Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем, стоящих перед реализацией программы ОМС в нашей стране, от которых во многом будет зависеть становление современной системы ОМС и ее финансирование.
В ходе работы над курсовой работой следует осуществить ряд задач:
- рассмотреть модели медицинского страхования;
- выявить основные проблемы системы ОМС;
- предложить меры по совершенствованию системы ОМС.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Особенности обязательного медицинского страхование в РФ…………….4
1.1 Развитие и формирование обязательного медицинского страхования в РФ………………………………………………………………………………4-9
1.2 Виды медицинского страхования………………………………………9-10
2. Анализ системы обязательного медицинского страхования в РФ………11
2.1 Существующие проблемы обязательного медицинского страхования в РФ……………………………………………………………………………12-15
2.2 Организационные модели ОМС в субъектах РФ………………………15-16
2.3 Перспективы развития…………………………………………………17-27
Заключение…………………………………………………………………28-30
Список литературы………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Особенности обязательного медицинского страхование в РФ…………….4
1.1 Развитие и формирование
обязательного медицинского страхования
в РФ…………………………………………………………………………
1.2 Виды медицинского страхования…
2. Анализ системы обязательного медицинского страхования в РФ………11
2.1 Существующие проблемы обязательного
медицинского страхования в РФ…………………………………………………………………………
2.2 Организационные модели ОМС в субъектах РФ………………………15-16
2.3 Перспективы развития…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в области охраны здоровья, обеспечивающая накопление средств, для целевого финансирования медицинской помощи и профилактических мероприятий при возникновении страхового случая. В настоящее время между обществом и медициной складываются новые по своему содержанию социально-экономические взаимосвязи. Наметилась тенденция замены бесплатной медицинской помощи платными услугами. При нарастании платности медицинской помощи возрастает нагрузка на бюджет, так как уровень платности и платежеспособности все больше определяет решение населения по поводу первичного обращения к врачу. В то же время, в условиях формирования современной рыночной экономики доля средств государства в финансировании здравоохранения будет сокращаться и не сможет обеспечить не только развитие, но и выживание здравоохранения. Именно поэтому так необходимы дополнительные гарантированные источники финансирования медицинской помощи, основным из которых становятся взносы на обязательное медицинское страхование. Целью введения обязательного медицинского страхования - формирование различных видов социального страхования, обязательное участие работающих во взносах по большинству видов социального страхования, осуществлении социального страхования структурами, не находящимся в непосредственном ведении государства. Актуальность представленной работы состоит в том, что медицинское страхование, является, по сути, совершенно новым явлением для нашего государства и общества, требует глубокого изучения условий и методов внедрения данной системы в совокупности с другими социально-политическими и экономическими преобразованиями в нашей стране.
Целью курсовой работы является выявление проблем, стоящих перед реализацией программы ОМС в нашей стране, от которых во многом будет зависеть становление современной системы ОМС и ее финансирование.
В ходе работы над курсовой работой следует осуществить ряд задач:
- рассмотреть модели
- выявить основные проблемы системы ОМС;
- предложить меры по совершенствованию системы ОМС.
Работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В процессе написания курсовой работы были использованы труды отечественных авторов, законодательные и нормативные акты РФ.
Глава 1. Особенности обязательного медицинского страхование в РФ
1.1 Развитие и
формирование медицинского
Зарождение элементов
социального страхования и
2. Амбулаторное лечение.
3. Родовспоможение.
4. Больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного. 4 этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917 г.), включающие следующие основные концептуальные положения:
· Расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных).
· Предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы).
· Повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек.
· Полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей. Временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной Думой в 1912 г. 5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 года Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России "полного социального страхования". Основные положения Декларации были следующие:
· распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;
· распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы);
· возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и государство;
· возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы. Проводимые Советским правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации. Логическим продолжением начатой политики слияния наркомздравовской и страховой медицины стало принятие Декрета от 31.10.1918г., которым было утверждено "Положение о социальном обеспечении трудящихся". В новом Положении термин "страхование" был заменен на термин "обеспечение". Это соответствовало концепции Советского правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала "социалистической" и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения. Содержание Декрета от 31.10.1918 г. полностью этому соответствовало. 19.02.1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения", в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах. Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д. 6 этап. С ноября 1921 по 1929 год C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.
15.11.1921 г. издается Декрет
"О социальном страховании
лиц, занятых наемным трудом",
в соответствии с которым
· Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования.
· Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения.
Структура фондов медицинской помощи застрахованным в период с 1922 по 1929 г. 7 этап. С 1929 по июнь 1991 года Этот этап можно охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья. 8 этап. С июня 1991 года по настоящее время И лишь с принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.
1.2 Виды медицинского страхования
Различают обязательное и добровольное медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС (ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации). Добровольное медицинское страхование позволяет гражданам получать дополнительные медицинские или иные услуги, не предусмотренные программой ОМС. Они могут включать в себя определенное число посещений врача, госпитализацию в стационар и др. Таким образом, участвуя в добровольном медицинском страховании, гражданин лично принимает участие в формировании страховой программы, то есть определяет виды и объем услуг, которые она подразумевает, выбирает медицинские учреждения, в которых он хотел бы обслуживаться. При заключении договора добровольного медицинского страхования страхователь уплачивает страховой взнос, который дает ему право в течение срока действия полиса получать медицинское обслуживание по выбранной программе без внесения дополнительной платы. Итак, рассмотрим более подробно обязательное медицинское страхование.
Глава 2. Анализ системы обязательного медицинского страхования в РФ
Медицинское страхование в Российской
Федерации является формой социальной
защиты интересов населения в
охране здоровья. В правовом отношении
этот вид страхования опирается
на Закон РФ «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации»
от 28 июня 1991 г. № 1499-1. Закон определяет
правовые, экономические и
2.1 Организационные модели ОМС в субъектах РФ
Практика обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации демонстрирует сегодня полиморфизм моделей обязательного медицинского страхования, некоторые из которых прямо противоречат действующему законодательству. В настоящее время, в зависимости от местных особенностей, от степени готовности территории, условий финансирования, уровня материально-технического оснащения здравоохранения данной территории вырисовываются четыре организационно-финансовые модели обязательного медицинского страхования: страховая, смешанная, фондовая и условная модели. Так, страховая модель полностью соответствует Закону «О медицинском страховании граждан в РФ». По такой модели работают лишь 18 территорий РФ, в том числе Москва и Санкт-Петербург, Чувашия, Ставрополье, Кемеровская область и другие (рис. 1).
Информация о работе Анализ системы обязательного медицинского страхования в РФ