Cтатистическое изучение научно-технической и инновационной деятельности ”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой - постиндустриальной - стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития — информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением компьютерной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняются характер и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической деятельности, преображается облик системы образования и здравоохранения, происходят сдвиги в сфере личного потребления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Система показателей статистики науки и инноваций. 5
1.2. Особенности статистического изучения научной деятельности. 8
1.2.1. Показатели кадрового потенциала. 9
1.2.2. Показатели материально-технической базы. 11
1.2.3. Показатели финансирования исследований и разработок. 13
1.3. Особенности статистического изучения инновационной деятельности. 15
1.3.1. Оценка инновационной активности предприятий. 16
1.3.2. Показатели затрат на технологические инновации. 17
1.4. Статистическое изучение результативности научной и инновационной деятельности. 19
2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 22
3. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. 24
4. РАСЧЕТ ОТДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО “АЙСБЕРГ - АКВА”. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 32

Вложенные файлы: 1 файл

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

     Кадры — основной элемент научного потенциала страны. Сам характер научной деятельности как «интеллектуального производства» определяет значение личности ученого в творческом процессе создания новых знаний. Статистика кадров науки имеет своей целью сбор, обработку и представление статистической информации о численности, составе и динамике занятых научными исследованиями и разработками. Ее основной категорией в современной статистической практике является персонал, занятый научными исследованиями и разработками, - совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок. В статистике персонал, занятый научными исследованиями и разработками, учитывается как списочный состав работников организаций, выполняющих научные исследования и разработки.  В соответствии с характером фактически выполняемой работы и уровнем квалификации в составе персонала, занятого научными исследованиями и разработками, выделяются четыре категории работников:

  • исследователи — работники, профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют высшее образование. В эту категорию включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий   непосредственное  руководство   исследовательским процессом;
  • техники — работники, участвующие в научных исследованиях и разработках и выполняющие технические функции. В основном техники имеют среднее специальное образование и (или) необходимый профессиональный опыт и знания;
  • вспомогательный персонал — работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением научных исследований и разработок;
  • прочий персонал — работники, осуществляющие хозяйственное обслуживание и иные функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом.

   Статистика  учитывает численность персонала, занятого научными исследованиями и  разработками, по категориям персонала, уровню образования. Кроме того, численность исследователей рассматривается по отраслям науки, а также полу и возрасту. Статистический анализ численности и состава кадров науки сочетается с изучением их использования, фактической занятости научной деятельностью. Более объективному учету затрат труда в науке способствует определение численности работников  в эквиваленте полной занятости научными исследованиями и разработками. Целью таких оценок является учет не только лиц, полностью занятых этим видом деятельности, но также тех, кто занят исследованиями лишь часть времени (преподавателей вузов, консультантов, аспирантов и др.).

   Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в эквиваленте полной занятости отражает не количество выполняющих их физических лиц, а сумму долей времени, фактически затраченного на эту работу, и измеряется в человеко-годах. Например, если один ученый посвящает научным исследованиям 30%, второй — 50%, третий — 70% времени, а остальное время они заняты другой деятельностью (преподаванием, управлением и т.д.), то число исследователей в эквиваленте полной занятости составит 1,5 человеко-года, а не 3, как в случае учета физических лиц. Первичным источником информации для расчета эквивалента полной занятости научными исследованиями и разработками могут служить опросы ученых, в рамках которых ими проводится самооценка времени, затрачиваемого в течение типичной недели на фундаментальные, прикладные исследования, разработки, управление ими либо на другие виды деятельности. Получение информации возможно также на основе проведения выборочных обследований научных организаций и высших учебных заведений, направленных на изучение бюджета времени работников науки и профессорско-преподавательского персонала вузов. В статистике с переходом на международные стандарты начиная с 1994 г. в целях определения масштабов занятости научными исследованиями и разработками учитывается фактическая численность лиц, выполняющих их в качестве совместителей и по договорам гражданско-правового характера. На этой основе, исходя из числа отработанных ими за отчетный период человеко-дней, рассчитывается общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в эквиваленте полной занятости.

   Особую  актуальность приобретает задача организации комплексного статистического мониторинга, объектом которого становится не только персонал, занятый научными исследованиями и разработками, но и научно-технические кадры в целом. Научно-технические кадры определяются как совокупность всех лиц, проживающих в стране и имеющих законченное образование третьей ступени в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых научно-технической деятельностью, где обычно требуется подобная квалификация. Научно-технические кадры классифицируются по уровню квалификации (образования), областям науки, профессиям, категориям занятости, отраслям, регионам, полу, возрасту, национальному происхождению. Объектами мониторинга должны стать наличие научно-технических кадров, источники их формирования, мобильность, миграция, уровень жизни научно-технических кадров, что предполагает координацию работ по статистике науки, труда и занятости, образования, населения и по другим отраслям социально-экономической статистики. Статистическое наблюдение успешно сочетается здесь с социологическими исследованиями ценностных ориентации ученых, их материальных и моральных потребностей, мотивации трудовой деятельности, социального статуса. Статистическое изучение подготовки научных кадров в настоящее время охватывает лишь показатели деятельности аспирантуры и докторантуры (численность, прием и выпуск аспирантов и докторантов в разрезе отраслей наук и научных специальностей). Отдельно учитывается численность соискателей ученой степени, осуществляющих подготовку диссертаций самостоятельно, а также лиц, защитивших диссертации.

1.2.2. Показатели материально-технической  базы.

     В процессе производства научных знаний ученый использует разнообразные средства (научное оборудование, приборы, вычислительную технику, испытательные стенды и т.п.) и предметы труда (материалы, реактивы и др.). Состояние средств научного производства отражает уровень развития производительных сил и самой науки, определяет перспективы ее развития, темпы и эффективность научно-технического прогресса, этим предопределяется значение статистического изучения материально-технической базы науки и ее основных элементов.

     Материально-техническая  база науки — комплекс средств и предметов труда в сфере научных исследований и разработок, выступающих в материально-вещественной форме. Она включает основные и оборотные средства научных исследований и разработок. К основным фондам (средствам) научных исследований и разработок относятся: здания и сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование, в том числе опытно-экспериментальные установки (научно-исследовательские суда, радиотелескопы и т.д.), научные приборы, средства автоматизации и вычислительная техника и т.д.; транспортные средства; инструмент, инвентарь и прочие основные фонды, состоящие на балансе научных организаций и их опытных баз и используемые в их основной деятельности.

     Задачей статистики является получение взаимосвязанной  информации, характеризующей материально-техническую базу науки и источники ее формирования как по стране в целом, так и по отдельным секторам и регионам. Статистика материально-технической базы науки опирается на классификацию ее основных фондов в соответствии с их назначением, ролью в процессе научного производства, сферой применения и т.п. Действующий Всероссийский классификатор основных фондов, утвержденный Госстандартом России в 1994 г., не обеспечивает необходимой их дифференциации применительно к специфике различных видов научной деятельности. Поэтому в статистике науки предусматриваются дополнительные группировки основных фондов науки. Так, в зависимости от степени участия в проведении научных исследований и разработок выделяется основное исследовательское оборудование и вспомогательное оборудование, непосредственно не участвующее в этом процессе, а служащее для выполнения вспомогательных функций.

     Развитию  методологии и методики статистического  наблюдения материально-технической базы науки способствовали единовременные обследования, проведенные в 1989 и 1992 гг. и позволившие впервые не только в отечественной, но и в мировой статистической практике получить обширную информацию, характеризующую ее состояние во взаимосвязи с показателями кадрового потенциала и финансирования научных исследований и разработок.

     В статистике разрабатываются показатели, отражающие объемы и структуру основных фондов и оборотных средств научных организаций; состав технических средств с более детальной классификацией научного оборудования и приборов, возрастную структуру и технический уровень оборудования; наличие и использование технических средств, в том числе импортного и дорогостоящего оборудования; обеспеченность научных организаций зданиями, включая наличие собственных зданий, специально спроектированных и построенных под конкретные научные коллективы. Обобщающими характеристиками обеспеченности научных организаций основными фондами служат показатели фондо- и техновооруженности труда. Они определяются как отношение соответственно объема основных средств научных исследований и разработок к численности занятого ими персонала; стоимости машин и оборудования — к численности исследователей. Особый интерес для анализа представляют оценки вооруженности ученых приборами и вычислительной техникой.

     Важной  задачей статистики является также  изучение опытной базы науки, охватывающей совокупность опытных производств, выполняющих опытные, экспериментальные работы. Состояние и использование опытной базы характеризуют способность науки осуществлять опытную проверку результатов научных исследований и разработок с целью обеспечения непрерывности инновационного процесса. Статистика учитывает общий объем выполненных работ опытной базы, включая объем опытных, экспериментальных работ, производство серийной продукции, работы по ремонту и обслуживанию оборудования опытной базы научной организации и др. Обобщающим показателем использования опытной базы науки по ее основному назначению, т.е. в целях научных исследований и разработок, является удельный вес опытных, экспериментальных работ в общем объеме работ опытных производств.

1.2.3. Показатели финансирования исследований и разработок.

   Ключевым  статистическим показателем финансовых ресурсов науки являются затраты на научные исследования и разработки — выраженные в денежной форме фактические расходы на выполнение научных исследований и разработок. Основное внимание в статистике уделяется учету внутренних затрат на научные исследования и разработки, выполненные собственными силами отчитывающейся организации в течение отчетного года, независимо от источника финансирования. На их базе можно получить агрегированную оценку затрат на научные исследования и разработки в отрасли, регионе, секторе науки, стране в целом, устраняя при этом опасность повторного счета затрат в части, выполненной сторонними организациями по договорам. В целях сводной оценки затрат конкретной организации на исследования и разработки предусматривается также представление данных о внешних затратах на выполнение работ субподрядчиками по договорам с отчитывающейся организацией. В качестве обобщающего статистического показателя масштабов научных исследований и разработок на национальном уровне выступают валовые внутренние затраты на их выполнение на территории страны в течение отчетного года (включая финансируемые из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом) в абсолютном выражении и в процентах к валовому внутреннему продукту. В составе внутренних затрат на исследования и разработки рассматриваются:

  • текущие затраты, в том числе на оплату труда работников, выполняющих научные исследования и разработки, отчисления на социальные нужды, затраты на приобретение оборудования за счет себестоимости работ, другие материальные затраты, прочие текущие затраты;
  • капитальные затраты,  в том числе на приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов, и пр.

   Новой как в методологическом, так и  в практическом плане задачей  статистики науки в России стало  изучение целевой ориентации исследований и разработок. В условиях ограниченных финансовых ресурсов государственная научно-техническая политика предусматривает их сосредоточение на приоритетных направлениях исследований. В связи с этим в статистике используется группировка внутренних затрат на исследования и разработки по важнейшим социально-экономическим целям общества, что позволяет оценить фактически сложившиеся приоритеты в финансировании науки и сопоставить их с приоритетами научно-технической политики, формируемыми на стадии составления и исполнения федерального бюджета, а также с национальными приоритетами в целом. Классификация социально-экономических целей, применяемая в отечественной статистике науки, строится исходя из задач государственной научно-технической политики и сложившихся в России направлений финансирования научных исследований.

   Распределение работ по социально-экономическим  целям осуществляется в статистике по критерию непосредственного целевого назначения конкретных проектов научных исследований и разработок. Для уточнения состава отдельных целей используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). При группировке затрат по видам продукции и услуг следует исходить из фактической отраслевой ориентации выполняемых исследований и разработок. Основным критерием здесь является назначение результатов исследований и разработок. Для использования в конкретных отраслях экономической деятельности, а именно, на развитие каких отраслей, видов продукции и услуг непосредственно направлены те или иные темы (заказы) исследований и разработок. Дополнительными ориентирами могут служить отраслевая принадлежность предприятия (организации) - заказчика и(или) предприятия, на котором намечается внедрение результатов исследований и разработок, сфера их применения (например в случае с услугами здравоохранения, образования и др.).

Информация о работе Cтатистическое изучение научно-технической и инновационной деятельности ”