуправления и  туристских организаций, направленной на исполнение программных мероприятий. Так, Ульяновская область ежегодно обслуживала около 1 млн. туристов, что практически в 3,5 раза превышает показатель последних лет. В результате анализа опыта специалистов, работавших в сфере туризма во времена СССР, и консультаций со специалистами современной туристической сферы, краеведами в настоящее время формируется новый турпродукт области [10, с. 79].

Система программных  мероприятий включает в себя следующие  основные разделы:

1.Нормативно-правовое, организационно-методическое обеспечение управления развитием туризма, повышение квалификации кадров.

2.Развитие туристской инфраструктуры и межотраслевой координации.

3.Формирование областного турпродукта.

4. Продвижение областного  турпродукта.

Первое направление программных мероприятий предусматривает создание нормативной, правовой и организационно-методической базы управления туризмом, разработку и утверждение территориальных нормативных документов, основными из которых являются программы и подпрограммы муниципальных образований Ульяновской области по развитию туризма, а также мероприятия, направленные на оказание организационной и методической помощи по реализации программных мероприятий. В раздел включены мероприятия по защите прав потребителей, совершенствованию лицензирования туруслуг, включая транспортные услуги, и классификации гостиниц; предусмотрены меры, направленные на стимулирование развития предприятий туристской отрасли и повышение качества предоставляемых ими услуг. Отдельная группа мероприятий раздела, с учетом того, что формирование конкурентоспособного областного турпродукта невозможно без изучения тенденций развития туристского рынка, предусматривает проведение маркетинговых исследований и изучение опыта других регионов через участие в работе межрегиональных форумов, конференций, семинаров. Мероприятия по повышению квалификации кадрового состава туристской отрасли основаны на проведении учебно-методических семинаров и научно-практических конференций по проблемам развития туризма в области, организации курсовой подготовки, оказанию содействия в развитии туристских учебных заведений.

Второй раздел программных  мероприятий предусматривает дальнейшее расширение туристской инфраструктуры через привлечение инвестиций и  оказание поддержки предпринимателям на региональном и муниципальном уровнях. Одним из важнейших направлений раздела являются мероприятия по развитию инфраструктуры туризма путем благоустройства муниципальных образований области, входящих в турпродукт Ульяновской области.

Информация о работе Теоретические аспекты рынка услуг по туризму