Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:31, курсовая работа
Вопросы разработки надежных правовых механизмов, создающих условия для развития предпринимательской деятельности, являются в настоящее время наиболее приоритетными в экономической политике государства. Значительное место в решении поставленных задач отводится страхованию. В этой связи важно проводить работу в данном направлении таким образом, чтобы после появления нормативных актов, создающих новый "правовой фон" в атмосфере бизнеса, предпринимателям не пришлось столкнуться с застарелыми проблемами, которые создают препятствия для применения новых законов.
Введение……………………………………………………………………...……4
Глава 1. Теоретические основы страхования ответственности…………..……6
1.1 Основные термины и понятия страхования……………………………...6
1.2 Принципы организации рынка страхования ответственности. Экономическое содержание и формы………………………………………….10
1.3 Виды, цели и задачи страхования ответственности……………………14
Глава 2. Анализ и оценка системы страхования в России……………………18
2.1 Состав и структура рынка страхования ответственности за 2009-2011 годы……………………………………………………………………………….18
2.2 Анализ факторов влияющих на объем и структуру страхового рынка ответственности…………………………………………………….……………24
2.3 Оценка финансового состояния компаний занимающихся страхованием ответственности……………………………………………..…..27
Глава 3. Перспективы развития страхового рынка ответственности в России…………………………………………………………………………….32
3.1 Прогноз развития рынка страхования ответственности на 2013-2014 годы…………………………………………………………………...…………..32
3.2 Проблемы страхования ответственности. Пути совершенствования рынка страхования ответственности……………………………….…………..36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников
Данная ситуация ухудшилась в 2009 году в связи с возникшим финансовым кризисом в стране, так как страховой рынок привязан к экономическим показателям развития общественного производства.
Региональные страховые рынки, хотя возможно и в меньшей степени, но также ощутили влияние кризиса. Основной «удар» пришелся на такие сегменты рынка, как имущество и жизнь. Количество страховых компаний, которые ушли с рынка в 2010 году зависит от многих факторов. Прежде всего, к ним относится:
– введение Минфином новых требований к уставному капиталу страховщиков;
– политика ФССН, которая более жестко реагирует на снижение платежеспособности компаний.
Численность российских страховых компаний также сильно зависит от корпоративных слияний и поглощений на рынке – сегодня одной из главных причин сокращения числа страховщиков является потеря потребностей в кэптивном страховании при преобразованиях бизнес-структур. Тем не менее, очевидно, что процесс сокращения численности страховщиков продолжится.
Негативным в развитии регионального страхового рынка является то, что в России отсутствуют региональные страховщики, да и к тому же финансовый кризис заморозил возможное развитие. Для анализа состояния спроса на страховом рынке большое значение имеет оценка емкости страхового рынка.
Потенциальная емкость рынка страхования определяется исходя из совокупности всех потребителей, которые в состоянии полностью или частично приобрести страховые услуги.
Для её расчета используют следующие данные:
– численность населения региона;
– среднедушевой доход населения региона (корректируя с учетом его
неофициальной части – в среднем по России 40%);
– сумма доходов, которую население готово тратить на страхование ежегодно – согласно данным маркетинговых исследований, 56,93% респондентов готовы потратить на страхование до 10% своего бюджета.
– не более 5-7,53% вообще не готовы расходовать деньги на страхование. Для достижения устойчивого роста регионального рынка необходимо осуществить меры по формированию устойчивого спроса на страховые услуги и предложения со стороны страховщиков.
Мероприятия по стимулированию объема и структуры рынка страховых услуг:
1. Популяризация страхования среди населения, развитие страховой культуры;
2. Увеличение благосостояния всех слоев населения, содействие дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса;
3. Оказание юридической помощи гражданам по вопросам страхования;
4. Создание внесудебного
института урегулирования
5. Повышение конкурентоспособности отечественных страховых компаний. Включает в себя проведение рекламных акций для привлечения новых клиентов, качественная подготовка кадров, введение дополнительных услуг (кофе, свежие журналы и т. д.), которые помогают облегчить клиентам время ожидания основной услуги и т.д.;
6. Приоритетным является развитие классических видов долгосрочного и накопительного личного страхования, совершенствование правовых и организационных основ обязательного страхования;
7. Расширение ассортимента страховых услуг и улучшение качества страховых услуг;
8.Повышение надежности российских страховых компаний;
9. Создание региональных страховых компаний.
Таким образом, для роста объема и структуры на рынке страховых услуг повышенное внимание следует уделить информированности населения о страховании, росту экономического мышления и страховой культуры, а также улучшению качества и росту ассортимента страховых услуг.
2.3 Оценка финансового
состояния компаний
Финансовая устойчивость страховой организации – это способность страховщика выполнять свои обязательства перед другими субъектами хозяйствования при любой неблагоприятной ситуации, как в настоящем, так и в будущем.
Необходимо проанализировать основные коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость страховой организации на начало и конец года, а именно:
- коэффициент доли собственного капитала во всем капитале компании, рассчитывается по формуле:
Кск = СК/К
2010 год: Кск н.г = 0,28; Кск к.г = 0,27
2011 год: Кск н.г = 0,27; Кск к.г = 0,24
2012 год: Кск н.г = 0,25; Кск к.г = 0,27
Проанализировав динамику данного коэффициента можно сказать, что в период с 2010 года по 2012 год коэффициент доли собственного капитала не имел значительных изменений, держался примерно на одном уровне и на конец изучаемого периода составил 0, 27. Это означает, что доля собственного капитала организации в общей сумме средств, авансированных в ее деятельность, составляет всего 27%. Такое значение коэффициента очень низкое и можно сделать вывод, что организация мало обеспечена собственным капиталом.
- коэффициент доли страховых
обязательств в капитале
Ксо = СР/К,
где СР – страховые резервы
2010 год: Ксо н.г = 0,64; Ксо к.г = 0,65
2011 год: Ксо н.г = 0,65; Ксо к.г = 0,67
2012 год: Ксо н.г = 0,65; Ксо к.г =0,65
Исходя из полученных результатов видно, что коэффициент доли страховых обязательств в анализируемом периоде держался почти на одном уровне и к концу 2012 года составил 65% от общего капитала организации, данное значение показателя вполне высокое и говорит о том, что объем страховых операций организации также очень высок.
- коэффициент доли не
страховых обязательств в
Кно = НО/К,
где НО – не страховые обязательства
2010 год: Кно н.г = 0,08; Кно к.г = 0,08
2011 год: Кно н.г = 0,08; Кно к.г = 0,09
2012 год: Кно н.г = 0,09; Кно к.г = 0,08
Проанализировав изменения коэффициента доли не страховых обязательств можно сказать, что, как и предыдущие показатели, данный коэффициент слегка колебался, но держался на одном уровне и к концу анализируемого периода составил всего 0,08, т.е. не страховые обязательства организации составляют 8% от ее общего капитала. Это говорит о том, что зависимость организации от кредиторов очень низкая.
- коэффициент достаточности
собственного капитала для
Кдск = СК/(СР-ПСР),
где ПСР – доля перестраховщиков в страховых резервах
2010 год: Кдск н.г = 0,52; Кдск к.г = 0,46
2011 год: Кдск н.г = 0,46; Кдск к.г = 0,35
2012 год: Кдск н.г = 0,43; Кдск к.г = 0,46
Проанализировав данный показатель, можно сказать, что в общем в период с 2010 года по 2012 год коэффициент снизил свое значение с 0, 52 до 0, 46, данный показатель находится на допустимом уровне, и означает, что организация большую часть рисков берет на себя, а не передает в перестрахование, но все же снижение значения данного коэффициента положительно сказывается на финансовой устойчивости организации.
Подводя итоги по части анализа финансовой устойчивости организации можно сделать вывод о том, что организация финансово устойчива и независима.
Проанализировав деятельность ОАО «Военно-страховая компания» и подводя общий итог анализа финансового состояния организации, можно сказать, что, не смотря на снижение значений некоторых показателей, компания полностью ликвидная, так как все рассчитанные нами показатели выше нормативных, и, следовательно, организация отвечает по своим обязательствам.
В отношении деловой активности организации можно сказать, что большой спад оборачиваемости был по инвестируемым активам в 2008 году, он составил всего 0,4 оборота, это произошло из-за уменьшения доходов по инвестициям. Но в 2012 году прослеживается увеличение показателя оборачиваемости, что также связано с изменением доходов по инвестициям, а именно их увеличением. По остальным показателям значительных изменений не произошло, коэффициенты оборачиваемости активов и оборачиваемости собственного капитала высокие. И в целом можно сказать, что у организации хорошая деловая активность и она эффективно использует свои ресурсы.
Анализируя показатели рентабельности за период 2010-2012 гг., можно сказать, что сильный спад произошел в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, рентабельность Компании снизилась почти в два раза, но уже в 2009 году рентабельность опять возрастает. Самое высокое значение имеет показатель рентабельности собственного капитала, в 2012 году она составляет 20,1%. Показатели рентабельности говорят о том, что организация остается прибыльной и эффективность использования ресурсов достаточно высока.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА ОТВЕСТВЕННОСТИ В РОССИИ
3.1 Прогноз развития
рынка страхования
По прогнозам "Эксперт РА" в 2012-2014 годах темпы прироста взносов по страхованию СМР замедлятся. Это будет вызвано "недозаключением" договоров страхования СМР в первом полугодии 2012 года. Внимание государства в этот период было направлено на проведение избирательных кампаний, развитие строительных проектов было отложено на вторую половину 2012 года, считают эксперты. Как следствие - не все запланированные на 2012 год договоры страхования будут заключены, часть из них перейдет в 2013 год.
"При сохранении нынешней
нормативной базы и условий
функционирования рынка
В случае реализации пессимистических прогнозов и наступления новой волны экономического кризиса, в связи с очередным этапом "замораживания" текущих строительных проектов, объем рынка страхования СМР останется на текущем уровне и будет находиться в диапазоне 30-35 миллиардов рублей.
ДРАЙВЕРЫ РОСТА
Одним из основных драйверов роста страхования СМР может стать расширение вмененного страхования ответственности, считает "Эксперт РА". Основная часть взносов по страхованию СМР в 2011 году, как и в предыдущие годы, приходилась на страхование имущества – 86,8%. Темпы прироста взносов по страхованию имущества в 2011 году составили 40%.
При этом темпы прироста взносов по страхованию ответственности были заметно ниже и составили 20% за тот же период. "Между тем, в странах с развитой рыночной экономикой страхование ответственности является ключевым видом страхования строительно-монтажных рисков. Государственное стимулирование страхования ответственности может способствовать развитию сегмента", - говорится в исследовании.
ТЕСНЫЕ СВЯЗИ
На рынке страхования СМР, как и на российском страховом рынке в целом, сохраняется тенденция к консолидации, считают эксперты агентства.
В 2011 году на долю топ-5 компаний приходилось 56,5% взносов по страхованию СМР, первые два десятка компаний собрали 87,1% взносов. При этом концентрация на рынке СМР выше, чем на российском страховом рынке в целом, где доля топ-5 составила 42,6% в 2011 году, доля топ-20 - 74,0%.
В 2014 году доля топ-20 на рынке страхования СМР может превысить 90%, на долю компаний третьей и четвертой десятки останутся небольшие региональные проекты, прогнозирует "Эксперт РА". "Рост концентрации рынка связан с укрупнением финансово промышленных групп и с усилением зависимости от банкострахования. Конкурентные преимущества получают компании, обладающие административными ресурсами и имеющие тесные связи с крупными банковскими группами", - комментируют специалисты агентства.
При этом концентрация на рынке страхования ответственности в рамках СРО заметно ниже. Компании, не обладающие сильными административными ресурсами и не имеющие дружественных банков, могут усилить свои позиции на этом рынке за счет расширения взаимодействия с компаниями, страхуемыми в рамках СРО. "Опыт эффективного взаимодействия по страхованию ответственности в рамках СРО облегчит принятие решения о страховании имущества от строительно-монтажных рисков в проверенной страховой компании", - говорится в исследовании.
Правительство РФ разработало план мероприятий по совершенствованию рынка страхования в будущем. План представлен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – План мероприятий по совершенствованию рынка страхования
Ожидаемый результат |
Мероприятие |
Срок реализации |
Ответственные исполнители | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
|
Подготовка предложений по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации |
октябрь 2013 |
Минфин России Минэкономразвития России с участием заинтересованных организаций | |||
2. Оптимизация системы
обязательного страхования |
Подготовка предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» |
После принятия изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» |
Минфин России Минэкономразвития России МЧС России Ростехнадзор ФСФР России ФАС России с участием заинтересованных организаций | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
3. Установление тарифного
коридора по обязательному |
Подготовка постановления Правительства Российской Федерации |
По мере рассмотрения
федерального закона «О «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», 2013 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России ФАС России | |||
4. Уточнение подходов
к установлению страховых |
Подготовка постановления Правительства Российской Федерации |
После внесения изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России | |||
5.Совершенствование законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном, с учетом анализа правоприменения |
подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» |
2018 год |
Минтранс России Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России |
Информация о работе Перспективы развития страхового рынка ответственности в России