Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:00, реферат
Актуальность данной темы реферата обусловлена тем, что успешное управление рисками предполагает знание и умелое использование объективно обусловленных предпосылок, являющихся своего рода гарантами деятельности в рамках правомерного риска. Вопросы, рассматриваемые в реферате, часто обозначаются в средствах массовой информации, обсуждаются на научных конференциях. В обширной совокупности возможных предпосылок названного порядка выделим следующие.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Схема управления рисками…………………………………………………..5
2. Место страхования среди методов воздействия на риск…………………...8
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………..16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА
И ТЕХНОЛОГИИ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ
Кафедра Управления
Реферат
По дисциплине: Страхование
На тему: «Организация процесса управления рисками»
Москва 2013г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Схема управления рисками…………………………………………………..5
2. Место страхования среди методов воздействия на риск…………………...8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы реферата обусловлена тем, что успешное управление рисками предполагает знание и умелое использование объективно обусловленных предпосылок, являющихся своего рода гарантами деятельности в рамках правомерного риска. Вопросы, рассматриваемые в реферате, часто обозначаются в средствах массовой информации, обсуждаются на научных конференциях. В обширной совокупности возможных предпосылок названного порядка выделим следующие.
Цель данной работы - рассмотреть организацию процесса управления рисками.
Задачами, поставленными в реферате, являются:
- изучение предпосылок управления рисками;
- знакомство со схемами управления рисками;
- анализ места страхования среди методов воздействия на риск.
1. Схема управления рисками
При возникновении ситуации, сопряженной с рисками, возможны две принципиально различные позиции руководителя:
- уклонение от риска
(применяются также термины:
- принятие решения,
Уклонение от риска означает отказ от мероприятий и решений, связанных с риском. Как следствие, такая позиция лишает руководителя дохода, который он мог бы получить в соответствующей сфере деятельности. Подобного рода позиция практикуется, если предпринимательская структура работает стабильно в определенном сегменте рынка и у него есть возможность выбирать приемлемые для них с точки зрения доходности относительно «безрисковые» проекты. Вместе с тем, следует иметь в виду, что в любом «безрисковом» проекте всегда заложен тот или иной вид риска, другое дело, насколько он проявлен и вероятен.
Способы воздействия на риск можно разделить на три группы:
- снижение;
- сохранение;
- передача риска.
Снижение риска подразумевает уменьшение размеров возможного ущерба, снижение вероятности неблагоприятных событий (вероятности возникновения риска).
Наиболее распространенными методами снижения риска являются: диверсификация, лимитирование, приобретение дополнительной информации о выборе и результатах.
Диверсификация –
Лимитирование – установление лимита, то есть предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.д. Лимитирование применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.д. Хозяйствующими субъектами метод применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.д.
Приобретение дополнительной информации выражается, в частности, во вложении средств в изучение спроса и рынка сбыта, обеспечивающее лучший прогноз сбыта на перспективу. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная. Без дополнительной информации вложение капитала осуществляется на основе ограниченной информации и его результаты не определены.
Кроме того, снижение риска достигается зачастую при помощи предупредительных организационно-технических мероприятий – усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств, обучение персонала поведению в экстремальных ситуациях и т.д.
Снижение как метод воздействия на риск применяется, прежде всего, в отношении промышленных рисков, транспортных рисков, рисков партнера, профессиональных рисков, криминальных рисков.
Сохранение риска предполагает следующие возможные действия: отказ от любых действий, направленных на компенсацию возможного ущерба (без финансирования), самострахование, привлечение внешних источников финансовых средств.
Самострахование – это создание специальных резервных фондов – фондов самострахования или фондов риска, из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций.
Привлечение внешних источников финансовых средств может осуществляться в форме получения кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получения государственных дотаций и т.д.
Частным случаем сохранения риска является удержание риска, которое предполагает остановление риска за его инвестором, т.е. на его ответственности. Инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.
Передача рисков означает передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, получение финансовых гарантий, получение поручительства, специальные оговорки в соглашениях.
Страхование подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату. С помощью страхования осуществляется передача, прежде всего, рисков нанесения ущерба жизни и здоровью граждан, имущественных рисков, рисков наступления гражданской ответственности.
Специальные оговорки – положения о передаче рисков – вносятся в текст различного рода документов (договоров о сотрудничестве, торговых контрактов и т.д.), и уменьшают собственную ответственность при наступлении непредвиденных событий или передают риск контрагенту.
Специфическим методом управления финансовыми рисками является хеджирование, которое, никак не влияя на частоту наступления убытков в виде уменьшения стоимости портфеля активов, путем специальных мероприятий уменьшает их масштаб.
Мероприятия по управлению рисками делятся на дособытийные и послесобытийные. Дособытийные мероприятия планируются и осуществляются заблаговременно, до наступления неблагоприятного события. Послесобытийные – после того, как непредвиденное событие произошло. К дособытийным мероприятиям относятся: страхование, самострахование, предупредительные организационно-технические мероприятия, договорные и иные меры по передаче риска.
Послесобытийные мероприятия – получение средств на ликвидацию убытков в виде финансовой помощи, займов и т.д.
Многие меры по сохранению и передаче риска являются, по сути, финансовыми механизмами и не влияют на частоту возникновения неблагоприятных событий и масштабы убытков до их компенсации.
2. Место страхования среди методов воздействия на риск
В обобщенном виде меры защиты от риска можно свести в следующие группы: управление культурой организации, деловая этика; управленческие; организационные; экономические; страховые; информационные; психологические; правовые; кадровые; технологические.
Управление культурой организации (корпоративной культурой), основывается на современных представлениях о путях и способах формирования группового сознания, создания коллективных ценностей. Культура организации, как совокупность норм, принципов, правил, ценностей, идеалов, символов, ритуалов, истории организации, легенд, языка, жаргона, форм поощрений, размещения, зданий, окружения, имеет самостоятельное и основополагающее значение для минимизации рисков в рамках внутрифирменного управления. Корпоративная культура посредством системы отношений учитывает интересы коллектива и отдельных работников, оказывает на них косвенное стабилизирующее воздействие. Методы формирования позитивной культуры организации относятся, главным образом, к области искусства управления.
Дух команды, дисциплина, лояльность и корпоративная гордость являются залогом стабильности взаимоотношений с контрагентами, предсказуемости делового поведения работников в ситуациях, связанных с риском. С другой стороны, многие предпринимательские структуры потерпели фиаско из-за неэтично поставленных целей деятельности, нарушающих социальные нормы и тем самым увеличивающих риски возмещения ущерба работникам и потребителям. При наличии правовой защищенности граждан такого рода фирмы не выдерживают компенсационных выплат, налагаемых на них судом по искам работников и потребителей.
Таким образом, целенаправленное изменение культуры организации и деловая этика выступают как своего рода профилактические меры снижения всех видов риска, и прежде всего внутренних рисков, связанных с ошибками, недобросовестностью и, в общем случае, нелояльностью персонала, а также криминальной конкуренции.
Управленческие меры минимизации рисков базируются на достижениях теории управления, общего и специального менеджмента. Предполагают использование различных моделей управления организацией, целевого управления, технологий принятия решений, различных видов планирования (в том числе бизнес-планирование, стратегическое планирование), организации исполнения принятых решений (в частности, координации и взаимодействия предпринимательской структуры), методов контроля. Управленческие средства и методы позволяют снижать в той или иной мере все виды предпринимательских рисков.
В основе применения экономических методов управления рисками – знание и сознательное использование экономических законов, закономерности развития общественного производства и экономических интересов его участников, на использовании коллективных и индивидуальных стимулов. Экономические рычаги и стимулы используются с учетом особенностей деятельности объектов управления (работников, трудового коллектива, службы безопасности на предприятии и т.д.), их экономических интересов. Разрабатывается инвестиционная политика, вводятся гибкие формы заработной платы, используется балансовое планирование, коммерческий расчет.
С помощью экономических
методов во внутрифирменном управлении
практически устраняются
Страхование – экономический инструмент, элемент кредитно-финансового механизма в управлении экономикой, применение которого опирается на познание и использование экономических законов, в первую очередь закона стоимости, закона спроса и предложения.
Страхование, как одна из важнейших мер защиты от предпринимательского риска, позволяет в определенной мере компенсировать воздействие внешних, неуправляемых фирмой факторов и передать в той или иной мере соответствующие риски. К числу услуг, оказываемых предпринимателям страховым рынком, относятся страхование грузов; строительно-монтажных работ; средств транспорта; коммерческих рисков; интеллектуальной собственности; рисковое имущественное страхование; страхование гражданской ответственности и т.д.
У многих предпринимателей остро стоит проблема упорядочения взаиморасчетов при проведении коммерческих операций. В этой связи наибольший интерес представляет страхование коммерческих рисков, к примеру: страхование предоплаты; задержки платежей от партнеров; арендной платы; получение кредитов; риска учредителей; несвоевременной отгрузке товаров, их недопоставки; неплатежей и т.п. Страховщик берет на себя также инновационные риски (риск, связанный с внедрением в жизнь новых производств и технологий).
Организационные средства и методы минимизации риска базируются на теории организации, а также опыте создания и использования в рыночной экономике организационных структур. В целях защиты от риска предпринимательскими структурами создаются собственные специализированные организации (информационно-аналитические, антикризисные группы, службы безопасности, подразделения внутреннего аудита, вводится режим секретности производимых работ (в частности, определенная организация защиты коммерческой тайны)). Для крупных предпринимательских структур актуальным является создание подразделений по управлению рисками. Большую роль играет использование возможностей инфраструктуры рыночной экономики – специализированных консультативных организаций, рискофирм, а также коммерческих банков, аудиторских фирм, бирж труда и т.д. В предусмотренных законом случаях предпринимательской структуре не следует отказываться и от обращения в государственные контролирующие и правоохранительные органы.