Государственный надзор за страховой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы. Значение функционирующего страховщика в этих условиях существенно возрастает

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственный надзор за страховой деятельностью в
Российской Федерации…………………………………………………….5
2. Основные направления государственного регулирования
страховой деятельности …………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

СТРАХОВОЕ право.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

     11) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

      12) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

     13) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

      14) обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;

      15) организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

      16) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

      17) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

     18) представляет Российскую Федерацию по поручению Правительства Российской Федерации в международных организациях по вопросам страхового надзора, участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора;

      19) участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации по вопросам страхового надзора;

      20) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

      21) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

        Задачами Федерального агентства по регулированию страхования являлись: содействие развитию государственной поддержки страхования сельскохозяйственной продукции, созданию агропромышленных страховых организаций и обществ взаимного страхования; решение вопросов о выделении страховщикам средств федерального бюджета на оплату целевых страховых взносов; управление в установленном порядке средствами федерального сельскохозяйственного страхового резерва; выполнение контрольных задач.

       В соответствии с вышеуказанным постановлением был образован Федеральный сельскохозяйственный резерв. Средства из данного резерва направлялись страховщиками для выплаты страхового возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям за ущерб от стихийных бедствий, проведения централизованных предупредительных мероприятий, связанных со страхованием урожая сельскохозяйственных культур (если недостаточно средств, имеющихся в распоряжении страховщиков).

 

2. Основные направления государственного регулирования страховой деятельности.

В настоящее время активное использование  обязательного страхования является одним из наиболее важных резервов развития страхования. Для обеспечения  развития необходимо:

  1. создать концепцию этого развития, где должны быть определены основания для принятия решения о страховании тех или иных объектов или субъектов в обязательном порядке, приведен перечень видов страхования, которые следует проводить в обязательном порядке, сроки разработки и принятия законодательно-нормативной базы, необходимой для введения каждого из видов, организации, ответственные за разработку данных документов;
  2. принять закон об основах проведения обязательного страхования, в котором должен быть представлен механизм принятия решений о порядке проведения отдельных видов обязательного страхования в стране, установлен порядок допуска страховых организаций к проведению операций по обязательному страхованию, охарактеризованы общие принципы осуществления такого страхования, порядок осуществления контроля за заключением договоров обязательного страхования и т.д.;
  3. принять в первоочередном порядке законы, позволяющие проводить операции по наиболее важным видам обязательного страхования;
  4. провести инвентаризацию действующих законодательных и нормативных актов, касающихся обязательных видов страхования, определить степень целесообразности проведения в обязательной форме.

Действующая в настоящее время нормативная база в области обязательного страхования, по мнению некоторых ученых, несколько хаотична2. С одной стороны, действует несколько десятков нормативных актов, которыми констатируется необходимость страхования тех или иных объектов или субъектов в обязательном порядке. При этом  необходимость проведения упомянутых в этих нормативных актах видов страхования вызывает у ученых серьезные сомнения.  В то же время большинство норм не реализовано, поскольку в соответствии со ст. 936 ГК РФ объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом, а данные условия страхования в соответствующих законах, как правило, не оговорены.

В связи с этим прежде всего необходимо определить, какими принципами следует руководствоваться, решая вопрос о проведении того или иного вида страхования в обязательном порядке, и на этой основе составить перечень видов, которые целесообразно осуществлять в обязательной форме. По мнению тех же авторов, институт обязательного страхования следует использовать в основном только в двух случаях: для покрытия убытков, понесенных одними лицами в результате деятельности других лиц, и для защиты граждан, которые могут попасть в тяжелое материальное положение в связи с наступлением тех или иных неблагоприятных событий.

В первом случае обычно используется страхование гражданской ответственности. Наиболее характерным примером здесь  является страхование ответственности  владельцев средств автотранспорта, которое проводится в большинстве стран в обязательной форме.

Механизм проведения обязательного страхования, имеющего целью помочь гражданам, попавшим в  тяжелое материальное положение, нередко  аналогичен механизму, применяемому в  социальном страховании (наиболее характерными примерами тому в нашей стране являются обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), а потому при принятии соответствующих нормативных актов важно решить, каким законодательством данные виды страхования будут регулироваться (законодательством о страховании или о социальном страховании), поскольку от этого во многом зависят порядок проведения операций, характер государственного контроля над ними и т.д.

Несмотря на проведенную  в стране приватизацию, государство  остается крупным собственником, владеющим  значительным объемом материальных ценностей. Поэтому при решении  целого ряда вопросов, связанных с  использованием государственной собственности, немаловажное место должна занять и организация ее страховой защиты. Такая страховая защита может осуществляться разными методами, но страхование традиционно считается одним из наиболее эффективных. Весьма актуальной проблемой является принятие программы страхования рисков, связанных с функционированием государственных предприятий и организаций, в которой следовало бы разработать принципы осуществления такого страхования, определить субъекты, объекты и страховые риски, подлежащие страхованию, выработать подходы к отбору страховщиков для проведения такого страхования. В частности, весьма перспективным является страхование государственного жилого фонда, государственного имущества, сдаваемого в аренду или в иной вид пользования, предприятий, находящихся в государственной собственности, унитарных и казенных предприятий, организаций бюджетной сферы.

Специального анализа  заслуживает вопрос о прямом участии  государства в страховании в  качестве продавца страховых услуг, т.е. о целесообразности существования государственной страховой организации, принципах организации и сферах ее деятельности и т.д.

В современных условиях все более важное значение приобретают косвенные методы стимулирования государством развития страхования. Суть этих методов при всем их многообразии состоит в том, что государство различными способами регулирует страховую деятельность. К этим методам, в частности, относятся:

  • создание стабильного законодательства, определяющего единые «правила игры на страховом рынке для всех его субъектов;
  • формирование страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг;
  • создание эффективной системы государственного надзора за деятельностью страховых организаций;
  • организация системы гарантий выполнения страховыми организациями своих обязательств перед потребителями страховых услуг;
  • организация и защита добросовестной конкуренции на страховом рынке;
  • создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки кадров в области страхования;
  • регулирование деятельности зарубежных страховщиков и страховщиков с преобладающей долей иностранного капитала на отечественном страховом рынке;
  • проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка страховых услуг;
  • создание благоприятных условий для инвестирования страховщиками своих резервов и других средств.

      Страховое законодательство является фундаментом для строительства страхового рынка в стране. Оно должно определять общие принципы организации страховой деятельности, порядок осуществления страховых операций, требования к субъектам страховой деятельности, формы организации государственного регулирования в страховании и т.п.

Одной из важнейших задач, направленных на развитие страхования  в стране, является создание платежеспособного  спроса населения на страховые услуги. Данная задача должна решаться, с одной стороны, путем формирования потребности у населения в организации своей страховой защиты с помощью страхования, а с другой – повышением уровня жизни, что будет способствовать созданию условий для удовлетворения данной потребности.

Создание эффективной  системы государственного надзора  во многом определяется тем, насколько  своевременно контролирующие органы предупреждают  случаи неплатежеспособности страховщиков и невыполнения ими страховых  обязательств3.

Если на первом этапе формирования в нашей стране страхового рынка основное внимание надзора сосредоточено было на  организации системы допуска к этому виду деятельности, то в настоящее время все большее внимание следует уделять анализу финансового состояния уже функционирующих страховщиков, соблюдению ими законодательства и других правовых норм с тем, чтобы своевременно реагировать на возможные сбои в их работе. Это будет способствовать повышению устойчивости отечественной страховой системы и росту авторитета страховщиков в глазах потенциальных потребителей страховых услуг.

Для решения данной задачи необходимо, в частности,  расширить  объем полномочий органа государственного страхового надзора в сфере контроля за финансовой деятельностью страховых  организаций и возможности применения мер воздействия к страховщикам, чья платежеспособность вызывает сомнения, а также разработать процедуры финансового оздоровления страховщиков в случаях, когда возникает угроза невыполнения ими своих страховых обязательств.

Система государственного страхового надзора должна быть дополнена системой гарантий выполнения  страховщиками своих обязательств по договорам страхования. Для создания данной защиты необходимо:

  • внести изменение в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» или принять  специальный закон,  регламентирующий особый порядок признания  несостоятельными страховые организации при их банкротстве. В частности, должен быть установлен особый порядок очередности удовлетворения требований кредиторов страховой организации, при котором в первую очередь удовлетворялись бы требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования;
  • создать за счет отчислений от премий страховых организаций специальный резервный фонд на случай их банкротства, из которого могли бы осуществляться страховые выплаты по договорам, заключенным по наиболее социально значимым видам страхования.

         Одной из важных задач государства является обеспечение равных возможностей для предоставления страховых услуг всем участникам рынка, недопущение монополизации страховой деятельности. Для решения данной задачи целесообразно:

  • организовать государственный контроль за фактами проявления монополизма на отдельных сегментах страхового рынка;
  • своевременно пресекать злоупотребления страховыми организациями своим доминирующим положением;
  • не допускать действий органов власти, направленных на ограничение конкуренции на   федеральном и региональном страховых рынках;
  • ограничить возможности монополизации страховой деятельности в отдельных отраслях экономики путем проведения страхования в отраслевых страховых организациях.

Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью