Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:39, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение обязательного государственного страхования и его развитие в России.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить информацию, имеющуюся в литературе и в ресурсах интернета;
- проанализировать теоретические основы обязательного государственного страхования: понятие, сущность, принципы и рассмотреть виды обязательного государственного страхования;
- на примере ОАО «Росгосстрах» проанализировать динамику страхового рынка.
Объектом работы выступает обязательное государственное страхование.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.История развития страхования в России
1.1 Дореволюционный период………………………………………………….4
1.2 Страхование в советский период………………………………………….6
1.3 Формирование свободного страхового рынка в 90-е г………………12
1.4 Современный страховой рынок России………………………………....13
2.Теоретические основы обязательного государственного страхования
2.1 Понятие и сущность обязательного страхования…………………….15
2.2 Принципы и виды обязательного страхования……………………….16
3. Анализ обязательного государственного страхования на примере ОАО «Росгосстрах»
3.1 Общая информация о страховой организации……………………….20
3.2 Динамика страхового рынка 2010-2012 г.г……………………………23
Заключение……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………………….30
В 1931 г. обязательное и добровольное страхование имущества отменено для основной части предприятий государственной промышленности. Обязательное страхование сохранилось только для предприятий местной промышленности, не имеющих соответствующих финансовых гарантий со стороны органов местной власти.
С 1956г. прекращено обязательное страхование государственного жилого фонда, а также добровольное страхование имущества государственных учреждений и организаций, состоящих на местном бюджете. Таким образом, практически весь государственный сектор хозяйства был исключен из системы страхования.
Обязательное страхование было сохранено, только в отношении государственного имущества, сдаваемого в аренду. Однако сохранялось и развивалось обязательное страхование имущества колхозов, введенное в 30-е гг. вместо кооперативного страхования. В 1968 г. его объемы были существенно расширены за счет введения универсального обязательного страхования посевов на случай неурожая, любых стихийных бедствий, включая засуху. С 1974 г. этот вид обязательного страхования распространен на совхозы с целью укрепления финансовой устойчивости сельского хозяйства.
В полной мере сохранялось обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам, подтвержденное в 1981г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам» и соответствующим постановлением Совета Министров СССР. В соответствии с этими документами обязательному страхованию подлежали находящиеся в личной собственности граждан строения (жилые дома, садовые домики, дачи, хозяйственные постройки), а также животные (крупный рогатый скот, лошади и верблюды).
Государственная система страхования довольно успешно занималась личным страхованием. Во второй половине 20-х гг. начинается оживление в области личного страхования. В 1927 г. Госстрах вводит новый, упрощенный вид страхования жизни, доступный для широких народных масс (крестьянское страхование жизни). Для него были характерны стандартные страховые суммы, сроки и размеры страховых платежей. Для заключения договора не требовалось предварительного медицинского освидетельствования. В эти же годы было начато страхование от несчастных случаев и страхование пассажиров от несчастных случаев на путях железнодорожного, водного и воздушного сообщения. Введено смешанное страхование с тремя видами обеспечения: на дожитие до определенного возраста, на случай смерти и на случай инвалидности вследствие несчастного случая. В 1936 г. разрешено добровольное индивидуальное страхование жизни, смерти и дожития без ограничения страховой суммы. Достаточно широко практиковалось в этот период коллективное страхование рабочих и служащих на случай смерти и инвалидности.
Постановлением Совнаркома СССР, принятым в июне 1941 г., органы Госстраха были освобождены от ответственности по личным и имущественным ущербам, возникшим в результате военных действий. Зато на территориях, освобожденных от оккупации, для развития страхования создаются самые благоприятные условия, водятся льготные тарифы.
Страхование жизни достаточно активно развивалось в послевоенный период. Существовали группы населения, которые не включались в государственную систему социального страхования (например, колхозники). Для них роль добровольного личного страхования была незаменима. После денежной реформы 1947 г. объёмы страхования жизни неуклонно росли, появились новые его виды, первые послевоенные годы утверждаются новые правила по всем видам личного страхования. C 1956 г. разрешается заключать договоры страхования жизни не только на 10, 15 и 20 лет, но и на 5 лет, и именно такие договоры становятся преобладающими, давая большую часть поступлений страховых взносов по страхованию жизни. В конце 60-х гг. вводятся новые виды страхования: страхование детей, затем так называемое «свадебное страхование». Переход на новые формы хозяйствования в 1992 г., сопровождавшийся обвальным падением рубля и галопирующей инфляцией, по существу, уничтожил систему долгосрочного страхования жизни.
Перестрахование. Система перестрахования в советский период присутствовала лишь у Ингосстраха, который с самого начала своей деятельности вынужден был перестраховать свои риски в зарубежных страховых компаниях.
В период кратковременного существования кооперативного страхования общества взаимного страхования были обязаны перестраховывать свои риски в Госстрахе. После его исчезновения потребность в перестраховании отпала сама собой. Сконцентрированные в Госстрахе колоссальные страховые резервы и централизованное распоряжение ими позволяли не беспокоиться о перестраховании.
Таким образом, накануне рыночных реформ государственное страхование в России представляло собой достаточно сложную и хорошо организованную систему (таблица 2).
Таблица 2 – Система государственного страхования в СССР накануне рыночных реформ
Ингосстрах СССР |
Госстрах СССР | |||
Обязательное страхование |
Добровольное страхование граждан | |||
граждан |
предприятий и организаций |
имущественное |
личное | |
Страхование экспорта и импорта в соответствии с правилами внешнеторговых сделок. Морское страхование. Страхование ответственности грузоперевозчика. |
Страхование пассажиров от несчастных случаев. Страхование имущества, принадлежащего гражданам. |
Страхование государственного имущества, сдаваемого в аренду. Обязательное страхование имущества колхозов и совхозов, включая посевы на случай неурожая. |
Страхование имущества, находящегося в собственности граждан: строений, домашнего имущества, транспортных средств. |
Страхование жизни: смешанное на случай смерти, страхование детей. Страхование от несчастных случаев. |
1.3 Формирование свободного страхового рынка в 90-е гг.
Сильной стороной государственного страхования и компаний, созданных позднее на его основе, была и остается их система работы с населением в части имущественного и личного страхования. В конце 80-х гг. в СССР работало 5765 страховых органов (3425 находились на территории России) - инспекций государственного страхования, имевших огромную сеть страховых агентов. Общие объемы страховых операций, с учетом нерыночного характера экономики, были достаточно велики (Таблица 3).
Таблица 3 – Основные показатели государственного страхования СССР за 1989 г.
Число страховых органов |
5765 |
Поступление страховых платежей, млрд. руб. Всего В том числе: от народного хозяйства от населения |
18,1
6,4 11,7 |
Выплаты страхового возмещения и страховых сумм, млрд.руб Всего В том числе: народному хозяйству населению |
15,7
6,4 9,3 |
Число действующих договоров добровольного страхования среди населения, млн. |
203,9 |
Число договоров добровольного страхования на одну семью |
2,5 |
Выплаты по добровольному страхованию в среднем на одну семью, руб. |
105,1 |
Справочно: |
|
Объем валового нац. продукта, млрд.руб. |
924,1 |
Численность населения, млн.чел. |
288,6 |
С началом рыночных реформ в 1991-1992 гг. весь финансовый потенциал государственного страхования был уничтожен инфляцией. Государственная монополия в области страхования была практически снята принятием в мае 1988г. Закона СССР «О кооперации», который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятельно определять условия, порядок и виды страхования. [7]
Постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г. прямо ориентировало на развитие конкуренции на российском страховом рынке. В ноябре 1992 г. был принят Закон РСФСР «О страховании», закрепивший правовые основы свободного российского страхового рынка.
За очень непродолжительный срок этот рынок заполнился множеством компаний, предлагающих свои услуги. К началу 1997 г. их число выросло до 2,7 тысячи. Особенностью формирования российского страхового рынка являлось массовое появление новых компаний, не связанных ранее со страховым делом.
В 1992 г. произошло акционирование Госстраха РСФСР и его преобразование в Российскую государственную страховую компанию «Росгосстрах», весь пакет акций которой принадлежал государству. «Росгосстрах» является правопреемником имущественных прав и обязанностей Правления государственного страхования РФ. Это означает, в частности, что в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» на нем лежит обязанность восстановления сбережений по 55 млн. договорам в сумме 29,4 млрд. руб. по состоянию на 1 января 1992 г.[14]
1.4 Современный страховой рынок России
В последние годы страховой рынок в России прошел путь от «серой» и непрозрачной сферы деятельности до важнейшего сегмента экономики, о необходимости развития которого заговорили на самом высоком уровне, так как посредством страхования человек реализует одну из важнейших своих потребностей - потребность в безопасности.
Динамика российского страхового рынка тесно связана с развитием экономики. Можно сказать, что страхование колеблется вместе со всей остальной российской экономикой. В этой связи показательна динамика страхового рынка в кризис (Таблица 4).[14]
Таблица 4 - Основные изменения, произошедшие на российском страховом рынке
Направления изменений |
До кризиса |
После кризиса |
Перспективные сегменты |
Розница и банкострахование — локомотивы роста страхового рынка |
Лидеры падения и наиболее проблемные сегменты рынка — страховая розница и банкострахование. Усредненный комбинированный коэффициент убыточности-нетто розничных компаний в 2009 году составил 106,9%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 6,5 п. п. Усредненные темпы падения взносов розничных страховщиков в 2009 году составили — 12 %, одновременно темпы прироста взносов корпоративных страховщиков были равны +7 % |
Ориентированность бизнеса страховщиков |
Ориентация на посредников (банки, автосалоны, брокеров, агентов), так как они обеспечивают быстрый прирост бизнеса |
Посредники дискредитированы (их бизнес резко сократился в результате падения кредитования, сокращения продаж новых автомобилей, увеличилось число случаев мошенничества среди брокеров и страховых агентов) и уже не могут диктовать свои условия страховым компаниям. Ориентация на страхователя — обновление и расширение страховых продуктов, более активное использование франшизы, введение бюджетных страховых продуктов, развитие прямого страхования. |
Стратегия страховых компаний |
Захват рыночной доли. Основные целевые показатели — объем полученных взносов, доля рынка, темпы роста взносов. В результате продажа с максимальным мультипликатором |
Выживание. Основные целевые показатели – ликвидность, убыточность, рентабельность. В результате оптимизация бизнес — процессов, реструктуризация |
Начало нового этапа развития страхового рынка связано с постепенным выходом сектора из кризиса и изменением отношения государства к страховой отрасли. В 2010 году были приняты или активно обсуждались законопроекты, которые будут определять ускоренное развитие страхового рынка на ближайшие 3—5 лет.[6]
2.Теоретические основы обязательного государственного страхования
2.1 Понятие и сущность обязательного страхования
Обязательное страхование - страхование, осуществляемое в силу требований закона. Обязательное страхование означает, что страхование должно осуществиться в силу веления государства независимо от того, хочет или не хочет этого сам страхователь. Так как инициатива осуществления страхования принадлежит здесь государству, то такое страхование всегда носит социальный оттенок и выражает заботу государства либо по поводу определенного слоя граждан (например, страхование пассажиров воздушного и железнодорожного транспорта, где риск причинения вреда наиболее велик), либо по поводу определенного имущества (например, страхование жилых строений, принадлежащих гражданам, страхование посевов сельскохозяйственных культур и т.п.).
Иначе говоря, обязательное страхование означает установление страховой защиты объектов, имеющих значение для всего общества.
Обязательным называется такое страхование, когда государство устанавливает обязательность внесения соответствующим кругом страхователей страховых платежей. В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.
Обязательное государственное страхование осуществляется:
Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.[8.,12]
Информация о работе Анализ обязательного государственного страхования на примере ОАО «Росгосстрах»