Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:03, курсовая работа
Цель рабоᴛы: выявᴎᴛь основные ᴨроблемы ᴎ ᴨерсᴨекᴛᴎвы сᴛрахованᴎя ОСАГО в РФ.
В сооᴛвеᴛсᴛвᴎᴎ с указанной целью в рабоᴛе былᴎ ᴨосᴛавлены следующᴎе задачᴎ:
- даᴛь ᴨоняᴛᴎе авᴛосᴛрахованᴎя;
- оᴨределᴎᴛь вᴎды авᴛосᴛрахованᴎя;
- ᴎзучᴎᴛь ᴨравовые основы авᴛосᴛрахованᴎя;
- ᴨроаналᴎзᴎроваᴛь рынок авᴛосᴛрахованᴎя в Россᴎᴎ;
Введенᴎе…………………………………………………………………………..3
I глава. Органᴎзацᴎонно ᴎ нормаᴛᴎвно-ᴨравовая база ОСАГО
1.1 Исᴛорᴎческᴎе асᴨекᴛы развᴎᴛᴎя сᴛрахованᴎя ОСАГО……………………6
1.2 Нормаᴛᴎвно-ᴨравовая база ОСАГО………………………………………..11
1.3 Роль надзорных органов в сᴛрахованᴎᴎ…………………………………..14
II глава. Аналᴎз ᴨравовой основы сᴛрахованᴎя ОСАГО в РФ.
2.1 Хронологᴎя ᴎзмененᴎя законодаᴛельсᴛва………………………………..16
2.2 Правовое ᴨоложенᴎе субъекᴛов……………………………………………20
2.3 Правовое урегулᴎрованᴎе убыᴛков………………………………………..24
III глава. Проблемы ᴎ ᴨерсᴨекᴛᴎвы сᴛрахованᴎя ОСАГО в РФ.
3.1 Проблемы ᴎ ᴨерсᴨекᴛᴎвы сᴛрахованᴎя ОСАГО………………………….27
3.2 Планᴎруемые ᴎзмененᴎя в сᴛрахованᴎᴎ ОСАГО………………………..33
Заключенᴎе……………………………………………………………………...35
Сᴨᴎсок лᴎᴛераᴛуры……………………………………………………………..37
За два года, которые действует Закон об ОСАГО уровень охвата обязательным страхованием автовладельцев составил 73% от числа зарегистрированных транспортных средств (35, 8 млн. ТС). По мнению специалистов этот показатель является одним из лучших среди стран, в которых данный вид обязательного страхования был введен за последние годы. А если учитывать только реально эксплуатируемые транспортные средства, проходящие регулярно технический осмотр (27 млн. единиц), то уровень охвата страхованием превышает 90%.
Таким образом рынок сейчас оценивается в 25-27 млн. договоров. Исходя из анализа данных отчетности страховых организаций можно констатировать, что за 2 года действия Закона с 01.07.2003 по 01.07.2005 года было заключено свыше 52 млн. договоров, сумма страховой премии по которым составила около 100 млрд. рублей. За данный период было урегулировано более 1,5 млн. страховых случаев. Средняя выплата на договор ОСАГО составила 21,3 тыс. рублей. Всего же за этот период сумма выплат по страховым случаям составила 32 млрд. рублей.
Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств оказало положительное воздействие на систему страховых отношений в стране. Ввиду обязательности данного вида страхования, его массовости, дается толчок для развития добровольных видов страхования в России. Кроме того, введение обязательного страхования сказалось на ускоренном формировании современной инфраструктуры страхового сектора финансового рынка, а также создало новые рабочие места как непосредственно в страховании, так и ряде смежных отраслей, таких как: обслуживание и ремонт автомобилей, юридические, медицинские, оценочные, ассистанские и другие услуги.
Что касается аналогов с зарубежными странами, то в качестве примера можно рассматривать высокий показатель охвата страхованием российских автовладельцев (более 90%). Например в европейских странах уровень охвата составляет: Германия 96-99%, Великобритания 93-95%, Польша 94%.
Также можно сказать, что Россия повторяет путь многих Европейских стран на этапе внедрения ОСАГО в части ситуации, связанной с ростом убыточности ОСАГО. Так, если рассмотреть коэффициент выплат, то он постоянно увеличивается.19
В настоящее время РСА разработал предложения по внесению поправок в 263 и 264 постановления Правительства (Правила ОСАГО и страховые тарифы). Цель поправок: убрать все неточности и двойные толкования, прописать четкий механизм заключения, продления и прекращения договора страхования, четкий порядок расчета страховой премии для различных категорий автовладельцев, привести отдельные термины и положения указанных документов в соответствие с Федеральным законом об ОСАГО, законом об организации страхового дела, ГК. Т.е. поправки носят технический и редакционный характер.20
Что касается поправок в закон, то они ,безусловно, готовятся. Помимо технических и редакционных поправок планируется рассмотреть поправки, которые направлены на упрощение процедуры урегулирования убытков и создания максимальных гарантий возмещения вреда (речь ведется в т.ч. и об увеличении размера ответственности страховщика перед потерпевшим).
Уровень убыточности ОСАГО в целом по всему рынку на настоящий момент составляет 60-65%. Международный опыт реализации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств показывает, что наибольший рост убыточности достигается на 3-4 годах проведения ОСАГО. Прирост убыточности ОСАГО за последний год составил 7-9%, причем замедления тенденции роста убыточности не наблюдается.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно предположить, что в течение ближайших двух лет рост убыточности ОСАГО будет продолжаться примерно на 8-10% в год. Уровень убыточности в 77% (критический уровень для ОСАГО) в целом по рынку по пессимистическому прогнозу будет достигнут к концу 2006 г. - началу 2007 г., по оптимистическому прогнозу к концу 2007 г. - началу 2008 г.
На сегодняшний день у порядка 60 страховых компаний доля по ОСАГО составляет 50 и более процентов от совокупного портфеля. Однако это не означает, что данные компании в связи с этим на текущий момент имеют какие-то дополнительные проблемы. Однако, принимая во внимание рост убыточности по ОСАГО, РСА и ФССН внимательно наблюдают за поведением указанных компаний на рынке.
Но в любом случае если компания станет не платежеспособной, то по ее обязательствам будет отвечать РСА. Поэтому опасности для страхователей или потерпевших нет. Кроме того, сейчас РСА прорабатывает различные варианты обеспечения страховыми компаниями дополнительных гарантий по исполнению принятых на себя обязательств.
В случае если не будут внесены существенные изменения в страховые тарифы по ОСАГО, по оценкам РСА, через 2-3 года уровень убыточности ОСАГО будет составлять от 75-85%.
На текущий момент на тройку лидеров ОСАГО (группа компаний системы "Росгосстрах", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ОСАО "Ингосстрах") приходится около 46-49% всех страховых сборов по ОСАГО. Данная доля существенно не изменяется с течением времени, с учетом этого можно предположить что через 2-3 года доля тройки лидеров ОСАГО также составлять от 40% до 55% (при условии, что в указанный период времени с рынка не уйдут крупные игроки).21
В настоящее время лицензию на осуществление ОСАГО имеют 164 страховые компании. В начале 2005 года таких компаний было 170, таким образом, за 10 месяцев 2005 г. лицензия была отозвана у 6 компаний, т.е. наметилась тенденция к сокращению числа страховых компаний, осуществляющих ОСАГО. По прогнозам РСА, тенденция к сокращению числа страховых компаний будет продолжаться и в ближайшие 2-3 года, однако дать количественную оценку числа страховых компаний, которые будут заниматься ОСАГО через этот промежуток времени, сейчас затруднительно.
Однако последние события поставили рынок ОСАГО под угрозу, несколько компаний воспользовались лазейкой в законодательстве, сославшись на Гражданский кодекс, где указано, что деньги с виновника ДТП можно взыскивать в течение трех лет, а закон об ОСАГО позволяет предъявлять требования к страховой компании в течение двух лет, страховые компании по истечении срока давности по ОСАГО учинили ряд исков к автовладельцам и выиграли их, таким образом, наличие полиса ОСАГО совершенно не защищает водителя при аварии. По словам представителей страховых компаний, каждый подобный инцидент крайне негативно сказывается на рынке и репутации страховых компаний.22
3.2 Планируемые изменения в страховании ОСАГО
Изменения в ОСАГО, вступающие в силу с 1 января 2015 года
- Создание единой
Изменения в ОСАГО, вступающие в силу с 1 апреля 2015 года
- Комплекс поправок в части
выплат за вред жизни и
- Повышение лимита выплат по
жизни и здоровью каждому
- Аналогично повышаются лимиты компенсационных выплат РСА.
- Выплаты в случае травм
- Упрощается порядок
- Расширяется перечень
Изменения в ОСАГО, вступающие в силу с 1 июля 2015 года
- Комплекс поправок по введению электронного полиса ОСАГО.
Изменения в ОСАГО, вступающие в силу с 1 октября 2019 года
- "Безлимитный" Европротокол (размер
выплаты ограничен только
Новые нормативно-правовые акты по ОСАГО (вступили в силу с 11.10.2014:
- Положение Банка России от 19
сентября 2014 г. № 431-П "О правилах
обязательного страхования
- Указание Банка России от 19
сентября 2014 г. № 3384-У "О предельных
размерах базовых ставок
- Постановление Правительства
РФ от 1 октября 2014 г. № 1002 "Об утверждении
Правил представления
- Положение Банка России от 19
сентября 2014 г. № 432-П "О единой
методике определения размера
расходов на восстановительный
ремонт в отношении
- Положение Банка России от 19
сентября 2014 г. № 433-П "О правилах
проведения независимой
- Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3385-У "О требованиях к соглашению о прямом возмещении убытков и порядку расчетов между его участниками" (Требования к ПВУ)23
Заключение
Владение транспортным средством и его эксплуатация связаны с большими рисками, чем владение другим имуществом. В большинстве стран лица, не обладающие полисом страхования автоответственности, не имеют права управлять автотранспортными средствами.
Страхование автотранспортного средства - это страхование самого автотранспортного средства. Страховая компания на основании договора берет на себя обязательства возместить клиенту (страхователю) убытки в пределах страховой суммы, которые могут возникнуть в результате повреждения, полной гибели или утраты застрахованного автотранспорта в целом или отдельных его частей. Это может произойти вследствие аварии (столкновение, наезд, опрокидывание, падение), пожара, стихийного бедствия, угона и т.д.
У каждой страховой компании свои условия страхования, свои программы для отечественных и импортных автомобилей.
В принципе, они незначительно отличаются, но есть существенные моменты.
Один из них - страхование одной страховой суммой, которая устанавливается в размере рыночной стоимости автомобиля; и двумя страховыми суммами - в размере стоимости нового автомобиля (повреждение) и рыночной его стоимости (угон, полное уничтожение).
Программы страхования, помимо выплат в случае ДТП, предусматривают также ремонт автомобилей по счетам СТО, с которыми у страховщиков имеются договора, и куда страховая компания рекомендует обращаться, хотя за клиентом всегда остается право выбора. На данных станциях технического обслуживания страхователям предоставляются определенные льготы - ремонт автомобиля без очереди, некоторые скидки.
Как правило, страхование "автокаско" включает целый набор страховых рисков, предполагаемых событий, на случай наступления которых проводится страхование автотранспортного средства, дополнительного оборудования.
По системе "автокаско" на страхование принимаются автотранспортные средства в исправном состоянии, принадлежащие страхователю на праве собственности, полного хозяйственного ведения или оперативного управления, зарегистрированные или подлежащие регистрации органами Госавтоинспекции Российской Федерации.
Автострахование – самый крупный сектор российского открытого рынка страхования. В 2009 г. автострахование обеспечило около 65% всех страховых сборов на открытом рынке – порядка $2,9 млрд. из $4,5 млрд. Это наиболее быстрорастущий вид страхования.
В ближайшие 5-6 лет рост рынка автострахования продолжится, хотя и более медленными темпами.24
При этом основной движущей силой, обеспечивающей рост сборов по автострахованию до 2012 г., будет развитие добровольного автострахования. ОСАГО уже практически достигло «точки насыщения», т.к. на конец 2009 г.
Основные факторы, определяющие динамику автострахования, по мнению экспертов – доля застраховавшихся автомобилистов, а также рост и структура автопарка.
Таким образом, рынок автострахования является самым рискованным. Снижение объемов приобретения автомобилей напрямую снижает доходы компаний. При этом выплаты могут быть велики. Компании, в которых доля автострахования превышает 70%, попали в зону особого риска.
Главные проблемы собственно страхового рынка:
1. Потенциал российского
2. Проблема недостаточной
Таким образом:
• Российские прямые страховщики и перестраховщики, как и прежде, ощущают потребность в увеличении капитала. Это осуществимо в случае, если будет увеличена привлекательность российской страховой индустрии для российских и иностранных инвесторов.
• Процесс концентрации будет и дальше продолжаться. Российский рынок перестанет быть питательной средой для мелких, плохо капитализированных и недиверсифицированных страховых компаний.
Информация о работе Проблемы ᴎ ᴨерсᴨекᴛᴎвы сᴛрахованᴎя ОСАГО в РФ