Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ показателей уровня и качества жизни населении в современных условиях. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: Дать определение уровню и качеству жизни населения. Найти взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения.
Иметь общее представления о показателях уровня и качества жизни населения. Охарактеризовать основные показатели уровня и качества жизни населения. Выяснить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь.
Введение
. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения
.1 Методологические подходы к определению понятий «уровень жизни» и «качество жизни» населения
.2 Взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения
. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях
.1 Общее представление о показателях уровня и качества жизни населения
.2 Характеристика основных показателей уровня и качества жизни в современных условиях
.2.1 Характеристика показателей качества жизни населения
.2.2 Характеристика показателей уровня жизни населения
. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы
совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
дальнейшее
развитие системы пенсионного
Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут расширяться права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы.
Важнейшей функцией
государства останется
создание экономических
предпосылок для роста
опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;
поэтапное повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;
предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне;
развитие рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы.
В бюджетном
секторе будет сохранено
Основные задачи государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения - повышение эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения.
На рынке
труда предусматривается
В области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения. Это будет достигаться путем:
оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;
социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями;
повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;
совершенствования
государственной поддержки
решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.
Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования. Последовательное проведение преобразований позволит без коренной ломки адаптировать пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим и демографическим условиям и обеспечить выполнение возложенных на нее задач.
В 2006 - 2010 годах
будет обеспечен реальный рост пенсий,
сопоставимый с темпами роста
реальной заработной платы. К концу
прогнозируемого периода
Для улучшения демографической ситуации предусматриваются мероприятия по обеспечению охраны материнства и детства, повышению рождаемости и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе. Это потребует разработки механизма стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем и т.д. Будет ужесточена ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.
Развитие системы
образования предусматривает
Ее основными направлениями станут:
развитие новых форм дошкольного образования, повышение качества образования, и прежде всего на селе;
расширение использования технологий обучения, сберегающих здоровье учащихся;
создание эффективных механизмов взаимодействия систем профессионального образования с организациями - заказчиками кадров, укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.
Будет проводиться целенаправленная работа по обновлению структуры и содержания образования, учебных программ, систем научно-методического обеспечения во всех его звеньях, материально-технической и учебной базы, внедрению новых информационных образовательных технологий и компьютеризации. Предусматривается обеспечение широкого выбора образовательных программ и услуг, повышение их качества и конкурентоспособности.
В стране будет проводиться дальнейшая работа по приведению объемов и квалификационной структуры подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием в соответствие с требованиями национальной экономики.
В области здравоохранения
предусматривается повышение
внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров;
совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;
расширения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирования комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;
совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.
Планируется разработать
и внедрить систему стандартов для
медицинских информационных систем,
передовые медицинские технолог
Заключение
Изучив и проанализировав показатели уровня и качества жизни населения, мы выявили их значение в современных условиях.
В главе 1 «Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения» мы выяснили, что существует множество подходов к определению уровня и качества жизни. Из всех заключений можно дать обобщающие определения.
Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.
Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.
В главе 2 «Показатели уровня и качества жизни в современных условиях» отображены и охарактеризованы основные показатели уровня и качества жизни населения, а именно:
. Показатели качества жизни населения:
показатели естественного движения населения;
показатели миграционного движения населения;
показатели трудовых ресурсов;
показатели занятости и безработицы;
показатели уровня образованности.
. Показатели уровня жизни населения:
показатели доходов населения;
показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;
сбережение;
показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;
показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;
обобщающие оценки уровня жизни населения.
В главе 3 «Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь» отображены основные аспекты «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы», где рассматриваются пути решения демографической ситуации, пенсионной системы, доходов населения, системы образования, здравоохранения и др.
Таким образом, учитывая и выполняя все пункты, предложенные в данной программе, Республика Беларусь сможет выйти на значительно новую ступень по сравнению с другими странами в области уровня и качества жизни населения.
Список литературы
1. Борисевич В.И. Источники роста доходов и уровня жизни населения в современных условиях развития страны. Журнал «Вестник БГЭУ», 2008 г., №4, с.11-16.
2. Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь за 2007 год.
. Мясникович М.В., Дедков С.М. Макроэкономические аспекты повышения благосостояния и качества жизни населения. Журнал «Экономический бюллетень», 2007 г., с.45-58.
. Наука - образованию, производству, экономике. / Редколлегия: Б.М. Хрусталев, Ф.А. Романюк, А.С. Калиниченко. Мн. 2007 г. - 520 с.
. «Основные положения. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы».
. Пилуй М.П. Проблемы социальной защиты безработных и возможные пути их решения. Журнал «Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование» 2004 г., №12, с.11-16.
. Под ред. Нестерович С.Р. «Социально-экономическая статистика» Уч. пособие. Минск БГЭУ 2003 г. - 239 с.
. Политика доходов и качество жизни населения. Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Питер, 2003. - 652 с.
. Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь./ Науч.-исслед. экон. ин-т М-ва экономики Республики Беларусь. - Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2002. - 167 с.
Приложение 1
Численность и естественный прирост населения
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Численность населения (на конец года), тыс. чел. |
9990 |
9951 |
9899 |
9849 |
9800 |
9751 |
9714 |
9690 |
Естественный прирост (-), убыль населения: тыс. чел. на 1000 населения, человек |
-41,2 -4,1 |
-48,6 -4,9 |
-57,9 -5,9 |
-54,7 -5,5 |
-51,1 -5,2 |
-51,4 -5,2 |
-41,7 -4,3 |
-29,4 -3,0 |
Среднегодовая
численность занятых в |
4441 |
4417 |
4381 |
4339 |
4316 |
4350 |
4402 |
4445 |
Численность безработных, зарегистрированных органами государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек в процентах к экономически активному населению |
95,8 2,1 |
102,9 2,3 |
130,5 3,0 |
136,1 3,1 |
83,0 1,9 |
67,9 1,5 |
52,0 1,2 |
44,1 1,0 |
Приложение 2
Основные показатели образования (на начало учебного года)
1995/ 1996 |
2000/ 2001 |
2001/ 2002 |
2002/ 2003 |
2003/ 2004 |
2004/ 2005 |
2005/ 2006 |
2006/ 2007 |
2007/ 2008 | |
Число учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования |
5007 |
4772 |
4718 |
4543 |
4408 |
4298 |
4187 |
4063 |
3927 |
В них учащихся, тыс. чел. |
1582,2 |
1547,6 |
1488,9 |
1430,0 |
1369,0 |
1303,4 |
1240,9 |
1179,3 |
1134,9 |
Число учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования |
149 |
156 |
156 |
201 |
204 |
206 |
204 |
205 |
204 |
В них учащихся, тыс. чел. |
122,4 |
150,3 |
155,4 |
160,9 |
162,3 |
158,4 |
154,1 |
152,5 |
155,0 |
На10000 человек населения, учащихся |
120 |
150 |
156 |
163 |
165 |
162 |
158 |
157 |
160 |
Число учреждений, обеспечивающих получение высшего образования |
59 |
57 |
58 |
58 |
59 |
55 |
55 |
55 |
56 |
В них студентов, тыс. чел. |
197,8 |
281,7 |
301,8 |
320,7 |
337,8 |
362,9 |
383,0 |
396,9 |
413,7 |
На 10000 человек населения, студентов |
194 |
282 |
303 |
324 |
343 |
370 |
393 |
409 |
427 |