Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:19, реферат
Страховая деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности. С развитием рыночной экономики государство уходит от прямого вмешательства в дела предпринимателей, оставляя за собой лишь вопросы регулирования предпринимательской деятельности в целом.
Тем не менее, особенности страховой деятельности обуславливают необходимость повышенного внимания со стороны государства к ней. Страховая деятельность – это не только вид предпринимательской деятельности, но это и один из механизмов регулирования экономики.
Ведение……………………………………………………………………......................3
Цели и назначение государственного регулирования страховой деятельности. Формы и методы государственного регулирования страхования……………………………………………………………………....4
Организация страхового надзора в РФ. Основные функции, права и обязанности органов страхового надзора ………………………………….......6
Лицензирование страховой деятельности………………………………….......8
Санкции страхового надзора за нарушение страхового законодательства...10
Антимонопольное регулирование страховой деятельности в РФ…………...12
Заключение………………………………………………………………………….......16
Список литературы……………………………………………………………………..18
11) другие предусмотренные документы.
Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) устав общества взаимного страхования;
3) документ
о государственной регистрации
общества взаимного
4) сведения
о председателе правления,
5) положение
о формировании страховых
6) правила
страхования по видам
Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) документ
о государственной регистрации
соискателя лицензии в
3) учредительные документы соискателя лицензии - юридического лица;
4) образцы
договоров, необходимых для
5) документы,
подтверждающие квалификацию
Определенные в Законе перечни документов, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий, являются исчерпывающими. В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При представлении в надлежащей форме всех документов орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех предусмотренных документов. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.
Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке.
4.
Санкции страхового надзора за
нарушение страхового
При выявлении нарушений страховыми организациями страхового законодательства, орган государственного надзора за страховой деятельностью вправе применять к ним соответствующие санкции: предписания, ограничения и приостановление действия лицензии, отзыв лицензии, а также вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика как юридического лица [6]. Данные права установлены в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Так, в соответствии с п. 5.6 данного Положения, Федеральная служба страхового надзора уполномочена выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства. В соответствии с п. 5.7 Положения Федеральная служба страхового надзора обращается в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.В п. 6.6. Федеральной службе страхового надзора даётся право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
К мерам ограничительного, предупредительного и профилактического характера можно отнести меры, предусмотренные Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Так, в статье 32.3 данного Закона предусмотрены основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии. К таковым, например, относятся:
1) наличие
неисполненного предписания
2) наличие
у руководителей (в том числе
единоличного исполнительного
Кроме этого,
в статье 32.4 Закона устанавливаются
основания для аннулирования
лицензии или для отмены решения
о выдаче лицензии. К таковым, в
частности, относится установление
до момента выдачи лицензии факта
представления соискателем
В силу статьи 32.6 Закона при выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения (далее - предписание). Предписание дается в случае:
1) осуществления
субъектом страхового дела
2) несоблюдения
страховщиком страхового
3) несоблюдения
страховщиком установленных
4) нарушения
субъектом страхового дела
5) непредставления
субъектом страхового дела в
установленный срок документов,
затребованных в порядке
6) установления
факта представления субъектом
страхового дела в орган
7) других случаях, предусмотренных в 2. 1 ст. 32.6 закона.
Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном Законом.
Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры. Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.
5. Антимонопольное регулирование страховой деятельности в РФ.
Антимонопольное
регулирование страховой
Основы антимонопольного
законодательства определяются Федеральным
законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» [2]. Данный Федеральный
закон (ст. 4) определяет основные понятия
в области защиты конкуренции, в
частности, на юридическом уровне закрепляются
такие понятия как «
К методам антимонопольного регулирования страховой деятельности можно отнести:
1) государственный контроль за соблюдением законодательства в страховой деятельности;
2) установление
запрета на злоупотребление
3) стимулирование конкуренции.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Условия и
правила признания
Доминирующим признается положение страховой организации на товарном рынке, дающее такой организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения страховой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.
Доминирующее положение на товарном рынке нескольких страховых организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.
С учетом относительного
размера долей на соответствующем
товарном рынке, принадлежащих конкурентам,
доминирующим признается положение
страховой организации, в отношении
которой выполняются в
1) доля страховой
организации превышает 10 процентов
на единственном в Российской
Федерации товарном рынке либо
20 процентов на товарном рынке,
обращающийся на котором товар
обращается также на иных
2) доля финансовой
организации на товарном рынке
в течение длительного периода
времени (не менее одного года
или в течение срока
Установление
доминирующего положения
1) установление
сферы обращения страховой
2) определение
объема страховых услуг и
3) установление
наличия условий признания
Определение
границ товарного рынка осуществляется
путем определения вида страховой
услуги, не имеющей замены, либо совокупности
взаимозаменяемых страховых услуг,
сравнимых по их функциональному
назначению, применению, качественным
и техническим характеристикам,
цене и другим параметрам таким образом,
что приобретатель
В целях расчета объема страховых услуг на товарном рынке основным показателем (в стоимостном выражении) является объем собранной страховой организацией страховой премии по каждому виду страхования за отчетный период.
В целях расчета
объема финансовых услуг на товарном
рынке кроме основного
Информация о работе Государственное регулирование в страховании