Государственное регулирование страхового дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что страхование является особым видом экономических отношений, призванным обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей.
Страхование (страховое дело) в широком смысле — включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.
Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 4
1 Основы страхового законодательства 4
2 Страховой надзор: функции и права 9
3 Лицензирование страховой деятельности 11
Заключение 14
Практическая часть 15
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Моя кр.docx

— 214.71 Кб (Скачать файл)

Президент РФ Дмитрий Медведев сообщил  о подписании указа об упразднении  ФССН и разделении надзорных функций  за участниками финансового рынка между ФСФР и Банком России на совещании по созданию в Москве Международного финансового центра (МФЦ). Комментируя указ, президент отметил, что обновленная служба получит «определенные возможности», «включая функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка, за исключением банковской и аудиторской деятельности».[13]

 

 

3 Лицензирование страховой деятельности

 

Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию. Лицензия представляет собой разрешение на ведение  деятельности. Она выдается не вообще на страховую деятельность как таковую, а лишь на осуществление конкретных видов страхования, в которых законом или подзаконным актом (условиями лицензирования) установлено наличие страхового интереса.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Закона о страховании, который подробно регламентирует процедуру выдачи лицензии субъектам страхового дела, устанавливая некоторые отличия в зависимости от того, относится ли деятельность к страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, деятельности страховых брокеров.[8,с. 211]

Для получения лицензии на осуществление  страхования, взаимного страхования, перестрахования соискатель лицензии представляет:

1) заявление о предоставлении  лицензии;

2) учредительные документы соискателя  лицензии;

3) документ о государственной  регистрации соискателя лицензии  в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей  об утверждении учредительных  документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату  уставного капитала в полном  размере;

7) документы о государственной  регистрации юридических лиц,  являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном  органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

9) образцы используемых документов;

10) положение о формировании  страховых резервов;

11) экономическое обоснование осуществления  видов страхования. [7, с. 152]

Помимо этого, для получения  лицензии на осуществление страхования  и взаимного страхования соискатель должен представить:

1) сведения о страховом актуарии;

2) правила страхования по видам  страхования;

3) расчеты страховых тарифов  с приложением используемой методики  актуарных расчетов и указанием  источника исходных данных, а  также структуры тарифных ставок.[4, с. 199]

Учитывая, что Законом о страховании  определен исчерпывающий перечень необходимых документов, государственный орган, осуществляющий выдачу лицензии, не вправе требовать иных документов.

Для получения  лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет:

1) заявление о предоставлении  лицензии;

2) документ о государственной  регистрации соискателя лицензии  в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) учредительные документы соискателя  лицензии — юридического лица;

4) образцы договоров, необходимых  для осуществления страховой  брокерской деятельности;

5) документы, подтверждающие квалификацию  работников страхового брокера  и квалификацию страхового брокера  — индивидуального предпринимателя.

Дополнительное требование установлено  в отношении соискателей лицензий, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющих долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%.

Помимо установленных документов они должны представить согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомить орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.

Максимальный срок рассмотрения заявлений соискателей лицензии на страхование составляет 60 дней (в отличие от 45 дней для выдачи лицензий на иные виды деятельности, подлежащие лицензированию согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). О принятом решении лицензиат оповещается в течение 5 рабочих дней.

За выдачу лицензии взимается государственная пошлина. Ее размер определяется п. 71 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и идентичен взиманию пошлины за выдачу лицензий на другие лицензируемые виды деятельности. За рассмотрение заявлений о предоставлении лицензии взимается государственная пошлина в размере 300 руб., за предоставление лицензии — 1000 руб., а за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 руб. [3]

 

Заключение

 

Государственное воздействие на страховую  деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности.

В системе законодательства, регулирующего  деятельность страховщиков, особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам страхования, принятые Росстрахнадзором. В их числе условия лицензирования страховой деятельности, план счетов бухгалтерского учета и инструкции по его введению, положение о порядке регистрации объединений страховых организаций, требования к размеру нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков и соблюдения платежеспособности страховщиками, правила формирования технических резервов, правила размещения активов страховщиков, связанных со страховыми резервами.

Государственная поддержка развития страхования должна представлять систему решений, принимаемых на высшем уровне законодательной и исполнительной властью Российской Федерации.

Методы поддержки страхового дела со стороны государства могут  быть различными в зависимости от направлений страховой деятельности [8, с. 98].

Во всем мире считается, что наличие  развитого страхового рынка в  стране - одно из главных и необходимых  условий ее экономического благосостояния. Страховой бизнес является мощным инструментом обеспечения стабильности общества, а также крупным источником внутренних инвестиций. Страхование обеспечивает устойчивость производственных связей, социальную и экономическую стабильность в обществе. 

Практическая  часть

 

Задача.

Участие цедента по договору эксцедента убытка составляет 50 000 руб. Лимит перестраховочного покрытия. – 100 000 руб.

Определите, в какой сумме будет  возмещен ущерб перестрахователем  и перестраховщиком, если

а) ущерб не превышает 50 000 руб.;

б) ущерб не больше 150 000 руб.

 

Решение:

Цедент (страховщик, перестрахователь) - это страховщик, передающий риск в перестрахование.

Договор эксцедента - договор, по которому  часть страховой суммы, которая превышает собственное удержание, будет возмещена перестрахователем и перестраховщиком. Максимум собственного участия страховщика называется эксцедентом.

Лимит ответственности (лимит перестраховочного покрытия) - это сумма, ограничивающая имущественную ответственность перестрахователя по договору.

Перестрахование превышения убытков используется тогда, когда страховщик стремится не к выравниванию отдельных рисков данного вида, а непосредственно к обеспечению финансового равновесия страховых операций в целом, которое может быть нарушено причинением ущерба в особо крупных размерах по некоторым рискам страхового портфеля.

Исходя из подписанных условий  договора, перестраховщик принимает  обязательство покрытия той части  убытка, которая превышает установленную сумму собственного участия цедента, но ниже установленной в договоре суммы, составляющей верхнюю границу ответственности перестраховщика. Определенные таким образом обязательства относятся ко всем ущербам, которые были вызваны одним стихийным бедствием, составляющим страховой риск. Собственное участие цедента в покрытии ущерба называется приоритетом  или франшизой, а верхняя максимальная граница ответственности перестраховщика за последствия одного стихийного бедствия, причинившего ущерб, - лимитом перестраховочного покрытия.[10, с. 83]

Перестрахование на базе эксцедента убытка - условия перестрахования, по которым действие механизма перестрахования начинается только тогда, когда окончательная сумма убытка по застрахованному риску в результате страхового случая превысит обусловленную в договоре сумму. В задаче  участие цедента по договору эксцедента составляет 50 000 руб.

Верхняя граница ответственности  перестраховщика (лимит перестраховочного покрытия) - 100 000 руб.

а) У1 = 50 000 руб.

Ущерб в результате наступления  страхового случая, не превышает 50 000 руб., возмещается цедентом в полной стоимости.

Если ущерб не больше 100 000 руб., то покрытие цедента составляет 50 000 руб., а превышение ущерба сверх этой суммы - участие перестраховщика.

б) У2 = 150 000 руб.

Ущерб больше средней суммы собственного участия цедента и выше верхней  максимальной границы ответственности  перестраховщика,  значит, покрытие перестраховщика составляет 50 000 руб., а покрытие цедента - 100 000 руб. в рамках суммы собственного удержания. 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Гражданский Кодекс РФ. Глава 48 «Страхование»
  2. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 18.07.2011) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
  3. Налоговый кодекс РФ. Статья 333.33 п. 71.
  4. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009.
  5. Сахирова Н.П. Страхование. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010.
  6. Соловьев А.В. Правовые вопросы деятельности страховых агентов и страховых брокеров // Аудиторские ведомости. - 2008. - № 11. - С. 59-66.
  7. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование. – М.: Инфра-М, 2008.
  8. Страхование / Под редакцией Т.А. Федоровой. – М.: Магистр, 2008.
  9. Страхование: учебник для бакалавров/под ред. Л. А. Орланюк-Малицкой, С. Ю. Яновой. — М. : Издательство Юрайт;  ИД Юрайт, 2011.
  10. Просветов Г.И. Страхование: задачи и решения: учеб.- практ. пособие/Просветов Г.И. – М.: Альфа-Пресс, 2010.
  11. Шахов В.В., Ю.Т. Ахвледиани Страхование: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. -  М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  12. Чернова Г.В. Страхование. – М.: Проспект, ТК Велби, 2008.
  13. http://www.fssn.ru/www/site.nsf.
  14. ru.wikipedia.org/wiki/Страхование.

Информация о работе Государственное регулирование страхового дела