Социальное страхование в странах Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение опыта зарубежных стран в области государственного социального страхования. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть систему государственного социального страхования в Германии;
- изучить социальная защита в Чехии при переходе к рынку;
- рассмотреть современные модели социальной политики в Венгрии и Польше.

Содержание

Введение 2
1 Система социального страхования в Германии 3
2 Социальная защита в Чехии при переходе к рынку 5
3 Социальная политика в Венгрии 10
Заключение 14
Список использованных источников и литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

страх.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Социальная политика в Венгрии

 

Венгерская система социальной защиты имеет почти 100-летнюю историю. Она возникала одновременно с немецкой и является старейшей в Европе. В период социализма эта система развивалась исключительно в государственных рамках, являясь по сути частью госбюджета. Несмотря на определенную эволюцию, социальная система до сих пор сохраняет преимущественно перераспределительный характер, преодоление которого наталкивается на объективные трудности.

После смены общественной системы (1990 г.) Венгрия твердо следует  курсу на вступление в ЕС и преобразование законодательной базы основных систем, включая социальную, в соответствии со стандартами этой международной организации.

Как известно, после Второй мировой войны в развитых странах  мира сложились различные социальные системы, которые можно классифицировать следующим образом:

1. Либеральная модель. Доминируют универсальные, скромные по размеру трансферты, общий низкий уровень социальной защиты и индивидуального социального страхования. Основная задача социальных институтов - коррекция влияния рынка. Структуру общества характеризует социальный дуализм. Большинство членов общества зависит от рынка, меньшинство - от государства. Либеральная модель характерна для США, Канады, Австралии.

2. Корпоративно-этатическая (консервативная) модель. Социальные права граждан определяются принадлежностью к социальной группе с тем или иным социальным статусом. Доминирует социальная система немецкого (бисмаркского) типа. Относительно малую роль играют индивидуальные социальные выплаты. Иерархические вертикальные связи относительно невелики. Но государственно-организованная перегруппировка доходов-расходов, в том числе социальных выплат, приобретает здесь более значительные масштабы, чем в либеральной модели. Программа поддержки доходов выполняет роль, консервирующую общественный статус, придавая ему легитимность. Инструменты социального обеспечения связаны с традиционными ценностями, которыми являются семья и церковь. Консервативная модель существует в Австрии, Германии, Италии и Франции.

3. Социал-демократическая модель. Идеология: “Каждый участвует, поэтому каждый содействует”. Декларируется независимость индивидуума от рынка, государства, семьи. Ставит целью осуществление социального равенства на возможно более высоком уровне. Характерны универсальные методы, преобладает поддержка основного дохода. Степень перераспределения доходов и социальный расходов значительно выше в сравнении с либеральной и консервативной моделью. Акцент на поддержание занятости трудоспособного населения, на взаимосвязь труда и благосостояния. Равные права на социальное обеспечение имеют представители “рабочего класса” и “среднего класса” . К социал-демократической модели более всего близки скандинавские страны, прежде всего Швеция.

До начала радикальных  общественных преобразований венгерская модель представляла специфическое сочетание консервативной и социал-демократической моделей. Поскольку этот гибрид не укладывался в указанную выше международную классификацию, он получил в трудах венгерских специалистов название “коммунистически-консервативная модель”. Для этой модели была характерна тесная связь социальных гарантий с трудовыми отношениями: последние давали право на пенсию, на часть семейных пособий, не говоря уже о значительных льготах, связанных с отдыхом, лечением, воспитанием детей и т.п. Начиная с 60-х годов, среди методов социальной защиты на первый план все более выдвигается поддержка доходов.  

Целевое использование  неадекватно социальной помощи. Например, до сих пор семейные пособия устанавливались  в фиксированной сумме, независимо от уровня доходов их получателей. Целевое использование учитывает количество детей и низкие душевые доходы. Целевое использование - т.е. распространяемое только на часть социальных расходов. Например, вместо нынешней универсальной системы социального страхования временной нетрудоспособности (бюллетени) ее финансирование передается работодателям, а соответствующие выплаты предлагается рассматривать как часть дохода незарплатного типа.

Целевое использование  применительно к пенсионной системе означает отказ от универсальной системы и переход к базовой государственной пенсии, а сверх ее - добровольное пенсионное страхование граждан. Целевое использование означает также ликвидацию всех нецелевых видов помощи, например, дотаций к ценам и т.п. Таким образом, усиление целевой направленности в использовании ограниченных денежных и натуральных социальных средств становится в Венгрии генеральным направлением реформирования системы. Акцент переносится на преимущественную помощь низкодоходным лицам и семьям.

В связи с этим актуализировалась  проблема определения черты бедности и выбора экономической категории, определяющей минимальную социальную гарантию.

В предлагаемом варианте новой пенсионной системы остается доминирующим обязательное пенсионное страхование, “трудовая” по характеру пенсия по старости. Вместе с тем она теснее связывается с пенсионным возрастом, трудовым стажем и личным доходом. Для увязки всех этих элементов имеется опробированная мировым опытом методология.

Сформировались контуры  так называемой трехуровневой пенсионной системы. Первый уровень - базовая пенсия, определяемая на основе субъектного права, финансируемая за счет уплачиваемого каждым работником налога в размере “какой-то небольшой доли” прожиточного минимума, второй уровень - обязательный пенсионный страховой тариф. Эти два уровня обеспечивали бы примерно 60% нынешнего пенсионного обеспечения. Остающуюся часть дополнит третий уровень - добровольный пенсионный страховой взнос. Комитет бюджетной реформы поставил задачу поэтапного формирования единой пенсионной системы с нормативным возрастом в 65 лет. Приближение к ней начались с 1997 г. постепенным увеличением пенсионного возраста. В отличие от Комитета Минфин предлагает повысить пенсионный возраст до 62 лет уже с 1 июля 1996 г., но сделать это “гибко”, предоставляя возможность выбора и даже “возврата” к нынешнему пенсионному возрасту. По мнению Минфина, постепенный уход государства из двух традиционных для него сфер социального обеспечения - пенсионного и здравоохранения - в конечном счете, должен сопровождаться снижением страховых тарифов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Опыт трансформации  экономики в странах Центральной  Европы показал, что ход экономической  реформы во многом зависит от поддержки  населением нового политического и экономического курса и от прореформистского общественного консенсуса. По мере реализации нового курса стало ясно, что высокая социальная цена реформ способна не только поставить под угрозу саму общественную трансформацию, но даже повернуть ее вспять. Поэтому одно из важнейших условий реализации экономических преобразований - разработка эффективной системы социальных гарантий населения. Задача социально-экономической политики на современном этапе становления рыночных отношений состоит в том, чтобы социальная цена не была непомерно высокой для широких слоев населения. В последнее время в большинстве стран особое внимание уделяется выработке новой концепции социальной политики, адекватной рыночным условиям хозяйствования и позволяющей смягчить негативные последствия проводимых реформ. Особое внимание в проведении такой политики уделяется системообразующей роли государства, без активного вмешательства которого процесс реформирования чреват весьма негативными социальными последствиями.

В данной работе мы рассмотрели основные направления изменений в системе социального обеспечения, происходящих в Германии, Чехии и Венгрии.

Государственное социальное страхование представляет собой  обязательный и неотъемлемый компонент  любого развитого общества. Целью  государственного социального страхования является стабильность общественного развития страны.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1.Адаманчук В.В., Ромашев  О.В., Сорокина М.Е. Экономика и  социология труда. Учебник. - М.:ЮНИТИ, 2009.

2.Бабич А.М., Егоров Е.В. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. - М.: РАГС, 2008.

3.Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения. - М.: РАГС, 2010.

4.Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения № 9, 2011 г., c.69-76.

5.Марков А.П. «Пенсионная система Германии»// «Вопросы экономики», 2009, № 9.


Информация о работе Социальное страхование в странах Западной Европы