Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:46, контрольная работа
Источники страхового права в Российской Федерации условно можно разделить на группы: 1) федеральные законы; 2) постановления Правительства РФ и указы Президента РФ; 3) нормативные акты Федеральной службы страхового надзора и нормативные акты прочих министерств и ведомств.
Кроме того, не входящие напрямую в указанные группы, но дополняющие условия заключаемых договоров страхования,
регламенты, положения, стандартные правила и условия страхования, разработанные союзами и объединениями страховщиков.
Вопрос 1. Источники страхового права
Вопрос 2. Объект страхования: понятие и виды
Вопрос 3. Морское страхование
Решение задачи
Библиографический список
В случае заключения договора морского страхования в пользу выгодоприобретателя страхователь несет все обязанности по договору. Выгодоприобретатель также несет все обязанности по договору морского страхования, если договор заключен по его поручению или без его поручения, но при условии, что в последующем выгодоприобретатель выразит свое согласие на страхование.
При страховании в пользу выгодоприобретателя страхователь пользуется всеми правами по договору морского страхования без доверенности выгодоприобретателя.
При заключении договора морского страхования страхователь обязан объявить сумму, на которую он страхует соответствующий интерес (страховую сумму).
При страховании судна, груза или иного имущества страховая сумма не может превышать их действительную стоимость в момент заключения договора морского страхования (страховую стоимость). В случае, если страховая сумма, указанная в договоре морского страхования, превышает страховую стоимость имущества, договор морского страхования является недействительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость.
Если же страховая сумма объявлена ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения уменьшается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.
Когда объект застрахован у нескольких страховщиков на суммы, которые в итоге превышают его страховую стоимость (двойное страхование), все страховщики отвечают только в размере страховой стоимости; при этом каждый из них отвечает в размере, пропорциональном отношению страховой суммы согласно заключенному им договору морского страхования к общей страховой сумме по всем договорам морского страхования, заключенным в отношении данного объекта.
И, наконец, в случае, если одна и та же ответственность судовладельца застрахована у нескольких страховщиков (двойное страхование), каждый из страховщиков отвечает в размере, равном его ответственности в соответствии с заключенным им договором морского страхования. Если при наступлении страхового случая размер ответственности судовладельца меньше размера ответственности всех страховщиков, каждый из страховщиков отвечает в размере, пропорциональном отношению размера его ответственности к размеру ответственности всех страховщиков.
Морское страхование грузов (страхование карго). В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. При заключении этих сделок решается вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование.
В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны основные условия торговли теми или иными товарами, которыми предусматривается механизм образования цены товара и обязательства, принимаемые на себя сторонами в этой сделке.
Наиболее распространенными являются четыре основных условия, на которых заключаются торговые сделки, обозначаемые аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.
Сделка СИФ (cost, i№sura№ce, freight — стоимость товара, страхование и фрахт) — это особый вид контракта, в котором на специальных основаниях решаются основные вопросы купли-продажи: момент перехода на покупателя риска случайной гибели, повреждения или недостачи товара, действия продавца, порядок расчетов и другие вопросы.
При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан доставить груз в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, застраховать груз от морских рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю, и выслать покупателю все необходимые документы об отправке. По сделке СИФ от продавца не требуется физической передачи товара покупателю, а только пересылка ему всех товаросопроводительных документов по этой сделке. Имея документы, покупатель может распоряжаться дальнейшей судьбой груза до его получения.
Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов "стоимость" и "фрахт" (cost a№d freight). По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит на покупателе.
Сделки ФОБ получили свое название от английского выражения «свободно на борту» (free o№ board). По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель. Он же должен застраховать товар на время перевозки, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.
Сделки ФАС — от английского выражения «свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна» (free alo№g side). Содержание сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно, а товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и дальнейшая ответственность за груз с него снимается.
В соответствии со стандартными условиями Института лондонских страховщиков предусмотрены следующие виды страхования грузов:
с ответственностью за все риски;
с ответственностью за частную аварию;
без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.
Первое из этих условий является наиболее широким, но не покрывает все риски. Из этих условий исключаются повреждение и гибель груза от всякого рода военных действий, орудий войны, пиратских действий, конфискации, ареста или уничтожения по требованию властей (эти риски могут быть застрахованы за дополнительную плату); исключаются риски радиации, умысла и грубой неосторожности страхователя или его представителей, нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов, несоответствия упаковки; влияние трюмного воздуха или особых свойств груза; огня или взрыва, если без ведома страховщика на судно одновременно были погружены вещества, опасные в отношении взрыва и самовозгорания; недостачи груза при целости наружной упаковки, повреждение груза грызунами, червями, насекомыми; замедления в доставке груза и падения цен.
Условие страхования «с ответственностью за частную аварию», в отличие от первого, имеет твердый перечень рисков, по которым страховщик несет ответственность. При этом объем ответственности страховщика здесь меньше. Из ответственности по этому условию точно также исключаются риски, которые не покрываются условием «все риски».
Условие страхования «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» — по перечню страховых случаев, при которых подлежат оплате убытки, и по совокупности исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями «с ответственностью за частную аварию». Кроме того, по данному условию страховщик несет ответственность только за случаи полной гибели всего или части груза, а за повреждение груза отвечает лишь в случае какого-либо происшествия с транспортным средством (судном).
При всех трех условиях страховщик возмещает убытки и расходы по общей аварии, возмещает необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.
Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая обычны при любом виде страхования. Различие заключается лишь в необходимости выполнения ряда формальностей и представления различных по характеру документов в подтверждение наличия страхового случая.
В случае какого-либо происшествия во время рейса, связанного со стихийными силами, капитан судна для снятия с себя ответственности за возможные повреждения в грузе или на судне в первом же порту прибытия заявляет компетентному государственному органу морской протест с изложением важнейших обстоятельств морского происшествия и мер, принятых командованием судна для предотвращения возможных неблагоприятных последствий такого происшествия. Таким образом, в этом заявлении капитан доказывает, что экипажем принимались все меры для благополучного завершения рейса и сохранности груза, а если это не удалось, то виной этому стихийные силы природы, и капитан протестует против всех претензий, которые могут быть предъявлены к нему или к судовладельцу.
Судовой журнал — документ, в котором капитан или вахтенный помощник в хронологическом порядке заносят все факты и обстоятельства, относящиеся к регламенту на судне (о самом судне, грузе, экипаже и пр.). По машинному отделению ведется отдельный журнал, где регистрируются работы машин, полученные и исполненные команды.
При определении наличия общей аварии все эти документы имеют решающее значение.
При страховании груза или ожидаемой прибыли страховщик не несет ответственности за убытки, если докажет, что они причинены:
умышленно или по грубой неосторожности отправителя или получателя либо его представителя;
вследствие естественных свойств груза (порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания или других);
вследствие ненадлежащей упаковки.
Страховщик не несет ответственности за убытки вследствие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, если иное не предусмотрено договором страхования. Кроме того, страховщик не отвечает за убытки, возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волнений, забастовок, а также конфискации, реквизиции, ареста либо уничтожения судна или груза по требованию соответствующих властей.
Страхование судов — страхование «каско» — относится только к самим транспортным средствам.
Страхование судов по согласованию сторон обычно заключается на основании одного из нижеследующих условий:
«страхование с ответственностью за гибель и повреждения». При страховании на этих условиях возмещаются убытки, произошедшие вследствие полной гибели судна, и расходы по устранению повреждений корпуса судна, его машин и механизмов;
«с ответственностью за гибель судна»;
«с ответственностью за гибель судна, включая расходы по спасению»;
«с ответственностью за повреждение судна».
Договор заключается на срок (например, один год) либо на один рейс.
Страховщик обязан возместить страхователю или выгодоприобретателю необходимые расходы, произведенные им для предотвращения или уменьшения убытков, за которые несет ответственность страховщик, если даже меры, принятые страхователем или выгодоприобретателем по предотвращению или уменьшению убытков, оказались безуспешными.
Страховщик несет ответственность за убытки в размере страховой суммы, однако вышеперечисленные расходы, а также взносы по общей аварии возмещаются страховщиком независимо от того, что они вместе с убытками, подлежащими возмещению, могут превысить страховую сумму.
За убытки, причиненные несколькими следующими друг за другом страховыми случаями, страховщик несет ответственность, если даже общая сумма таких убытков превышает страховую сумму.
В случае пропажи судна без вести страховщик отвечает в размере всей страховой суммы. По договору морского страхования судна на срок страховщик отвечает за пропажу судна без вести, если последнее известие о судне получено до истечения срока действия договора морского страхования судна и если страховщик не докажет, что судно погибло по истечении указанного срока.
В случае, если имущество застраховано от гибели, страхователь или выгодоприобретатель может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму в случае:
пропажи судна без вести;
уничтожения судна и (или) груза (полной фактической гибели);
экономической нецелесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна);
экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;
захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.
Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента окончания срока или наступления вышеназванных обстоятельств. По истечении шести месяцев страхователь или выгодоприобретатель утрачивает право на абандон и может требовать возмещения убытков на общих основаниях.
В указанных случаях к страховщику переходят:
все права на застрахованное имущество при страховании имущества в полной стоимости;
права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости при страховании имущества не в полной стоимости.
В случае, если по получении страхового возмещения судно не окажется погибшим, страховщик может требовать, чтобы страхователь или выгодоприобретатель, оставив за собой имущество, возвратил страховое возмещение за вычетом той части страхового возмещения, которая соответствует реальному ущербу, причиненному страхователю или выгодоприобретателю.
К страховщику, уплатившему страховое возмещение, переходит в размере уплаченной суммы право требования, которое страхователь или выгодоприобретатель имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Такое право осуществляется страховщиком с соблюдением порядка, установленного для лица, получившего страховое возмещение. Страхователь или выгодоприобретатель обязаны передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедших к нему прав.
В случае возмещения убытков страхователю или выгодоприобретателю третьими лицами страховщик уплачивает страхователю или выгодоприобретателю только разницу между суммой, подлежащей уплате в соответствии с условиями договора морского страхования, и суммой, полученной страхователем или выгодоприобретателем от третьих лиц.
Изучив главы 34, 48 ГК РФ, а также судебную практику по схожим ситуациям, автор данной работы пришел к нижеследующим выводам.
Такие спорные ситуации не имеют полного законодательно закрепленного разрешения на сегодняшний день.