Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 09:08, курс лекций
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Страхование представляет собой экономические отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
1. Общая характеристика страхового рынка
2. Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка
3.Страховые компании, как часть экономической системы
4. Содержание и функции государственного страхового надзора
5. Лицензирование и налогообложение страховой деятельности
6. Перспективы развития страхового рынка России
7. Тенденции и перспективы развития мирового страхового хозяйства (на примере ряда стран)
8. Проблемы взаимодействия российских и иностранных страховщиков
Т а б ли ц а 5
Крупнейшие перестраховочные компании мира на начало 2003 г., по размеру собранных перестраховочных премий ( млн. долл.)
Наименование компании |
Страна |
Размер собранных премий |
Мюнхенское перестраховочное общество (Munich Re Group) |
Германия |
24 924 |
Швейцарское перестраховочное общество (Swiss Re Group) |
Швейцария |
21 600 |
Беркширская перестраховочная группа (Berkshire Hathaway Re Group) |
США |
13 083 |
Ганноверская перестраховочная группа (Hannover Re Group) |
Германия |
8 526 |
Ежегодно страховые организации аккумулируют в виде страховых платежей 7-12% ВВП своих стран.
Наибольший объем страховых премий в 2003 г. был собран в США (более 1 055 498 млн. долл.), за ними следует Япония и Великобритания (табл. 6). В России за тот же период было собрано премий в размере порядка 14 млрд. долл.
Т а б л и ц а 6
Объем собранных страховых премий по странам мира, за 2003 г. (в млн. долл.)
Страна |
Страхование жизни |
Прочие виды страхования |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
США |
480 919 |
574 579 |
1 055 498 |
Япония |
381 335 |
97 53 |
478 865 |
Великобритания |
154 842 |
91 891 |
246 733 |
Германия |
76 738 |
94 073 |
170 811 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Франция |
105 436 |
58 244 |
163 679 |
Италия |
71 694 |
40 066 |
111 761 |
Южная Корея |
41 998 |
17 76 |
59 758 |
Канада |
22 841 |
36 303 |
59 144 |
Нидерланды |
25 371 |
24 895 |
50 266 |
Испания |
20 042 |
26 972 |
47 014 |
Объем страховых премий в пересчете на душу населения для стран ЕС, США и Японии составляет от 1,5 до 4 тыс. долл., в то время как для России только 31 долл.
Вопросы развития страхового рынка Российской Федерации приобретают особую остроту в связи с вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.
8. Проблемы взаимодействия
Деятельность иностранных
Современная система доступа иностранных страховых организаций на российский страховой рынок начала формироваться с 1994 г. Года — после принятия Соглашения по экономическому сотрудничеству и партнерству между странами ЕС и Российской Федерацией, которое предусматривало отмену ограничения в 49% для участия иностранных инвесторов в капитале российских страховых организаций.
После принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 10.12.2003 г. № 172-ФЗ произошел ряд изменений в отношении к иностранным участникам рынка страхования в России
Ограничения в отношении деятельности иногородних страховщиков на российском рынке.
Ограничения для «иностранцев» |
Поправки к Закону «О страховании» |
Страховщики с долей зарубежных страховщиков в собственном уставном капитале более 49% не могут предлагать страхование жизни, обязательное страхование, страхование имущества, государственных и муниципальных учреждений |
Снять данные ограничения с дочерних предприятий СК, зарегистрированных в ЕС |
Доля иностранных участников в совокупном уставном капитале компаний отрасли не должна превышать 15% |
Увеличить квоту с 15 до 25% |
Деятельность иностранных |
Изменений нет |
Иностранные страховые компании могут создавать в РФ только дочерние предприятия путем инвестирования в уставный капитал |
Изменений нет |
Законом увеличивается до 25% квота
участия иностранного капитала в
уставных капиталах страховых
В отношении страховых
Кроме того, закон в отношении указанных страховых организаций снимает ограничение, которое ранее предусматривало обязательную оплату иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей) в уставных капиталах страховых организаций исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.
Закон также снимает существовавшее ранее ограничение на выполнение иностранными гражданами функций единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями.
Государственное регулирование любого сектора экономики необходимо и рынок страховых услуг не исключение. Вопрос заключается в том, в каких пределах необходимо вмешательство государства в функционирование страхового рынка. На протяжении всей истории развития страхования в России политика правительства была направлена на ограждение национальных страховых компаний от иностранной конкуренции. Это было оправдано, поскольку прямого запрета на деятельность иностранных страховщиков не было (кроме периода социалистического развития страны), вводились лишь ограничения, вызванные разумным беспокойством за состояние и дальнейшее развитие страхового рынка, а национальные страховые компании были еще слишком слабы, чтобы составить серьезную конкуренцию зарубежным страховщикам. Таким образом, деятельность иностранных страховых компаний послужила фактором развития нормативно-правовой базы страхового рынка, а следовательно, и фактором развития страхового рынка в целом.
Анализируя деятельность иностранных страховых компаний на российском рынке страховых услуг, можно выделить множество положительных последствий, наиболее значительными из которых являются следующие:
1. Улучшение обслуживания в
2. Передача новых технологий
и ноу-хау. Иностранные
3. Аккумуляция национальных
4. Приток нового капитала. Иностранный страховщик, покупая существующую компанию или основывая новую, должен будет ввозить капитал не только в целях приобретения офисных помещений и оборудования, но и для того, чтобы обеспечить требуемый законодательством размер уставного капитала, тем самым способствуя повышению капитализации и емкости национальной страховой отрасли.
5. Распределение рисков. Иностранные
страховщики при наличии
6. Совершенствование
В то же время целый ряд аспектов деятельности иностранных страховщиков и их влияние на развитие страхового рынка вызывает обоснованное беспокойство.
1. Доминирование иностранных
2. Возможность развития страхового сектора с помощью национальных страховщиков. Этот аргумент имел бы существенное значение в том случае, когда национальная система регулирования страхового дела гарантировала бы наиболее эффективное функционирование внутреннего рынка и обеспечивала необходимый набор страховых услуг. Такая ситуация явно не характерна для российского страхового рынка. Однако даже при этом условии запрет или серьезные ограничения на деятельность иностранных страховщиков вряд ли оправданы. Если внутренний рынок работает эффективно, конкуренция не будет служить угрозой национальным страховщикам. Если страхование космических рисков, а также военно-промышленного комплекса должно проводиться национальными страховыми компаниями, поскольку приходится работать со сведениями, составляющими государственную тайну. Подобные беспокойства имеют под собой реальную основу. Однако это недостаточный аргумент в пользу общего ограничения операций иностранных страховщиков.
4. Возможность
оттока капитала в результате
деятельности иностранных
Очевидно, что задачи развития и становления национальной системы страхования выходят на первый план, и необходимо глубокое изучение страхового рынка страны, чтобы наметить пути совершенствования его в современных условиях, основными среди которых являются:
- стабилизация
финансового положения
- формирование
устойчивых и надежных
- активизация
роли государства и его
- формирование государственных приоритетов в развитии страхования;
- развитие
законодательной базы
- использование
современных методов и средств
управления страховыми
3. Важность
сохранения национального
- формирование
региональной составляющей