Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:44, реферат
Будущая способность России остаться мировым поставщиком энергии и укрепить свой энергетический сектор все чаще ставит перед Кремлем вопросы. После десятилетия надежного энергетического экспорта и полученных доходов Россия снижает цены на природный газ для Европы, в то время как прогнозы доходов для своего энергетического гиганта Газпрома снижаются начиная с этого года.
Введение
Экспорт топливно-энергетических ресурсов
Цели и приоритеты Энергетической стратегии России
Основные тенденции и прогнозные параметры развития экономики России на перспективу
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образлвания Республики Таджикистан
ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Международная статистика
Тема: Энергетический сектор Российской Федерации
Выполнил:
Студент 2 курса
Группа: МО-2
Каримов Мансур
Научный руководитель:
Доцент кафедры экономического
Мамий Ирина Петровна
Душанбе 2013г.
Содержание
Введение
Экспорт топливно-энергетических ресурсов
Цели и приоритеты Энергетической стратегии России
Основные тенденции и прогнозные параметры развития экономики России на перспективу
ВВЕДЕНИЕ
Будущая способность России
остаться мировым поставщиком энергии
и укрепить свой энергетический сектор
все чаще ставит перед Кремлем
вопросы. После десятилетия надежного
энергетического экспорта и полученных
доходов Россия снижает цены на природный
газ для Европы, в то время как
прогнозы доходов для своего энергетического
гиганта Газпрома снижаются начиная
с этого года.
Россия обладает крупнейшими подтвержденными
в мире запасами природного газа и постоянно
соревнуется с Саудовской Аравией в качестве
крупнейшего производителя нефти. Страна
поставляет треть европейских потребностей
в нефти и природном газе и начинает экспортировать
больше для голодных энергетических рынков
Восточной Азии. Энергетический сектор
является большим, чем коммерческие активы
для Москвы, он был одним из столпов стабилизации
в России и увеличением ее мощи более чем
столетие. Кремль рассматривает энергетическую
безопасность в качестве основного вопроса
национальной безопасности России, особенно
с учетом последних изменений в мировой
и отечественной тенденции, ставящих под
сомнение могущество энергетического
сектора.
На протяжении русской истории, энергетический
сектор страны периодически укреплялся
и ослаблялся. Управление этим циклом
находилось в центре внутренней и внешней
политики России с царских времен. Это
историческое бремя лежит теперь на режиме
Владимира Путина.
Экспорт топливно-энергетических ресурсов
В рассматриваемой перспективе Россия по-прежнему останется крупнейшим поставщиком энергоресурсов на мировой рынок (рис.8).
Согласно оценкам, при стабилизации цен нефти в диапазоне 18 - 20 долларов США за баррель российский экспорт топлива и электроэнергии увеличится (относительно уровня 2002 года) на 23 - 25 процентов к 2010 году и 25 - 30 процентов к 2020 году, а при регулярном росте цен до 30 долларов США за баррель экономически эффективный рост экспорта всех видов энергии из России будет соответственно 30 - 35 процентов и 45 - 50 процентов. Если же цены нефти в текущем десятилетии окажутся в диапазоне 13 - 15 долларов США за баррель, то экспорт энергоресурсов придется сократить на 10 - 15 процентов относительно достигнутого уровня. На масштабах вывоза углеводородного сырья будет также сказываться удельный вес его производства с привлечением зарубежного капитала и на условиях соглашений о разделе продукции. В то же время экспортная политика должна предусматривать возможные значительные колебания цен на нефть, а также возможное снижение цен на газ в связи с либерализацией газового рынка Европы.
В целях поддержания
энергетической и экономической
безопасности необходимо стремиться диверсифицировать
направления экспорта энергоресурсов
с развитием северного, восточного
и южного направлений экспортных
потоков российских энергоносителей
и последующим увеличением их
доли в географической структуре
экспорта энергоресурсов. Получит развитие
конструктивный диалог в области
энергетики со странами Европы, остающимися
на сегодняшний день основными потребителями
российских топливно-энергетических ресурсов.
Формы сотрудничества с европейскими
партнерами будут включать реализацию
совместных инвестиционных проектов,
в первую очередь энерготранспортных,
широкое вовлечение европейских
инвесторов в проекты развития нефтегазодобычи
на территории России (в том числе
реализуемые на условиях соглашений
о разделе продукции и
Во второй половине
прогнозируемого периода
Россия заинтересована
в долгосрочном и масштабном вовлечении
в свой топливно-энергетический баланс
углеводородных ресурсов (особенно природного
газа) центральноазиатских стран
Содружества Независимых
В интересах России
участие национальных компаний в
проектах по расширению инфраструктуры
транспорта энергоресурсов по территории
стран Содружества Независимых
Государств. Основными направлениями
сотрудничества будут восстановление
и дальнейшее развитие единой электроэнергетической
системы, укрепление минерально-сырьевой
базы, участие в разработке и эксплуатации
месторождений нефти и газа и
строительстве
В качестве одного из ключевых участников мирового энергетического рынка Россия должна активно влиять на установление обоснованных и прогнозируемых цен на энергоресурсы, справедливых и выгодных как для стран-производителей, так и для потребителей энергоресурсов. В то же время государственная политика должна предусматривать возможные значительные колебания цен на энергоресурсы в связи с изменениями ситуации на мировом рынке.
Государство поддержит участие российских компаний в экономически эффективных зарубежных инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственной энергетической политики в этой сфере станет повышение эффективности и надежности энергообеспечения отечественных потребителей.
Цели и приоритеты Энергетической стратегии России
Россия располагает
Главной задачей Энергетической стратегии России является:
определение путей достижения
качественно нового состояния ТЭК,
роста конкурентоспособности
Приоритетами Энергетической стратегии являются:
полное и надежное обеспечение
населения и экономики страны
энергоресурсами по доступным, и
вместе с тем стимулирующим
меры по созданию рациональной
рыночной среды (включая взаимоувязанные
тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное
регулирование и
повышение эффективности
управления государственной
введение системы
национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса
развития энергетики и
стимулирующих
стимулирование и поддержку стратегических инициатив в сфере
инвестиционной, инновационной и энергосберегающей активности хозяйствующих субъектов.
Проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса
Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса,
являются: высокая степень износа основных фондов (более 50%). Ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2-х до 6-ти раз. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе; сохраняющийся в отраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В газовой промышленности и в электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста
Основными факторами, которые будут определять развитие ТЭК в первой четверти XXI века, являются: динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье внутри страны, обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители; масштабы реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий, как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики; состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в международное энергетическое пространство; устойчивое развитие минерально-сырьевой базы; формирование благоприятного инвестиционного климата, с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования; создание экономических стимулов для гармонизации отношений энергетики и природы; масштабы использования научно-технических достижений в ТЭК и подготовка перехода к энергетике будущего. Поставленная задача достижения качественно нового состояния ТЭК диктует жесткие требования к нацеленности и точности осуществляемых мер государственного регулирования, взаимной ответственности всех участников процесса.
Основные тенденции и прогнозные параметры развития экономики России на перспективу
Энергетическая стратегия
базируется на результатах оценки основных
тенденций в экономике на среднесрочную
и долгосрочную перспективу, выполненной
на основе формирования возможных сценариев
развития, отвечающих гипотезам о
различных вариантах
Рис.1 Исходные условия (гипотезы) развития до 2020 г
Рис.1 Исходные условия (гипотезы) развития до 2020 г
Все сценарии развития предусматривают выполнение следующих условий:
будет иметь место влияние долговременных циклических закономерностей развития мировой экономики и мировых энергетических рынков; динамика выплат по внешнему долгу не предполагает его реструктуризации; будут продолжены экономические реформы с вариацией интенсивности их проведения; снижение инфляции будет иметь целевой характер, а меры по ее ограничению будут способствовать повышению уровня жизни населения; трансформация структуры ВВП будет осуществляться в направлении повышения доли услуг, а структуры промышленного производства – в 10 направлении опережающего роста обрабатывающих отраслей и неэнергоемких производств. Сценарные условия учитывают направления дальнейшего реформирования налоговой системы и бюджетного процесса. Основные направления налоговой реформы в среднесрочный период будут включать: