История развития страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 08:42, доклад

Краткое описание

В начале рассмотрения истории страхования в России следует разобраться с самим понятием страхования. Можно сказать, что страхование – это совокупность отношений по защите личных и имущественных интересов людей и государства от возможных опасностей и неприятностей разного рода.

Вложенные файлы: 1 файл

страховое!.docx

— 18.98 Кб (Скачать файл)

История развития страхования в России

В начале рассмотрения истории страхования в России следует разобраться с самим понятием страхования. Можно сказать, что страхование – это совокупность отношений по защите личных и имущественных интересов людей и государства от возможных опасностей и неприятностей разного рода.

История развития страхования в Россиибыла длительной и непростой, и в полной мере соответствовала историческим перипетиям становления самого государства. Существуют 3 исторических этапа формирования института страхования:

Дореволюционный (до 1917 года)

Советский

Современный (после распада СССР и до сегодняшнего дня)

Первые документальные упоминания о страховании можно найти еще в литературе конца ХVIII века. Уже тогда люди заключали письменные договора, гарантирующие компенсацию материальных потерь за счет определенных страховых обществ.

На начальном этапе развития в страховании активное участие принимали иностранные финансы. Но уже в начале XIX века открылись и активно развивались за счет фондового рынка первые национальные акционерные страховые общества, которые, главным образом, страховали имущество от пожара. Далее появилось страхование наземных и водных видов транспорта, грузов.

После революции страхование, которое уже включало в себя добровольную и обязательную страховку имущества граждан, перешло под жесткий контроль государства. А в сороковых годах XX века появилось личное страхование.

В СССР всем видам страхования уделялся повышенный интерес со стороны государства, особенно это касалось обязательного страхования имущества государства.

В современной России важной вехой развития страхования является принятие Закона «О страховании» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1.

Можно сказать, что история развития страхования в России все еще продолжается писаться, поскольку законодательная база совершенствуется, и появляются новые виды страхования, которые соответствуют реалиям развития современного общества.

!!! Начало современному этапу развития страхования в России положило принятие в 1988 г. Закона «О кооперации в СССР». Этим законом кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование принадлежащего им имущества и других имущественных интересов. Тем самым была открыта возможность для демонополизации отечественного страхования. Однако узкое взаимное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование, что было юридически оформлено «Положением об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» от 19 июня 1990 г. и Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г., которые разрешили функционировать на страховом рынке конкурирующим между собой государственным, акционерным взаимным и кооперативным обществах. В 1992 г. в Министерстве финансов РФ был создан отдел по лицензированию страховых организаций [6].

Важным этапом в развитии страхования в России явилось вступление в силу с 1 января 1993 г. Закона «О страховании», который заложил основу для формирования полноценной юридической базы, необходимой для функционирования национального страхового рынка [1]. Вступление в силу с марта 1996 г. второй части Гражданского кодекса РФ, в которой глава 48 посвящена отношениям в области страхования, ещё более укрепило эту базу [2]. В результате в 1990-е годы в Росси были созданы и получили развитие многочисленные страховые организации различных организационно-правовых форм, сформировались основы страхового надзора и системы государственного регулирования страховой деятельности [6].

О развитии страхового рынка в России можно судить, прежде всего, рассмотрев динамику объема поступлений страховых премий, а также немаловажным фактором, оказывающим влияние на отношение потенциальных потребителей к страхованию, является соотношение между качеством страховых услуг и ценой на них - является уровень страховых выплат (табл.1). Этот выражаемый в процентах показатель рассчитывается как соотношение между размерами страховых выплат и страховых премий и свидетельствует о том, какая часть страховых взносов направляется страховщиками на осуществление страховых выплат в связи со страховыми случаями [6].

По данным Федеральной службы страхового надзора, за 1 полугодие 2007 года страховые организации увеличили сбор страховых премий на 23,6%. Общая сумма страховых премий составила за отчетный период 363,2 млрд. руб. При этом страховые выплаты увеличились на 31,2 проц. по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - до 200 млрд. руб. [11].

Премии по добровольному страхованию увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 21% (207,8 млрд. руб.). За счет добровольных видов страхования страховщики получаю большую часть сборов – 57,2%. Премии по обязательному страхованию составили 155,4 млрд. рублей, что на 27,8% превысило данный показатель прошлого года (42,8% от всех сборов).

Сборы по страхованию жизни увеличивались наиболее динамично среди добровольных видов – их объем вырос в полтора раза и составили 13,4 млрд. руб. Выплаты по страхованию жизни равнялись 7,9 млрд. руб. По личному страхованию (кроме страхования жизни) было получено 56,4 млрд. руб. (что на 12,6% выше показателя прошлого года) – сюда входят сборы по страхованию от несчастного случая и добровольное медицинское страхование. Имущественное страхование (кроме страхования ответственности): премии составили 127 млрд. рублей (прирост 21% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.) [9].

В последние годы четко прослеживается тенденция к сокращению числа страховых организаций. На начало 2000 г. их было зарегистрировано 1532, на начало 2001 г.– около 1200 и по данным ФССН, в едином государственном реестре на 30.06.2007 зарегистрировано 911 страховых организаций [6, 9]

Таким образом, за последние восемь лет число страховщиков сократилось более чем в 1,5 раза.

Серьезной проблемой, ограничивающей возможности российских страховщиков является их невысокая капитализация.

Важными условиями, влияющими на рост капитализации компаний, являются развитие филиальной сети, внедрение новых технологий, а также -

масштабные инвестиции. Практически все лидеры страхового рынка России осуществляют капиталовложения в свой бизнес, что позволяет им получать стратегическое преимущество перед менее крупными игроками. По оценкам экспертов, за последние три-четыре года «Росгосстрах» осуществил инвестиции на сумму порядка 200 млн. долларов. «Ингосстрах» ежегодно инвестирует около 30 млн. долларов, как в российский рынок, так и в «дочерние» зарубежные компании [6].

Анализ стратегических планов крупнейших страховых компаний России позволяет выделить следующие важнейшие направления развития их бизнеса на ближайшие годы:

1. увеличение капитализации компаний

2. более интенсивная работа с  представителями среднего и малого бизнеса, физическими лицами

3. развитие розничных продаж

4. более активная региональная  политика (увеличение доли региональных сборов)

5. выход на рынки стран ближнего зарубежья

6. развитие информационных технологий

7. снижение уровня «кэптивности» страховых компаний [11].

Представляется, что к решению проблем современного российского страхования следует подходить с позиций отношения к нему, как к отраслевому рынку. В условиях современного страхования как отраслевого рынка, представляющего собой не совокупность страховщиков и обслуживающих их структур, а систему отношений между потребителями, поставщиками и государством, необходимо умение понимать и реализовывать на практике интересы всех его участников. При этом должно быть понятно, что в функционировании и развитии отраслевого рынка ключевую роль играют потребители. Можно уверенно утверждать, что в современных условиях положительные с точки зрения отечественного страхования (а не только страховщиков) перспективы есть лишь у такого отраслевого рыночного механизма, который основан на сочетании интересов всех участников рынка при обеспечении приоритета интересов страхователей, являющихся главным источником существования и развития всей системы страховых отношений.

Предложенные меры по совершенствованию системы страховых отношений на российском страховом рынке, связанные с активизации рыночной роли отечественных потребителей страховых услуг требуют нормативного закрепления посредством принятия необходимых законодательных актов [8].

Совершенствование страхового рынка продолжается [7]


Информация о работе История развития страхования в России