Перспективы развития личного страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью в данной курсовой работе будет рассмотрение личного страхования в РФ и за рубежом.
Задачами курсовой работы является:
- изучение теоретических основ личного страхования;
- проведение анализа рынка страхования;
- исследование перспектив развития личного страхования в РФ

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические основы личного страхования …………………... 4
1.1. Экономическое содержание личного страхования …………….. 4
1.2. Личное страхование в развитых зарубежных странах ………… 5
1.3. Личное страхование в России …………………………………... 11
Глава 2. Анализ рынка страхования жизни и здоровья как один из
видов личного страхования в РФ(2006-2008гг) ……………….. 15
2.1. Анализ и оценка осуществляемых операций по страхованию
жизни в РФ (2006-2008гг)……….………………………………...15
2.2. Анализ и оценка осуществляемых операций по страхованию
здоровья в РФ(2006-2008гг) ……………………………………... 23
Глава 3. Перспективы развития личного страхования в РФ ………….…. 31
Заключение …………………………………………….……………… 34
Список используемой литературы …………………………………... 36

Вложенные файлы: 1 файл

страхо.docx

— 59.73 Кб (Скачать файл)

Концентрация и лидеры в страховании жизни

Рассмотрим более детально сегмент страхования жизни. Кризис, как правило, высвечивает те участки, которые мы не видим или предпочитаем не замечать в «хорошие времена». В рамках этого кризиса водораздел между разными группами компаний, преследующими разные цели и реализующими разные стратегии на рынке, становится глубже. Вновь активизируются операции, которые не относятся к классическому страхованию жизни.

Высокая концентрация в страховании жизни в целом сохраняется. В IV квартале 2008 года произошло некоторое ее снижение: на долю 20 страховщиков-лидеров пришлось 86% премии по страхованию жизни, кварталом ранее эта доля составляла 90%. Отечественный сегмент страхования жизни, как и других стран мира, более концентрирован, чем рынок общего страхования, где по итогам IV квартала 2008 года двадцатка лидеров собрала 59% премии. Исходя из специфики бизнеса четко прослеживается разделение компаний на расширяющие и сокращающие свой бизнес. В последнем квартале прошлого года перевес был на стороне «растущих» компаний: 60% страховщиков увеличили объем премии, собранной по страхованию жизни. (таб 2)

Доля неклассических операций в этом сегменте составила 13% по итогам IV квартала 2008 года. В таблице представлены крупнейшие компании, которые с точки зрения информационной прозрачности более открыты, чем остальные.

Для отечественного рынка наиболее болезненным остается вопрос информационной открытости страховщиков. Даже у крупнейших 20 компаний, отобранных нами, ситуация недостаточно хороша. 6 из 20 страховщиков, представленных в таблице 2, не имеют собственного интернет-сайта. Лишь у двух компаний в открытом доступе размещены правила страхования по продуктам страхования жизни, у восьми страховщиков вообще отсутствует информация о страховых продуктах. Только у двух страховщиков есть на сайте страховой калькулятор.

В целом, потенциальные источники, размещенные на сайтах компаний, объективно не отражают информацию о финансовом положении страховых компаний, а более походят на рекламные ресурсы.

Компании, представленные в таблице, практически полностью дают характеристику этого сегмента. В целом, четырнадцать из рассматриваемой двадцатки компаний увеличили объем собранной страховой премии в 1,1-2 раза. Показательной оказалась лидирующая тройка компаний. По объему это треть всех премий по страхованию жизни. Эти компании являются представителями разных групп компаний в данном сегменте и задают тон тенденциям, характерным для этих групп. Так, за небольшим исключением, происходит медленный спад премии по классическим продуктам страхования жизни. Медленный спад, или сокращение объемов премии, в кэптивной группе компаний. Резкое, в разы, сокращение объемов в секторе банковского страхования.

Нельзя    пройти   мимо   того   факта,    что   четверть   рынка   была    подвержена «ошеломляющему»   росту   от   145%   до   9063%   объема   собранной   страховой премии  по страхованию жизни.  В условиях спада такая динамика  не  может являться следствием объективных экономических причин и носит субъективный характер в каждом конкретном случае.  Здесь в первых рядах компании, для которых не характерна информационная открытость, а также частично кэптивы и компании, осуществляющие неклассическое страхование жизни.

Распределение по группам 

В соответствии с экспертной оценкой «Аудиторской компании «Мариллион», в зависимости           от    позиции         компании          на рынке и специфики ее бизнеса. В результате структура рынка страхования жизни по итогам IV квартала 2008 года, по нашему мнению, была представлена следующим образом.

Таблица 4. Распределение премии по страхованию жизни по группам страховщиков

 

Группа страховых компаний

Доля на рынке страхования жизни в III кв. 2008 г.

Доля на рынке страхования жизни в IV кв. 2008 г.

Рыночноориентированные компании со стратегическим участием иностранных страховых или финансовых групп

19%

21%

Компании в составе иностранных финансовых (банковских) групп

6%

6%

Корпоративноориентированные компании с участием иностранного капитала

3%

4%

Рыночноориентированные компании без участия иностранного капитала

11%

14%

Компании в составе российских ФГ

26%

16%

Кэптивные компании российских ФПГ

25%

26%

Завершающие операции по страхованию жизни

1%

1%

Остальные компании

9%

13%


 

Наибольшие изменения произошли в двух группах: резкое снижение премий, собираемых компаниями из группы в составе российских ФГ, и существенный рост доли «остальных компаний». Здесь налицо снижение объемов в рамках банковского страхования и рост операций неклассического страхования жизни. К основным тенденциям развития рынка страхования жизни по итогам IV квартала 2008 года и года в целом можно отнести:

-  сокращение объемов премии у кэптивных компаний российских ФПГ за счет уменьшения расходов предприятий на страхование своих сотрудников;

-  сокращение объемов премий у компаний в составе российских финансовых групп, исключая страховщиков при государственных банках, за счет сокращения объема банковского страхования;

- рыночноориентированные  страховые компании со стратегическим  иностранным участием    определяют    развитие    классического    рынка    страхования    жизни, демонстрируя   преимущественно   небольшое   сокращение   объема   собираемой премии;

-  сохраняется большое количество компаний, завершающих операции на рынке страхования жизни,  при  этом объем собираемой  ими  премии  по страхованию жизни невелик;

-  происходит увеличение доли неклассических страховых операций на рынке страхования жизни, как среди рыночных компаний, так и среди страховщиков, достаточно давно осуществляющих данные операции.

Потенциальный рост страхования жизни может быть скрыт только в достаточно узком сегменте страхователей, обладающих значительными финансовыми ресурсами и рассматривающих консервативные продукты компаний со стратегическим участием иностранного капитала страховщиков - лидеров мирового страхового рынка как надежное вложение капитала в условиях дефицита надежных финансовых инструментов.

2.2. Анализ и оценка осуществляемых  операций по страхованию здоровья  РФ.

Территориальные ФОМС создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти.

Финансовые средства ТФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Они образуются за счет:

части страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, организациями и другими хозяйствующими субъектами на ОМС работающего населения;

средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС работающего населения (3,4% ФОТ);

доходов, получаемых от использования временно свободных средств за счет инвестирования их в банковские депозиты и государственные ценные бумаги;

средств, взыскиваемых в результате предъявления регрессных требований к страхователям, медицинским учреждениям и другим субъектам;

средств, получаемых от применения финансовых санкций к страхователям за нарушение порядка уплаты страховых взносов.

Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС. ТФОМС выполняет следующие функции в организации ОМС:

·   собирают страховые взносы на ОМС;

·   осуществляют финансирование территориальных программ ОМС;

·   заключают договоры со страховыми медицинскими организациями (СМО) на финансирование проводимых СМО программ ОМС по утверждаемым ТФОМС дифференцированным душевым нормативам;

·   осуществляют инвестиционную и иную финансово-кредитную деятельность, в том числе предоставляют страховым медицинским организациям кредиты при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

·   формируют финансовые резервы для обеспечения устойчивости функционирования ОМС, в том числе нормированный страховой запас в размере двухмесячного объема финансирования территориальных программ (сейчас резерв понижен до ½ месячного объема);

·   осуществляют выравнивание условий финансирования ОМС по территориям городов и районов;

·   разрабатывают и утверждают правила ОМС граждан на соответствующей территории;

·   организуют банк данных по всем страхователям и осуществляют контроль за порядком начисления и своевременностью уплаты страховых взносов;

·   участвуют в разработке тарифов оплаты медицинских услуг;

·   осуществляют взаимодействие с федеральными и другими территориальными фондами.

Руководство деятельностью ТФОМС осуществляется также правлением и исполнительной дирекцией. Председатель правления избирается правлением, а исполнительный директор назначается местной администрацией.

Особенности формирования бюджета территориального фонда ОМС и его использования в настоящее время сталкивается с большим числом проблем, связанных как с внешними, так и с внутренними факторами, основными из которых являются: недостаточный тариф страховых взносов; неполнота сборов страховых взносов с работодателей вследствие неплатежей, а также сокрытие доходов физических и юридических лиц; прямые и косвенные попытки изъятия средств ОМС (включение страховых взносов в систему федеральных налогов, изъятие средств фондов в бюджет или их консолидация в бюджеты); низкая заинтересованность граждан в системе обязательного медицинского страхования; нарастание безработицы, что приводит к уменьшению финансовых средств системы ОМС; неудовлетворительная координация деятельности государственных внебюджетных фондов; задержка с принятием профессиональных медицинских стандартов, порядка взаиморасчетов между  субъектами Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования; медленный переход лечебно-профилактических учреждений в статус “самостоятельно хозяйствующего субъекта”.  Вышеперечисленные и другие проблемы, существующие при введении  ОМС, не только вызывает споры и дискуссии о путях его введения, но иногда ставят вопрос и о целесообразности реформирования здравоохранения. Каждый регион осуществляет переход к ОМС в силу своего разумения и понимания проблемы и самостоятельно выбирает конкретную схему реализации такого перехода. Наиболее распространенной является следующая схема:

Территориалный фонд ОМС является основным организаторским звеном.

Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования не местном уровне. Фонд финансирует медицинскую помощь населению через страховые медицинские организации и через свои филиалы. В связи с введением обязательного медицинского страхования перед территориальными фондами ОМС и страховыми компаниями встает проблема определения размера страховых тарифов и объема страховых фондов по ОМС. ОМС является экономической категорией, находящейся в подчиненной связи с категорией финансов. Правильно рассчитанная тарифная ставка обеспечивает финансовую устойчивость страховой операции. Определение размера страхового тарифа по обязательному медицинскому страхованию крайне важно для формирования и использования ФОМС, их дальнейшего распределения и перераспределения. Научно обоснованные страховые тарифы обеспечивают оптимальный размер страхового фонда. На сегодняшний день наиболее разработан лишь механизм формирования фонда ОМС. Определены плательщики взносов - работодатели (российский и иностранные юридические лица), предприниматели без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой, и граждане, использующие труд наемных рабочих. Облагаемой базой является начисленная оплата труда по всем основаниям, включая сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, оплату работы за совместительство. Ставка страховых взносов составляет 3,6%, в том числе 0,2% поступает в федеральный фонд и 3,4% остается в областях, краях  и республиках. Взносы на неработающее население должны делать местные власти. Тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса, называется брутто-ставкой. Она состоит из совокупной нетто-ставки и нагрузки.

Совокупная нетто-ставка предназначается для формирования страхового фонда и его основной части - рисковой нетто-ставки. В основу расчета рисковой нетто-ставки заложена стоимость курса лечения и вероятность наступления страхового случая. Вероятность обращения в амбулаторно-поликлинические  и стационарные учреждения, вероятность вызова скорой помощи изучена на основе пятилетней статистики и экспертной оценки (таб. 1) .

Таблица 1 . Расчет рисковой надбавки (амбулаторно-поликлиническа помощь)

 

Годы

Вероятность проведения курса лечения

Стоимость курса лечения (руб.)

Размер выплат каждого года

q

Линейное отклонение

(q-q)

Квадрат линейных отклонений

(q-q)2

1

2

3

4

5

6

2004

0,80

14370

11496,000

948,420

899500,500

2005

0,78

14370

11208,600

661,020

436947,440

2006

0,74

14370

10633,800

86,220

7433,890

2007

0,70

14370

10059,000

-480,580

238710,420

2008

0,65

14370

9340,500

-1207,080

1457042,130

Информация о работе Перспективы развития личного страхования в РФ