Русский язык и культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 08:45, контрольная работа

Краткое описание

Фонетика - раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства. Звук как единица языка.
Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека. Звуки гласные и согласные. Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные.

Вложенные файлы: 1 файл

Фонетика.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Астраханской области

ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа 

по дисциплине

«Страховое дело»

 

 

Выполнил экстерн

специальность «Право и организация социального обеспечения» Мурзабаев Махамбет Менжанович г.Астрахань, ул.2-я Воскресенская,31   телефон: 8961-655-05-17

 

 

Астрахань 2013

 

Министерство  образования и науки Астраханской области

ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа 

по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

 

 

Выполнил экстерн

специальность «Право и организация социального обеспечения» Мурзабаев Махамбет Менжанович г.Астрахань, ул.2-я Воскресенская,31   телефон: 8961-655-05-17

 

 

Астрахань 2013

 

 

5 вариант

1. Фонетика - раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства. Звук как единица языка.

Звук-это минимальная  нечленимая единица речи, которая  является результатом артикуляционной деятельности человека. Звуки гласные и согласные. Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки (6 шт.) - это  звуки речи, при образовании которых  воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума. В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, все гласные звуки делятся на ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные) звуки.

Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума. От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на:

- сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного шума): [м], [н], [л], [р], [м'], [н'), [л'], [р], [j];

- шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б'] [в'] [г'] [д'] [з'];

- глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч'], [п'], [ф'], [к'], [х']. [т'],[с'].

Согласные звуки делятся  на твёрдые ([б], [п], [в], [ф], [д], [т], [з], [с], [ц], [ж], [ш], [г],[к], [х], [м],[л],[н],[р]) и мягкие ([б'], [п'], [в'], [ф'], [д'], [т'],[з'],[с'],[г'],[k'],[x'],[м'][л'],[ н'],[р']). Согласные звуки могут составлять между собой пары

по глухости-звонкости ([б] - [п], [6'] - [п'], [в] -[ф], [в'] - [ф'], [д] - [т], [д'] - [т'], [з] - [с], [з'] - [с'], [ж] -[ш],[г] - [к], [г'] - [к'])

и по твердости-мякости ([б] - [б'], [п] - [п']. [В] - [В'], [ф] - [ф'], [Д] -[Д'], [т] - [т'], [з] - [з'], [с] - [c'], [г] -[г'], [м] - [м'], [л] - [л'], [н] - [н'], [р] - [р']).

Некоторые согласные  не входят в эти пары, они называются непарными: звонкие [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'],[j'], глухие звуки [х], [ц], [ч'], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч'], [щ'], [j']. Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] - свистящими.

Звуки [ц] и [ч] называются аффриканами, так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш]. Сильные и слабые позиции звуков. В речи все звуки стоят либо в сильной (произносятся более четко), либо в слабой позиции. Сильной для гласных звуков является ударная позиция, а безударная - слабой (ср. дом - дома). Для согласных звуков сильной является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], [ы], (грибы), а слабой - в конце сова (гриб - [грип], позиция перед звонкими и глухими согласными, в которой

парные по глухости-звонкости согласные не различаются (проезд [проезт]).

Слог - это минимальная единица речевого потока, он создается единым дыхательным толчком. Он состоит или из одного гласного звука или из сочетания гласного и согласных. В зависимости от того, на что заканчиваются слоги, они делятся на открытые (заканчиваются на гласный звук: мо-ло-ко) и закрытые (заканчивается на согласный звук  Мурзик).

Словесное ударение - это более сильное произношение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова. В русском языке ударение зависит от силы выдоха, поэтому оно силовое и динамическое. В русском языке нет определенного зафиксированного места ударения, оно может падать на любой слог (разноместное ударение): ма'ма, соба'ка. Русское словесное ударение также является подвижным, так как при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения в слове: стена сте'ны. Если слово многосложное (состоит из нескольких основ), то оно может иметь несколько ударений, при этом одно из них - главное, а остальные - второстепенные: ки'нокарти на. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам (спереди - проклитики, сзади - энклитики): под две'рью. Иногда ударение может выполнять смыслоразличительную функцию, например, за'мок- замо'к.  Интонация - это единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа, тембра и пауз. Интонация в высказывании выполняет определенные функции: * различает коммуникативные виды высказывания: побуждение, восклицание, вопрос, импликацию, повествование; * оформляет высказывание в единое целое, выделяет его части в соответствии с их важностью; * выражает конфетные эмоции; * передает подтекст высказывания; * характеризует говорящего.

 

2. Расставить в словах ударение в соответствии с орфоэпическими нормами:

Приобрете´ние, креме´нь, буржуази´я, ге´рбовый, грошо´вый, кварта´л, индустри´я, отча´сти, ста´туя, звони´т 

3. Произвести  морфологический разбор  следующих  слов:

В дороге - (где?) - существительное, начальная форма - дорога

Морфологический признак  -  нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1 склонение, единственное число, предложный падеж.

Синтаксическая роль - обстоятельство

Прорезала (что сделала?) - глагол, начальная форма - прорезать

Морфологический признак – совершенный видв,1 спряжение, переходный, изъявительное наклонение ,прошедшее время, женский род, единственное  число.

Синтаксическая роль - сказуемое

По  деревянному (какому?) ( мосту) - прилагательное, начальная форма -деревянный

Морфологический признак - относительное, единственное число, мужской род, дательный падеж.

Синтаксическая  роль - определение

4. Произвести синтаксический  разбор предложения: 
Нивы сжаты, рощи голы,           (повествовательное, невосклицательное,

От воды туман и сырость,        бессоюзное сложное, состоит из 4 придат. Колесом за сини горы                       предложении,   со значением

Солнце тихое  скатилось.            одновременности, грамматические основы  (нивы сжаты, рощи  голы, туман и сырость, солнце скатилось). 1предложение - простое, двусоставное, нераспространенное, 2 предложение - простое, двусоставное, нераспространенное, 3 предложение - простое, назывное, 4 пр.- 
простое, двусоставное, распространенное).

5. Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль подразделяется: собственно-научный  подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)

Особенности научного стиля

Научный стиль  имеет ряд общих черт, проявляющихся  независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль  характеризуется логической последовательностью  изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

  1. Логичность — это, по возможности, наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.
  2. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
  3. Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.

Лексика научного стиля речи.

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти  каждая лексическая единица в  научном стиле обозначает понятие  или абстрактный предмет. Точно  и однозначно называют специальные  понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии. Однако это не означает его стилистической нейтральности. Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях. Приведем примеры терминов: «атрофия», «численные методы алгебры», «диапазон», «зенит», «лазер», «призма», «радиолокация», «симптом», «сфера», «фаза», «низкие температуры». Значительная часть терминов является интернациональными словами.

В количественном отношении  в текстах научного стиля термины  преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными  наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами:

К тому времени физики уже знали, что эманация — это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть — инертный газ; порядковый номер его — 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа — 222.

Для терминов, как  основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для  других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже — в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила — величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: «солнечное сплетение», «прямой угол», «наклонная плоскость», «глухие согласные», «деепричастный оборот», «сложносочиненное предложение», а также различного рода клише: «заключается в …», «представляет собой …», «состоит из …», «применяется для …» и пр.

Морфологические особенности научного стиля речи

Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного  числа имен существительных используются в значении множественного числа: «волк — хищное животное из рода собак»; «липа начинает цвести в конце июня». Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий  в научном стиле преобладают  над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля изложения. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: «быть», «являться», «называться», «считаться», «стать», «становиться», «делаться», «казаться», «заключаться», «составлять», «обладать», «определяться», «представляться» и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, называющее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить — к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить — расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется также в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Информация о работе Русский язык и культура речи