Обязательное социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование понятия обязательного социального страхования.
Задачи этой работы:
- рассмотрение сущности понятия социального страхования, его функции в обществе;
-рассмотрение сущности понятия обязательного социального страхования, и его принципы.

Содержание

Введение 2
Понятие социального страхования. Его особенности 3
Роль социального страхования в современных условиях 8
Обязательное социальное страхование 9
Заключение 11
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ОРОСО.docx

— 40.71 Кб (Скачать файл)

- перераспределительная функция определяется тем, что социальное страхование значительно влияет на общественное распределение и перераспределение. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;

- стабилизирующая функция  заключается в согласовании интересов  социальных субъектов по ряду  принципиальных для жизнедеятельности  наемных работников вопросов - уровню  социальной защиты; кругу лиц,  подлежащих социальному страхованию;  распределению финансовой нагрузки  между социальными субъектами; участию  в управлении социальным страхованием.

Социальное страхование  играет значительную роль в жизни  общества. Ведь именно поддержка населения  является залогом стабильности и  процветания государства.

Практическим воплощением  теоретических знаний о социальном страховании является Фонд социального  страхования.

 

Обязательное  социальное страхование

Обязательное  социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.6

В системе социального  страхования основным является обязательное страхование, потому что осуществляется в силу закона в отношении всех категорий граждан, подвергающихся социальным рискам. Именно здесь формируются  такие важные для всей системы  социального страхования элементы, как перечень страховых случаев, условия предоставления обеспечения  и т. д.

Основными принципами осуществления  обязательного социального страхования  являются:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного контроля;

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Источниками поступлений  денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:

- страховые взносы и (или) налоги;

- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- штрафные санкции и пеня;

- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

- иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного  социального страхования расходуются  на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования и о  бюджетах фондов конкретных видов обязательного  социального страхования на очередной  финансовый год.

Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Заключение

В данной научной работе рассмотрены  сущность и значение социального  страхования в современном обществе. На этой базе можно сделать следующие выводы.

Социальное страхование играет существенную роль в современном  обществе. Оно является надёжной защитой  для населения. Одним из объективных  факторов развития общества является необходимость материального обеспечения  лиц, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование.

Социальное страхование является для большинства российских граждан  формой реализации важнейших конституционных  прав - права на социальное обеспечение  и на охрану здоровья и медицинскую помощь.7Гарантированность этих прав непосредственно обусловлена эффективностью системы социального страхования, которая, в свою очередь, напрямую зависит от правильного выбора средств и способов правового регулирования. Таким образом, социальное страхование можно определить как взаимное возмездное частно-публичное обязательство, возникающее на основании закона (обязательное государственное) либо договора (дополнительное), в силу которого застрахованное лицо обязано уплачивать страховые взносы и при наступлении страхового случая имеет право на обеспечение за счет средств страхового фонда, эквивалентное уплаченным взносам, а страховщик (государство в лице создаваемых им учреждений либо некоммерческая или коммерческая организация) вправе требовать уплаты страховых взносов и обязан предоставить страховое обеспечение. К сожалению, сегодня в России не реализуется в полной мере такой принцип социального страхования, как автономность и относительная самоуправляемость системы. Между тем огромное значение приобретает развитие социального страхования именно в этом ключе в условиях формирования социального правового государства. Автономная система социального страхования - признак развитого гражданского общества, в котором личность автономна от государства, а последнее выступает как равноправный социальный партнер.

Быть может, именно эта самоуправляемость  системы социального страхования  и стала "раздражающим" фактором, побудившим государство свернуть социально-страховую  реформу или, по крайней мере, направить  ее в новое русло. Отмечая несомненное  развитие законодательной базы по формированию страховых механизмов, следует открыто  признать и многочисленные откаты назад, например, с помощью введения ЕСН, ликвидации Фонда занятости или использования финансовых ресурсов на другие важные, но не страховые цели.

Сегодня система социального страхования  требует определенных мер по её реформированию. Иначе работа соответствующих внебюджетных фондов так и будет оставаться малоэффективной. Из ряда причин существенного  отставания в проведении реформ в  системе социального страхования  следует отметить три.

Во-первых, реформирование этой системы  проводится без должной увязки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор не сформирована идеология перемен в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов.

Во-вторых, упускается из виду, что  рассматриваемая система - один из важнейших  механизмов регулирования в социально-трудовой сфере, основанного на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства). Что же касается государства, то оно уклоняется от ответственности за создание и  регулирование правового поля социального  страхования, проявляет себя как  недисциплинированный и постоянно  нарушающий "правила игры" партнер (хронический должник взносов  в Пенсионный фонд, нерадивый распорядитель  средств Фонда занятости и  Фонда медицинского страхования). Такое  поведение государства превращает систему социального страхования  из механизма обеспечения согласия в обществе в механизм социального  напряжения.

В-третьих, неупорядоченной и нескоординированной  остается финансовая сфера социального  страхования. Не обоснованы размеры  страховых взносов по каждому  его виду, не определены принципы распределения  нагрузки страховых платежей между  работодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют  налоговый характер, но при этом отсутствуют действенные механизмы  контроля за сбором и расходованием страховых средств. При ныне действующем порядке взимания страховых взносов налицо значительный разрыв между их уплачиваемым страхователями размером и уровнем выплат застрахованным, что, понятно, вызывает нарекания, и вполне справедливые. Между тем в мировой практике такие проблемы давно решены. Обязательные страховые взносы начисляются на заработную плату, ограниченную верхним пределом. С той же ее суммы, которая превышает этот предел, взносы не взимаются. Расходованию средств из страховых фондов явно не хватает "прозрачности"; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип их самоуправляемости, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники.

Следует отметить, что названные  здесь проблемы не исчерпывают причин, вызывающих серьезные недостатки в  реформировании социального страхования, из всего комплекса причин здесь  перечислены лишь основные.

Однако нужно всегда помнить, что целью работы по закладыванию будущего являются не решения о том, что следовало бы сделать завтра, а о том, что следует сделать  сегодня, чтобы это "завтра" состоялось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

2.Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2003.

3.Основы социальной работы: Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М., 2003

4.Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2010.

5.Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. - М: Болыи. Рос. Энц-я, 2008.

6. В. П. Галаганов Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации .Учебник :Проспект 2009

7.Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации.Учебник: НОРМА ИНФРА-М 2008

1 Галганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения Учебник, страница 85,3 абзац.

2 Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения в Российской Федерации Учебник, страница 31, 4 абзац.

3 Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения в Российской Федерации Учебник, страница 34, 1абзац

4 Павленок П.Д. Основы социальной работы Учебник, страница 45, абзац 2.

5 Хостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе, страница 421, абзац 5.

6 Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения Учебник, страница 118, абзац 1

7 Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения Учебник, страница 201, абзац 4.

 


Информация о работе Обязательное социальное страхование