Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:14, курсовая работа
В новой пенсионной системе важную роль стали играть негосударственные пенсионные фонды. А точнее добровольные пенсионные взносы работодателя в пользу своих работников и личные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах.
Что же такое негосударственные пенсионные фонды, которые с 2004 года принимают участие в реализации пенсионной реформы, как они работают и какую реальную помощь могут оказать будущим пенсионерам?
Введение
Глава 1. Современное состояние пенсионного страхования в Российской Федерации.............................................................................................................4
Глава 2. Негосударственные пенсионные фонды в России: особенности создания и функционирования.........................................................................8
2.1 Сущность и функции состояния негосударственных пенсионных фондов....................................................................................................................8
2.2 Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации..........13
Глава 3. Перспективное развитие НПФ........................................................15
Заключение.........................................................................................................20
Список использованной литературы............................................................21
(по состоянию на 01.01.2009)
Таблица 2.
Объем пенсионных резервов НПФ «ГАЗФОНД»[5]
Наименование показателя | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Объём в млн. руб. | 45224 | 97812 | 163391 | 244885 | 232846 | 262633 |
------------------------------
[ 1 ]. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 30.06.2009)
[ 2 ]. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. от 18.07.2009 № 182-ФЗ)
[ 3 ]. Федеральная служба по финансовым рынкам. http://www.fcsm.ru
[ 4 ]. http://www.npfgt.ru
[ 5 ]. http://gazfond.ru/node/291
Однако, несмотря на все позитивные
тенденции в развитии дополнительного
пенсионного страхования, российское
население не слишком активно
участвует в негосударственных
пенсионных системах. По мнению экспертов,
главной причиной этого является
низкий уровень доверия к
По мнению автора, основными недостатками
существующей сегодня системы дополнительного
пенсионного обеспечения являются трудная
прогнозируемость, высокий уровень затрат
на оказание услуг, отсутствие у населения
системы планирования выхода на пенсию,
а также недостаток финансовых средств.
Все эти негативные факторы в совокупности
привели к значительному снижению интереса
граждан к дополнительному пенсионному
обеспечению. Однако стоит отметить и
то, что негосударственная пенсионная
система постоянно развивается, хотя в
последнее время сдерживающим фактором
в развитии негосударственных пенсионных
фондов стал финансовый кризис 2008 г., сокративший
как активы негосударственных пенсионных
фондов, так и их количество. Одной из основных
проблем российской пенсионной системы
является наличие серьезных противоречий
в законодательстве, регулирующем деятельность
по инвестированию (размещению) средств
пенсионных накоплений (резервов), и несоответствие
установленного порядка инвестирования
(размещения) пенсионных накоплений (резервов)
базовым принципам обеспечения сохранности
указанных средств, установленным Федеральным
законом «О негосударственных пенсионных
фондах»4. В настоящее время управляющие
компании преобразуют долгосрочные ресурсы
НПФ в краткосрочные активы. К примеру,
почти 70% активов НПФ размещаются на срок
менее года. Не нацелена на формирование
долгосрочного инвестиционного ресурса
и существующая система налогообложения
пенсионных фондов. В отличие от большинства
западных стран в России взносы в НПФы,
а также доход, полученный от инвестирования
средств и выплаты пенсий и аннуитетов,
подлежат налогообложению. Немало необоснованных
препятствий для НПФ и страховых компаний
создаются при регулировании порядка
размещения активов. В итоге сегодняшняя
модель рынка НПФ лишь частично выполняет
свои социальные задачи, де-факто не выполняет
функцию по созданию длинных денег, и самое
главное — тормозит рост накопительной
составляющей пенсионной системы. Таким
образом, действующим законодательством
определена модель управления средствами
пенсионных резервов (накоплений), при
которой НПФ обязан обеспечить сохранность
и доходность средств пенсионных резервов
(накоплений), не имея возможности самостоятельно
управлять рисками при их размещении (инвестировании),
а управляющие компании не несут солидарной
с НПФ ответственности за несоблюдение
данных принципов. Для устранения данных
противоречий в рамках законодательства,
регулирующего деятельность управляющих
компаний при управлении средствами пенсионных
резервов (накоплений), необходимо предусмотреть
нормы, устанавливающие для них обязанность
соблюдения принципов, предусмотренных
ст. 24 Федерального закона «О негосударственных
пенсионных фондах». Это позволит снизить
риски, связанные с деятельностью по управлению
пенсионными резервами (накоплениями),
однако для обеспечения устойчивого функционирования
всей отрасли негосударственного пенсионного
обеспечения необходимо также устранить
существующие системные риски. В настоящий
момент НПФ размещают средства пенсионных
резервов (накоплений) согласно правилам,
установленным действующим законодательством,
при этом принцип сохранности однозначно
трактует как обязанность НПФ не допускать
уменьшения стоимости размещенных средств
пенсионных резервов (накоплений) и обеспечения
доходности осуществленных инвестиций.
Учитывая временную структуру (срочность)
обязательств НПФ по выплатам пенсий,
а также возможность, установленную действующим
законодательством по размещению средств
пенсионных резервов (накоплений) в ценные
бумаги, обращающиеся на организованном
рынке, наиболее целесообразным с точки
зрения эффективности размещения данных
средств является формирование инвестиционного
портфеля, в том числе за счет облигаций
с достаточно длинной дюрацией и акций.
Действующая в настоящее время модель
распределения инвестиционного дохода
фактически не предполагает возможности
возникновения отрицательного финансового
результата (убытка), так как уменьшение
средств, отраженных на именных счетах
участников, запрещено (действует принцип
сохранности). В таких условиях единственно
возможным источником в рамках соблюдения
действующего законодательства является
покрытие отрицательного результата за
счет средств, составляющих имущество
фонда, предназначенного для обеспечения
уставной деятельности (ИОУД). В связи
с тем, что НПФы в среднем придерживаются
консервативной структуры инвестиционных
портфелей, состоящих в среднем на 30% из
акций и на 70% из долговых инструментов
(корпоративных облигаций), поэтому в случае
повторения сценария изменения значений
фондовых индексов, аналогичного 2008 году,
средняя стоимость финансовых инструментов,
входящих в инвестиционные портфели, может
снизиться на 28,7 % за год5. В таких
условиях подавляющее большинство НПФ
столкнется с проблемой недостаточности
собственных средств (ИОУД) для покрытия
отрицательного финансового результата
от деятельности по размещению (инвестированию)
средств пенсионных резервов (накоплений).
Учитывая текущее развитие отрасли и законодательные
ограничения, применяемые в отношении
НПФ, можно сделать вывод, что при существенном
падении стоимости финансовых инструментов
вследствие неблагоприятной рыночной
конъюнктуры на финансовых рынках, большая
часть из существующих НПФ не сможет соответствовать
требованиям действующего законодательства.
Данное обстоятельство ставит под сомнение
эффективность сформировавшейся системы
законодательного регулирования деятельности
НПФ. Таким образом, в целях адаптации
норм действующего законодательства к
специфике деятельности НПФ, необходимо
изменить систему бухгалтерского учета
и распределения финансового результата
от размещения средств пенсионных резервов,
в том числе от переоценки по их рыночной
стоимости и установления аналогичных
норм для учета средств пенсионных накоплений.
Для этого достаточно одним нормативным
актом, устанавливающим правила ведения
бухгалтерского учета в НПФ6, предусмотреть
возможность для фонда формировать промежуточный
нераспределенный резерв, который в последующем
решением высшего исполнительного органа
НПФ будет распределяться в страховой
резерв и на именные пенсионные счета
участников (застрахованных лиц). Дополнительно,
целесообразно законодательно установить
предельно допустимый размер отрицательного
финансового результата, учитываемого
на счете нераспределенного резерва, равного
размеру сформированного страхового резерва
НПФ. В этом случае в качестве источника
покрытия отрицательного финансового
результата от размещения (инвестирования)
средств пенсионных резервов (накоплений)
в части, превышающей размер сформированного
страхового резерва, должно выступать
имущество фонда, предназначенное для
обеспечения уставной деятельности. Предлагаемая
система учета и распределения финансового
результата от инвестиционной деятельности
НПФ должна способствовать повышению
эффективности размещения (инвестирования)
средств пенсионных резервов (накоплений),
а также существенному снижению операционных
рисков всей отрасли негосударственного
пенсионного обеспечения. С целью совершенствования
механизма дополнительного пенсионного
обеспечения предложены меры по усилению
надежности системы негосударственного
пенсионного страхования.
В работе отмечается, что мировой опыт
построения систем негосударственного
пенсионного обеспечения показывает,
что НПФ должны выполнять три ключевых
функции:
- гарантировать обществу социальную защищенность
и стабильность;
- поддерживать устойчивость государственной
распределительно-накопительной пенсионной
системы;
- формировать долгосрочный инвестиционный
ресурс для финансовой системы государства.
Однако в современных российских условиях
эти функции должным образом не реализуются.
Наиболее слабым звеном в деятельности
НПФ являются риски, препятствующие исполнению
обязательств по пенсионному обеспечению
участников НПФ, в том числе: - риск снижения
реального уровня доходности инвестиций
по не зависящим от фонда обстоятельствам
(политические, макроэкономические, законодательные
риски); - нормативно-законодательные риски
(изменение пенсионного или налогового
законодательства); - налоговые риски,
возникающие при признании налоговыми
органами операций НПФ, облагаемыми налогом,
признании сделки недействительной и
др.; - риски диспаритета ответственности
НПФ и управляющей компании за возникающие
убытки. Важное влияние на деятельность
НПФ оказывает риск снижения реального
уровня доходности инвестиций по сравнению
с прогнозировавшимся при актуарных расчетах,
который проявляется вследствие заключения
договора на управление активами НПФ с
управляющей компанией, не имеющей: достаточного
опыта по управлению активами фондов;
соответствующего уровня профессиональной
квалификации сотрудников компании; совокупной
суммы активов, находящихся в управлении,
обеспечивающей положительный уровень
рентабельности. Немало необоснованных
препятствий для НПФ создаются при установлении
и регулировании порядка размещения активов.
В итоге сегодняшняя модель деятельности
НПФ не формирует долгосрочных инвестиционных
ресурсов. Для устранения сложившихся
препятствий на пути деятельности НПФ
необходим определенный набор мер по усилению
их роли как надежных институтов, работающих
со средствами населения. Автор отмечает,
что для преодоления основного конфликта
интересов, связанного со значительными
издержками управления активами НПФ, необходимо
достижение паритета прав НПФ и управляющей
компании за счет предоставления НПФ возможности
самостоятельно управлять средствами
пенсионных накоплений. Это позволит устранить
существующие дискриминационные нормы
действующего законодательства в части
ограничений на самостоятельное размещение
(инвестирование) НПФ средств пенсионных
резервов (накоплений), и будет способствовать
повышению эффективности управления средствами
пенсионных резервов (накоплений). Кроме
того, это позволит сократить расходы
по управлению НПФ, так как в настоящее
время управляющие компании осуществляют
управление резервами (накоплениями) на
возмездной основе, при этом их тарифы
включают в себя в том числе и расходы
по поддержанию всей принадлежащей ей
инфраструктуры, не связанные непосредственно
с управлением пенсионными резервами
(накоплениями). При этом расходы НПФ на
оплату вознаграждения управляющей компании
удерживаются из дохода от размещения
(инвестирования) средств пенсионных резервов
(накоплений), что значительно снижает
эффективность управления. Предлагаемый
принцип формирования инвестиционного
портфеля НПФ, наряду с соблюдением пруденциальных
норм управления, позволит нивелировать
негативные последствия влияния рыночной
конъюнктуры финансовых рынков на стоимость
размещенных средств пенсионных резервов,
что значительно снизит риски неисполнения
обязательств НПФ перед участниками фонда.
Таким образом, в целях минимизации рисков
неисполнения обязательств НПФ перед
участниками фонда автором предлагается
создание системы требований раздельного
формирования инвестиционных портфелей
в составе страхового резерва, резервов
срочных и пожизненных выплат, при этом
данная система может иметь следующий
вид:
Страховой резерв (нераспределенный резерв) – средства размещаются
в наиболее ликвидные долговые ценные
бумаги, эмитентам которых присвоен рейтинг
долгосрочной кредитоспособности не ниже
уровня "ВВВ-" по классификации рейтинговых
агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch-Ratings)
или "Стандарт энд Пурс" (Standard &
Poor's), либо не ниже уровня "Ваа3" по
классификации рейтингового агентства
"Мудис Инвесторс Сервис" (Moody's Investors
Service);
Резервы срочных выплат - средства размещаются
в ликвидные долговые ценные бумаги,
депозиты и прочие допустимые объекты
размещения в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от «01» февраля 2007
года № 63, при этом данный инвестиционный
портфель должен иметь средневзвешенную
дюрацию, идентичную (не более) средневзвешенному
сроку исполнения обязательств данной
группы резервов;
Резервы пожизненных выплат - средства размещаются
в долговые ценные бумаги, депозиты и прочие
допустимые объекты размещения в соответствии
с Постановлением Правительства РФ от
«01» февраля 2007 года № 63. При определении
средневзвешенной дюрации данного инвестиционного
портфеля целесообразно использовать
таблицу смертности участников НПФ, полученную
в результате анализа смертности участников
фонда, либо общепопуляционную таблицу
смертности населения РФ, соответствующую
прогнозам Росстата на период 15-25 лет,
т.е. дюрация портфеля не должна превышать
средний срок дожития для данной группы
участников. Также средства, составляющие
резервы пожизненных выплат, могут размещаться
в долевые ценные бумаги (акции), являющиеся
допустимыми объектами размещения в соответствии
с Постановлением Правительства РФ от
«01» февраля 2007 года № 63, в размере, не
превышающем более чем в 1,5 раза размер
сформированного страхового резерва фонда.
Наряду с совершенствованием системы
управления пенсионными накоплениями,
передаваемыми управляющим
Для активизации процесса привлечения
населения в систему добровольного пенсионного
обеспечения было бы целесообразно внесение
ряда поправок в действующее законодательство
в части исключения из базы по налогу на
доходы физических лиц взносов, уплачиваемых
гражданами на формирование накопительной
части трудовой пенсии в добровольном
порядке, (предоставление налогового вычета
без ограничений - 120 000 руб.), а также исключение
из базы по налогу на прибыль сумм страховых
взносов, уплаченных работодателем (без
ограничений - 12% от ФОТ).
Необходимы и стимулирующие меры для предотвращения
уклонения бизнеса от уплаты пенсионных
страховых взносов, в том числе необходимо
проводить их адекватное снижение или
иных форм налоговой нагрузки. В противном
случае эффект от внедрения новых нормативов
отчислений в Пенсионный фонд будет отрицательным,
поскольку конкурентоспособность бизнеса
может быть снижена возросшим налоговым
бременем.
Важнейшими условиями реализации обозначенных
задач должны стать поддержка со стороны
государства роста популярности услуг
НПФ за счет создания дополнительных возможностей
приобретения пенсионных полисов, что
можно осуществлять параллельно с популяризацией
программы государственного софинансирования
пенсий.
Для повышения эффективности деятельности
негосударственных пенсионных фондов
необходима соответствующая государственная
поддержка их деятельности по следующим
направлениям:
1. Повышение уровня требований к управляющей
компании НПФ в части профессионального
состава специалистов, информационной
прозрачности, размера ее собственных
средств, а также средств, переданных в
доверительное управление, и результатов
управления.
2. С целью минимизации инвестиционных
потерь:
- установить для НПФ отдельный учет суммы
поступающих взносов и дохода по производимым
вложениям НПФ;
- ввести систему обязательного страхования
ответственности управляющей компании
по управлению пенсионными резервами
НПФ, аналогичную системе страхования
управления ОПС.
3. Разработать и внедрить единые стандарты
управления рисками НПФ, отвечающие современным
инновационным требованиям развития общества,
в которых заложены механизмы и инструменты
управления рисками, обеспечивающие их
максимальный учет в деятельности НПФ.
Таким образом, залогом эффективно функционирующей
системы пенсионных накоплений со стороны
государства является последовательное
повышение уровня и качества регулирования
деятельности негосударственных пенсионных
фондов и управляющих компаний, политика
по обеспечению надлежащего уровня защиты
пенсионных накоплений, способствующей
снижению рисковости в системе дополнительного
пенсионного обеспечения, а также проведение
гибкой налоговой и тарифной политики
в отношении бизнеса.