Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:35, контрольная работа
Актуальность. Материальное обеспечение людей в старости основывается на уважении детей к родителям, на принципе преемственности поколений. Эта формула, как показывает практика, работает далеко не всегда: по-разному складываются взаимоотношения отцов и детей, различным может быть уровень доходов младшего поколения. И не смотря на то, что законодательство Российской Федерации о браке и семье обязывает детей оказывать материальную помощь своим нетрудоспособным родителям, порой без добровольного пенсионного страхования просто не обойтись.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и виды добровольного пенсионного страхования………..............5
2. Нормативно-правовое регулирование добровольного пенсионного страхования. Договор добровольного пенсионного страхования…………...10
3. Перспектива развития добровольного пенсионного страхования в России……………………………………………………………………….…..14
Заключение………………………………………………………………….…..18
Список литературы…………………………………………………………….20
2. Нормативно-правовое регулирование добровольного пенсионного страхования. Договор добровольного пенсионного страхования
Добровольное пенсионное страхование физических лиц представляет собой разновидность добровольного личного страхования, которое регулируется Гражданским кодексом, а также Законом РФ от 27.11.92 (ред. 2003 г.) № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Закон № 4015-1). Кроме того, страховые организации или их объединения обычно утверждают стандартные правила страхования определенного вида. Такие правила обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указано на их применение и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом), на его оборотной стороне либо приложены к нему (ст. 943 ГК РФ) 3.
В пункте 1 статьи 934 ГК РФ
сказано следующее. В соответствии
с договором личного
При добровольном пенсионном страховании страховой суммой является негосударственная пенсия, а страховым случаем — основания ее выплаты (например, достижение застрахованным лицом определенного возраста). Основания выплат по данному договору могут не соответствовать законным основаниям для назначения государственной пенсии.
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. По общему правилу это застрахованное лицо. Но в договоре в качестве выгодоприобретателя может быть названо другое лицо. Если иные выгодоприобретатели не назначены, то в случае смерти застрахованного таковыми признаются его наследники (п. 2 ст. 934 ГК РФ).
Значит, договор добровольного пенсионного страхования может заключить физическое лицо в свою пользу (оно становится и страховщиком, и застрахованным) или в пользу другого человека (тогда страховщик и застрахованный - разные лица). Такой договор нередко заключают и организации (обычно работодатели застрахованных физических лиц). Страховую премию уплачивает тот, кто заключает договор (страховщик), причем как единовременно, так и несколькими платежами (страховыми взносами).
Договор пенсионного
страхования может быть прекращен
досрочно. При его расторжении
страховая организация
Договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор) - это самостоятельный вид договоров, не связанный со страхованием. Он регулируется нормами Федерального закона от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (закон № 75-ФЗ). Такой договор заключается со специализированными некоммерческими организациями - негосударственными пенсионными фондами (НПФ), которые должны иметь лицензию на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению.
По пенсионному договору
вкладчик фонда уплачивает в НПФ
пенсионные взносы, а НПФ обязуется
выплачивать участнику или
Негосударственная пенсия
назначается и выплачивается
при условии появления у
Согласно пункту 2 статьи
942 ГК РФ в договоре добровольного
пенсионного страхования
В пенсионном договоре обязательно указываются наименование сторон, сведения о предмете договора, положения о правах и обязанностях сторон, положения о порядке и условиях внесения пенсионных взносов, вид пенсионной схемы, пенсионные основания, положения о порядке выплаты негосударственных пенсий, положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств, сроки действия и прекращения договора, положения о порядке и условиях изменения и расторжения договора, а также положения о порядке урегулирования споров и реквизиты сторон. Это установлено в пункте 1 статьи 12 Закона № 75-ФЗ. Условия конкретного договора определяются также пенсионными правилами НПФ и пенсионной схемой, применяемой НПФ (ст. 3 и 9 Закона № 75-ФЗ).
При расторжении договора
добровольного пенсионного
Действующий порядок не предусматривает никаких особых положений по налогообложению выкупной суммы, выплачиваемой по договору добровольного пенсионного страхования. Следовательно, как доход, полученный в денежной форме, такая сумма включается в налоговую базу лица, которое ее получает, - вкладчика (п. 1 ст. 210 НК РФ). Однако в доходах эта сумма учитывается не полностью, а за вычетом страховых взносов, уплаченных вкладчиком по данному договору. Ведь только разница между выкупной суммой и уплаченными взносами может быть признана экономической выгодой налогоплательщика-вкладчика, то есть его доходом (ст. 41 НК РФ). Таким образом, объект обложения НДФЛ возникает, если:
- выкупная сумма превышает сумму уплаченных взносов (такое возможно, как правило, при расторжении пенсионного договора);
- получателем выкупной суммы является лицо, в пользу которого заключен договор и которое не платило взносы (когда страхователь или вкладчик заключает договор в пользу другого лица).
При расторжении пенсионного договора, как и при расторжении договора добровольного пенсионного страхования, НПФ выплачивает выкупную сумму. Причем ее получателем может быть и вкладчик, и участник фонда. Кто именно, закрепляется в самом договоре и правилах фонда. Основание - статья 3, пункт 2 статьи 9, а также пункты 2 и 3 статьи 13 Закона № 75-ФЗ. Иногда по поручению вкладчика или участника выкупную сумму им не выплачивают, а переводят в другой НПФ.
3. Перспектива развития добровольного пенсионного страхования в России
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Число негосударственных пенсионных фондов |
296 |
290 |
289 |
252 |
235 |
165 |
Численность участников, тыс. человек |
5546,7 |
6059,1 |
6420,7 |
6757,1 |
6746,3 |
6757,0 |
Численность получателей негосударственных пенсий: |
||||||
всего, тыс. человек |
500,6 |
705,7 |
865,5 |
1026,2 |
1131,4 |
1274,5 |
в процентах от общей численности |
1,3 |
1,8 |
2,3 |
2,7 |
2,9 |
3,3 |
В 2010 г. были осуществлены пенсионные выплаты на общую сумму 22152,3 млн. руб., что в среднем в месяц на одного получателя составило 1448,4 руб. 5
Основная проблема - отсутствие единой государственной программы, в рамках которой населению разъясняли бы суть пенсионной реформы и отдельных ее нюансов. В результате негосударственным пенсионным фондам приходится брать на себя функции пропагандистов пенсионной реформы. Но какой бы активной ни была информационная политика частного сектора, она никогда не заменит собой государственный курс в области информирования населения о пенсионной реформе: масштабы, в которых нужно «финансово просвещать» россиян, настолько велики, что ни одна частная компания, даже очень большая, не сможет реально заменить в этом плане государство.
Что касается перспектив
развития рынка, то они весьма оптимистичны.
На данный момент в России зарегистрировано
более 240 негосударственных пенсионных
фондов (НПФ), пенсионные накопления 95%
граждан обслуживает
На этом фоне потенциал
роста рынка обязательного
Прогнозы в отношении
рынка добровольного
Таким образом, рынок
ДПО сегодня ограничен в
Очень сильно помогут развитию рынка меры государственного, прежде всего налогового, стимулирования добровольных пенсионных накоплений граждан. Россия, наверное, осталась единственной страной среди предпринявших пенсионную реформу, в которой почти отсутствуют меры, стимулирующие формирование собственных накоплений. Есть, конечно, налоговые вычеты, но их размеры явно недостаточны.
В России на данный момент нет единой системы налоговых мер, направленных на развитие пенсионного рынка. На мой взгляд, для того чтобы пенсионная система развивалась, пенсионные взносы, как в Европе, не должны облагаться налогами вообще, возможно обложение налогом выкупных сумм при досрочном их изъятии, также не должны браться налоги с доходов от инвестирования, но должна облагаться стандартным подоходным налогом выплачиваемая пенсия.
Заключение
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
До недавнего времени государст
Добровольное пенсионное
страхование – система
Страховщиками по системе
добровольного пенсионного
- Негосударственные пенсионные фонды,