Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:46, реферат
Созданный при Правительстве Российской Федерации, Фонд представляет собой финансово - кредитную систему. Денежные средства и имущество находятся в оперативном управлении Фонда и являются Федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других Фондов и изъятию не подлежат.
Введение 3
1. Фонд социального страхования РФ 4
1.1 Правовые, экономические и социальные предпосылки создания Фонда социального страхования РФ 4
1.2 Содержание Фонда социального страхования РФ, его место в реализации социальной политики государства 6
1.3 Характеристика основных направлений деятельности ФСС РФ 12
2. Направления по совершенствованию деятельности ФСС РФ 16
Заключение 18
Список литературы 20
Финансирование услуг, предоставляемых
через социальное страхование, должно
удовлетворить ряд потребностей
нетрудоспособных и безработных
граждан. Эта форма использования
средств социального
Назначение льгот связано
с получением конкретного материального
блага или услуги по льготным ценам.
В силу этого льготы занимают промежуточное
положение между натуральным
и денежным распределением. Они дают
возможность увеличения располагаемых
доходов отдельных групп
Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные выплаты);
традиционную форму
Под системой социальных гарантии понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий, ресурсных возможностей общества. Эта форма социальной защиты граждан основывается на принципах налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов.
К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в пределах определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды и др.) и обеспечением за счет бюджетной системы государства.
Под социальным вспомоществованием (помощью) как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социального вспомоществования являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума.
Социальное страхование являетс
Система социального страхования состоит из двух частей. Первая часть должна обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; вторая - гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Социальное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного. Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.
Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (государственного бюджета). Отличительными чертами этой формы социального страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива обязательного страхования, а как дополнение к нему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостатки одного вида страхования достоинствами другого.
Формирование современной
системы социального
Становление государственных
внебюджетных фондов социального страхования
в период экономических реформ обусловило
сокращение роли государственного бюджета
в финансировании социальных расходов.
Однако финансовое положение фондов
социального страхования в РФ
характеризуется
Доходы фондов зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.
Один из путей решения финансовых проблем этих фондов связан с ростом ставок страховых социальных платежей, однако пока не предполагается увеличивать их. Напротив, ставится цель уменьшения «налогового бремени» российских предприятий: на социальные страховые взносы уже приходится 25% их обязательных платежей. Возможно также увеличение уровня страховых взносов работников в данные фонды с 1% заработной платы (взносы в Пенсионный фонд РФ) до 3-5% заработка.
Кроме того, можно увеличить уровень самофинансирования отдельных внебюджетных фондов за счет части их резервов, направляемых в инвестиционные проекты и банковские депозиты при отсутствии задолженности перед населением по социальным выплатам из этих фондов.
Рост доходов внебюджетных
фондов социального страхования
также зависит от уровня собираемости
социальных страховых взносов с
предприятий и организаций. Каждый
фонд самостоятельно собирает собственные
социальные платежи, что связано
со многими проблемами. Специалисты
предлагают также включить фонды
социального страхования в
Поэтому фонды социального страхования РФ должны сохранить внебюджетный статус. Федеральные законодательные органы и Правительство России обязаны осуществлять контроль за доходами и расходами этих фондов.
В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» (имеется в виду вероятность материальном необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом процессе). Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. В такого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить негативные события.
Возрастание степени социального риска неоправданно рассматривать как неудачное стечение обстоятельств; это закономерный, естественный в наших условиях процесс, своего рода «оборотная сторона» повышения экономической свободы. Отсюда несомненная необходимость создания таких механизмов и форм социальной защиты, которые были бы адекватны новым условиям в обществе, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства и общества.
Осуществляющийся в стране
процесс реформирования лишает систему
социального обеспечения ее прежнего
основного гаранта - стабильных поступлений
из госбюджета. Бесплатные социальные
услуги уходят в прошлое, вытесняясь
платными. В основу формирующейся
системы социальной защиты должны быть
положены страховые методы. Их суть
сводится к распределению материальной
ответственности по компенсации
и минимизации социальных рисков
среди максимально возможного числа
участников; иначе говоря, социальная
защита приобретает форму
В соответствии с классификацией основных причин потери заработка социальное страхование делится на несколько видов (ветвей): от несчастных случаев, по болезни, старости, инвалидности, в связи с материнством, потерей кормильца и, наконец, безработицей.
Помимо характера риска,
при классификации видов
Наряду с социальным страхованием
существует и другая форма социальной
защиты – социальная помощь. В ее
основе иные принципы организации. Практика
страхования строится на прочной
статистической базе, учете и анализе
закономерностей того или иного
вида риска, имеет своими важнейшими
задачами его профилактику и снижение
и распространяется прежде всего
на экономически активное, занятое
население (так как финансируется
главным образом за счет его доходов).
Программы же социальной помощи носят
в основном компенсационный характер,
нацелены на поддержку наиболее уязвимых
слоев населения и
Основную грань между социальным страхованием и социальной помощью, таким образом, можно свести к различию функции и роли государства в организации и деятельности этих институтов.
На нынешнем этапе развития
нашей страны весьма важным вопросом
является построение рыночной модели
социального страхования. Его социалистическая
модель характеризовалась явным
сходством с социальным обеспечением.
Такая система имела
Социальное страхование базируется на других подходах. Они таковы, что государство устанавливает лишь общие «правила игры», утверждает их в виде нормативных актов, регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей, работников и государственных органов. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев. Государство вмешивается в деятельность самоуправляемых фондов социального страхования лишь в минимальной степени, сводящейся к контролю над соблюдением порядка выплат из них.
Предпринимаемые в настоящее
время попытки перехода от модели
социального обеспечения к
В области организации страхования рыночного типа стоят две важнейшие задачи:
1) объективная оценка, учет
и анализ уровня и факторов
риска для различных категорий
работников или отдельных
2) справедливое распределение
ответственности за отдельные
виды социального риска между
субъектами социально-трудовых
Виды пособий
и компенсаций системы
· По временной нетрудоспособности
· В связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием
· По беременности и родам
· Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
· Единовременное пособие при рождении ребенка
· Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
· Пособие по уходу за ребенком-инвалидом
· Пособие на погребение
· Компенсация расходов на оздоровление работников и членов их семей
Международная деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации реализуется в рамках компетенции по основным направлениям деятельности.
В соответствии с Положением
о Фонде социального
Информация о работе Государственное бюджетное субсидирование фондов социального страхования