Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 08:42, доклад
В начале рассмотрения истории страхования в России следует разобраться с самим понятием страхования. Можно сказать, что страхование – это совокупность отношений по защите личных и имущественных интересов людей и государства от возможных опасностей и неприятностей разного рода.
История развития страхования в России
В начале рассмотрения истории страхования в России следует разобраться с самим понятием страхования. Можно сказать, что страхование – это совокупность отношений по защите личных и имущественных интересов людей и государства от возможных опасностей и неприятностей разного рода.
История развития страхования в Россиибыла длительной и непростой, и в полной мере соответствовала историческим перипетиям становления самого государства. Существуют 3 исторических этапа формирования института страхования:
Дореволюционный (до 1917 года)
Советский
Современный (после распада СССР и до сегодняшнего дня)
Первые документальные упоминания о страховании можно найти еще в литературе конца ХVIII века. Уже тогда люди заключали письменные договора, гарантирующие компенсацию материальных потерь за счет определенных страховых обществ.
На начальном этапе развития в страховании активное участие принимали иностранные финансы. Но уже в начале XIX века открылись и активно развивались за счет фондового рынка первые национальные акционерные страховые общества, которые, главным образом, страховали имущество от пожара. Далее появилось страхование наземных и водных видов транспорта, грузов.
После революции страхование, которое уже включало в себя добровольную и обязательную страховку имущества граждан, перешло под жесткий контроль государства. А в сороковых годах XX века появилось личное страхование.
В СССР всем видам страхования уделялся повышенный интерес со стороны государства, особенно это касалось обязательного страхования имущества государства.
В современной России важной вехой развития страхования является принятие Закона «О страховании» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1.
Можно сказать, что история развития страхования в России все еще продолжается писаться, поскольку законодательная база совершенствуется, и появляются новые виды страхования, которые соответствуют реалиям развития современного общества.
!!! Начало современному этапу развития страхования в России положило принятие в 1988 г. Закона «О кооперации в СССР». Этим законом кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование принадлежащего им имущества и других имущественных интересов. Тем самым была открыта возможность для демонополизации отечественного страхования. Однако узкое взаимное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование, что было юридически оформлено «Положением об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» от 19 июня 1990 г. и Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г., которые разрешили функционировать на страховом рынке конкурирующим между собой государственным, акционерным взаимным и кооперативным обществах. В 1992 г. в Министерстве финансов РФ был создан отдел по лицензированию страховых организаций [6].
Важным этапом в развитии страхования в России явилось вступление в силу с 1 января 1993 г. Закона «О страховании», который заложил основу для формирования полноценной юридической базы, необходимой для функционирования национального страхового рынка [1]. Вступление в силу с марта 1996 г. второй части Гражданского кодекса РФ, в которой глава 48 посвящена отношениям в области страхования, ещё более укрепило эту базу [2]. В результате в 1990-е годы в Росси были созданы и получили развитие многочисленные страховые организации различных организационно-правовых форм, сформировались основы страхового надзора и системы государственного регулирования страховой деятельности [6].
О развитии страхового рынка в России можно судить, прежде всего, рассмотрев динамику объема поступлений страховых премий, а также немаловажным фактором, оказывающим влияние на отношение потенциальных потребителей к страхованию, является соотношение между качеством страховых услуг и ценой на них - является уровень страховых выплат (табл.1). Этот выражаемый в процентах показатель рассчитывается как соотношение между размерами страховых выплат и страховых премий и свидетельствует о том, какая часть страховых взносов направляется страховщиками на осуществление страховых выплат в связи со страховыми случаями [6].
По данным Федеральной службы страхового надзора, за 1 полугодие 2007 года страховые организации увеличили сбор страховых премий на 23,6%. Общая сумма страховых премий составила за отчетный период 363,2 млрд. руб. При этом страховые выплаты увеличились на 31,2 проц. по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - до 200 млрд. руб. [11].
Премии по добровольному страхованию увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 21% (207,8 млрд. руб.). За счет добровольных видов страхования страховщики получаю большую часть сборов – 57,2%. Премии по обязательному страхованию составили 155,4 млрд. рублей, что на 27,8% превысило данный показатель прошлого года (42,8% от всех сборов).
Сборы по страхованию жизни увеличивались наиболее динамично среди добровольных видов – их объем вырос в полтора раза и составили 13,4 млрд. руб. Выплаты по страхованию жизни равнялись 7,9 млрд. руб. По личному страхованию (кроме страхования жизни) было получено 56,4 млрд. руб. (что на 12,6% выше показателя прошлого года) – сюда входят сборы по страхованию от несчастного случая и добровольное медицинское страхование. Имущественное страхование (кроме страхования ответственности): премии составили 127 млрд. рублей (прирост 21% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.) [9].
В последние годы четко прослеживается тенденция к сокращению числа страховых организаций. На начало 2000 г. их было зарегистрировано 1532, на начало 2001 г.– около 1200 и по данным ФССН, в едином государственном реестре на 30.06.2007 зарегистрировано 911 страховых организаций [6, 9]
Таким образом, за последние восемь лет число страховщиков сократилось более чем в 1,5 раза.
Серьезной проблемой, ограничивающей возможности российских страховщиков является их невысокая капитализация.
Важными условиями, влияющими на рост капитализации компаний, являются развитие филиальной сети, внедрение новых технологий, а также -
масштабные инвестиции. Практически все лидеры страхового рынка России осуществляют капиталовложения в свой бизнес, что позволяет им получать стратегическое преимущество перед менее крупными игроками. По оценкам экспертов, за последние три-четыре года «Росгосстрах» осуществил инвестиции на сумму порядка 200 млн. долларов. «Ингосстрах» ежегодно инвестирует около 30 млн. долларов, как в российский рынок, так и в «дочерние» зарубежные компании [6].
Анализ стратегических планов крупнейших страховых компаний России позволяет выделить следующие важнейшие направления развития их бизнеса на ближайшие годы:
1. увеличение капитализации компаний
2. более интенсивная работа с
представителями среднего и
3. развитие розничных продаж
4. более активная региональная политика (увеличение доли региональных сборов)
5. выход на рынки стран ближнего зарубежья
6. развитие информационных технологий
7. снижение уровня «кэптивности» страховых компаний [11].
Представляется, что к решению проблем современного российского страхования следует подходить с позиций отношения к нему, как к отраслевому рынку. В условиях современного страхования как отраслевого рынка, представляющего собой не совокупность страховщиков и обслуживающих их структур, а систему отношений между потребителями, поставщиками и государством, необходимо умение понимать и реализовывать на практике интересы всех его участников. При этом должно быть понятно, что в функционировании и развитии отраслевого рынка ключевую роль играют потребители. Можно уверенно утверждать, что в современных условиях положительные с точки зрения отечественного страхования (а не только страховщиков) перспективы есть лишь у такого отраслевого рыночного механизма, который основан на сочетании интересов всех участников рынка при обеспечении приоритета интересов страхователей, являющихся главным источником существования и развития всей системы страховых отношений.
Предложенные меры по совершенствованию системы страховых отношений на российском страховом рынке, связанные с активизации рыночной роли отечественных потребителей страховых услуг требуют нормативного закрепления посредством принятия необходимых законодательных актов [8].
Совершенствование страхового рынка продолжается [7]