Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:41, лекция
Предоставление социальной помощи гражданам в случае болезни имеет достаточно древнюю историю. Еще в Древней Греции и Римской империи существовали организации взаимопомощи в рамках профессиональных коллегий, которые занимались сбором и выплатой средств при наступлении несчастного случая, получения травмы, утраты трудоспособности, длительного заболевания или увечья. В средние века защитой населения в случае болезни или наступления инвалидности цеховые или ремесленные гильдии и церковь.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального обучения
«Байкальский государственный университет экономики и права» (ФГБОУ ВПО «БГУЭП»)
Кафедра гражданского права и процесса
КОНСПЕКТ
по дисциплине «Страховое право»
на тему: «Правовое регулирование обязательного медицинского страхования»
Выполнила Васильева АА.
ЗМЮгр-12
Руководитель
Иркутск 2013г.
Предоставление социальной помощи гражданам в случае болезни имеет достаточно древнюю историю. Еще в Древней Греции и Римской империи существовали организации взаимопомощи в рамках профессиональных коллегий, которые занимались сбором и выплатой средств при наступлении несчастного случая, получения травмы, утраты трудоспособности, длительного заболевания или увечья. В средние века защитой населения в случае болезни или наступления инвалидности цеховые или ремесленные гильдии и церковь.
Однако форму медицинского
или, как тогда было принято называть,
больничного страхования
В России становление системы помощи населению при болезни связывается с развитием в конце XIX в. Земской медицины, дотируемой за счет казны, ассигнований губернских и уездных властей. В дореволюционной России медицинское страхование не получило широкого распространения.
В начале XX в. создавались фабричные страховые (больничные) кассы, взимался больничный сбор.
В советское время надобность
в медицинском страховании
В 1991 г. был принят закон о введении в РФ медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной.
Основной целью ОМС является сбор и капитализация страховых взносов и предоставление за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. Поэтому систему ОМС следует рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это составная часть государственной системы социальной защиты населения наряду с пенсионным и социальным страхованием. В этом заключается социальная значимость ОМС. С другой стороны, ОМС представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг. В этом состоит экономическое значение ОМС. В РФ в сферу ОМС включено только медицинское обслуживание населения.
В России ОМС организуется
и осуществляется государством и
носит всеобщий характер. Это
означает, что государство в лице
своих законодательных и
Финансовые средства государственной
системы ОМС формируются за счет
обязательных взносов различных
категорий страхователей. Страхователями
по ОМС, т.е. теми субъектами, которые
уплачивают страховые взносы на обеспечение
всем гражданам медицинского страхования,
выступают хозяйствующие
Все хозяйствующие субъекты
независимо от форм собственности и
организационно-правовых форм деятельности
обязаны платить страховые
За неработающее население
страховые взносы на ОМС обязаны
платить органы исполнительной власти
с учетом объемов территориальных
программ ОМС в пределах средств,
предусмотренных в
В соответствии с Законом
«О медицинском страховании
Первый уровень страхования в системе ОМС представляет федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). ФФОМС осуществляет организационное управление системой ОМС путем разработки нормативных документов по ведению медицинского страхования в регионах, подготовки типовых или примерных правил страхования населения, участия в создании территориальных фондов ОМС.
Второй уровень представлен территориальными фондами ОМС (ТФОМС). На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.
Третий уровень в
Законодательство о
Конституцией РФ;
Гражданским кодексом РФ (ГК РФ);
Законом РФ "О медицинском
страховании граждан в
Федеральным законом "Об
основах обязательного
Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
· Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан;
· Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование;
· Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование;
· Приказом Федерального фонда ОМС "Об утверждении и введении Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС".
Нормативному регулированию страхования посвящена гл. 48 ГК РФ. В соответствии со ст. 927 ГК РФ страхование может быть обязательным и добровольным. Причем обязательным является страхование, когда в соответствии с законом на определенных лиц возложена обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество других лиц за свой счет или за счет заинтересованных лиц.
ОМС является частью системы социального страхования. Регламентируется Законом о медицинском страховании, Законом о социальном страховании. В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона об организации страхового дела "действие Закона об организации страхового дела не распространяется на государственное социальное страхование".
ОМС носит всеобщий характер.
Закон о медицинском
ОМС носит некоммерческий
характер. Средства ОМС не могут
стать доходом юридических и
физических лиц, являющихся учредителями
страховых медицинских
ОМС носит государственный
характер. Средства ОМС находятся
в государственной
ОМС должна быть присуща
общественная солидарность и социальная
справедливость. В соответствии со
статьей 1 Закона о медицинском страховании
все члены общества имеют равные
возможности в получении
Правила обязательного медицинского
страхования закреплены в документе,
утвержденном Федеральным фондом ОМС
03.10.2003 N 3856/30-3/и, который называется
"Типовые правила
В соответствии с п. 1.3 данного
документа гражданам Российской
Федерации гарантируется
Страховые платежи по ОМС уплачиваются за всех граждан, но расходование финансовых ресурсов осуществляется лишь по обращению за медицинской помощью. Причем необходимо сказать, что оказание медицинской помощи не зависит от размера страхового платежа по ОМС. Граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковые права на получение медицинских услуг в рамках базовой программы ОМС.
В России действуют базовая и территориальные программы ОМС, в рамках которых определяется, какая именно амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, в каких именно учреждениях здравоохранения и при каких заболеваниях оказывается гражданам, проживающим постоянно или преимущественно на данной территории, за счет средств ОМС, а также проведение каких именно мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение, осуществляется за счет указанных средств. Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы.
Кажущиеся ясными и прозрачными
в законодательных и
Информация о работе Правовое регулирование обязательного медицинского страхования