Перспективы развития Фонд социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Смена экономического и политического строя в России, преобразование институтов власти, переход к рыночной экономике и становление свободной конкуренции в производственной и непроизводственной сферах не могли не отразиться на социальном климате в стране. Естественность этого процесса объясняется тем, что, несмотря на провозглашение приоритетов решения социальных задач, с точки зрения текущей ситуации они являются ресурсопоглощающими. При резком падении производства на современном этапе эти ресурсы у государства и у населения уменьшились, что и сказалось на ухудшении социального климата [14, с. 507].

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации………………………………………………………………………..5

Глава 2. Доходы и расходы Фонд социального страхования РФ ……………………………………………………………………………………17

Глава 3. Перспективы развития Фонд социального страхования РФ………………………………………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………36

Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ФСС.docx

— 65.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации………………………………………………………………………..5

 

Глава 2. Доходы и расходы Фонд социального страхования РФ ……………………………………………………………………………………17

 

Глава 3. Перспективы развития Фонд социального страхования РФ………………………………………………………………………………..29

 

Заключение……………………………………………………………………36

 

Список литературы…………………………………………………………………38

 

 

Введение

Смена экономического и политического строя в России, преобразование институтов власти, переход к рыночной экономике и становление свободной конкуренции в производственной и непроизводственной сферах не могли не отразиться на социальном климате в стране. Естественность этого процесса объясняется тем, что, несмотря на провозглашение приоритетов решения социальных задач, с точки зрения текущей ситуации они являются ресурсопоглощающими. При резком падении производства на современном этапе эти ресурсы у государства и у населения уменьшились, что и сказалось на ухудшении социального климата [14, с. 507].

В свою очередь, это отрицательно отразилось на демографической ситуации в стране. В последнее десятилетие она характеризуется рядом негативных процессов: снижением средней продолжительности жизни, увеличением разницы между средней продолжительности жизни мужчин и женщин, повышением уровня смертности мужчин трудоспособного возраста, сокращением удельного веса в общей численности населения детей и подростков и увеличение доли населения старше трудоспособного возраста. С 1995 по 2008 г. население страны сократилось с 148,4 млн. чел. до 142,0 млн. чел. [14, с. 507].

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Для оценки знаний по курсу "Финансы", я выбрала тему курсовой работы "Фонд социального страхования РФ". Актуальность выбранной темы заключается в первостепенной важности самого фонда для обеспечения гарантированных государством пособий. Целью данной работы является рассмотрение Фонда социального страхования как важнейшего внебюджетного фонда в финансовой системе государства. Существование государственного социального страхования – это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому и был создан Фонд социального страхования, посредством которого государство концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения страны. Для достижения цели работы мной были рассмотрены такие вопросы как история возникновения ФСС, его цели и задачи; доходы и расходы и перспективы развития.

Глава 1. Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации

В России система социального страхования начала развиваться еще с конца 19 века, а революционные события 1905 г. ускорили решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

2 июня 1903 года с высочайшего  соизволения императора Николая II в Российской империи были  введены «Правила о вознаграждении  потерпевших вследствие несчастных  случаев рабочих и служащих, а  равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России [10].

В 1912 г. третья Государственная Дума приняла пакет страховых законов: "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве", "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих" и др. Общее руководство социальным страхованием в России осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности [12, с. 71]. Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов [10].

Однако реальное возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой. Постановлениями Совнаркома были определены взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12% фонда оплаты труда [12, с. 72].

После окончания НЭПа сохранились лишь отдельные виды медицинского страхования. Однако в целом был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счёт страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья».  С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов [10], а страховые кассы были ликвидированы. Бюджет государственного социального страхования был консолидирован в госбюджет. Финансы социального обеспечения и социального страхования включали госбюджет, бюджет соцстрахования, Союзный фонд соцобеспечения колхозников, социальные фонды госпредприятий и колхозов. Доля госбюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования составляла 95%. В плановой системе соцстрахование существовало в качестве подчиненного элемента государственной системы соцобеспечения, зависимого от общего состояния бюджета страны. Управление системой соцобеспечения страхования было сложным и бюрократизированным [12, с. 75].

Первой попыткой реорганизацией старой системы соцстрахования можно считать Постановление Совета Министров СССР И ВЦСПС от 15 августа 1990 г. " О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение". В соответствии с этим документом с 1 января 1991г. образовывался Фонд Социального страхования СССР. Он передавался в ведение ВЦСПС, однако эта мера практически не привела к перестройке содержания и функционирования социального страхования. Единственным положительным моментом являлось то, что с образованием данного фонда его средства уже не включались в состав госбюджета. Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены временное положение о Фонде и инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах были созданы региональные фонды.

С 01.01.1991 года был образован внебюджетный Фонд социального страхования РФ [6].

1. Российская Федерация  – социальное государство, политика  которого направлена на создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека. 2. В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье  людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [3].

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [3].

Управление государственным социальным страхованием возлагалось на Правительство РФ, поэтому ФСС из ведения профсоюзов был передан государству. Профсоюзы могли лишь принимать участие в управлении этого фонда [8]. 12.02.1994 года постановлением Правительства РФ №101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ, в соответствии с которым его деятельность регламентируется и сегодня.

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется – Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях – координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

 

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

Местонахождение Фонда – г. Москва.

Управление Фондом осуществляет председатель Фонда и его заместители, которые назначаются Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого.

Председатель Фонда руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач; распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда; вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда; утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы; информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда; разрабатывает совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию; совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях; с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда; открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков; с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении; руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования; определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений; рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда; принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями; издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда; рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет между органами Фонда; представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры; осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников центрального аппарата Фонда, а также назначение на должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов; делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам; утверждает инструкцию о порядке приобретения, выдачи и учета страхователями путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств социального страхования; ежегодно утверждает норматив расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.

Информация о работе Перспективы развития Фонд социального страхования РФ