Социально-экономическая сущность страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:04, контрольная работа

Краткое описание

Страхование – одна из древнейших категорий, отражающих особую сферу экономических отношений общества. Главный побудительный мотив страхования – это рисковый характер производства и жизни человека. На любой стадии общественно-экономического развития существует вероятность риска разрушительного воздействия стихийных сил природы и нерациональной деятельности самого человека на процесс воспроизводства. Такие явления, как засуха, наводнение, градобитие, а также ошибки в результате неосторожного обращения с источником опасности, могут привести к пожару, взрыву, транспортным авариям и причинить крупный ущерб, нарушить производственный процесс и привести к человеческим жертвам.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Экономическая сущность страхования. 6
Глава 2. Страховой фонд, формы его организации. 10
2.1 Понятие страхового фонда. 10
2.2 Организационные формы страхового фонда. 14
Глава 3. Какие признаки присущи страхованию. 15
Глава 4. Роль страхования, его функции в современной 17
экономике.
4.1 Роль страхования в регулировании социально - экономических отношениях РФ. 17
4.2 Роль страхования в формировании инвестиционного
капитала в РФ. 20
4.3 Роль страхования в развитии национальной
экономики РФ. 25
4.4 Функции и роль страхования как экономической
категории. 26
Заключение 30
Список использованной литературы. 31

Вложенные файлы: 1 файл

СТРАХОВАНИЕ.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Общим критерием  для выделения приведенных выше форм социального страхования является их использование в отношении  управления социальными рисками. В соответствии с п. 7 Руководящих принципов, входящих в Рекомендации Международной организации труда, такими стандартными социальными рисками являются: болезнь, материнство, инвалидность, старость, смерть кормильца, безработица, расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами, производственная травма.

(3) обязательное  страхование иное, чем социальное  — представляет собой форму  проведения страхования, связанную  с управлением макроэкономическими  социальными рисками в отдельных  областях общественной жизни.

Используя эту  форму организации страховых  отношений, государство, устанавливая обязательность и всеобщность страхования  для определенных категорий граждан  или хозяйствующих субъектов, определяя  основные условия страхования и  основания для выплаты страховых сумм, тем не менее возлагает организацию страховых отношений на широкий круг страховых организаций, которые отвечают требованиям, также установленным государством (в частности, лицензии на право проведения определенного вида обязательного страхования).

В Российской Федерации перечень видов обязательного страхования достаточно широк - более 40 федеральных законов и законодательных актов устанавливают в той или иной форме обязательность определенных видов страхования, важнейшими среди них являются обязательное страхование военнослужащих, обязательное страхование государственных служащих при исполнении служебных обязанностей, обязательное страхование судей, обязательное страхование" профессиональной ответственности при осуществлении нотариальной деятельности, обязательное личное страхование пассажиров.

(4) добровольное  страхование иное, чем социальное  — представляет собой форму  управления микроэкономическими  рисками, присущими экономической  деятельности отдельных субъектов  хозяйствования, а также деятельности  и жизни граждан в обществе.

Добровольность  в страховании означает, что в  основе передачи риска от страхователя страховщику в соответствии с  условиями договора страхования  происходит на основании свободного волеизъявления сторон и полного  согласования ими существенных условий договора страхования.

     4.2 Роль страхования в формировании инвестиционного капитала в РФ

 

В мировой экономике  страховые компании принадлежат  к числу наиболее крупных коллективных инвесторов и занимают активную инвестиционную позицию. Такого рода активность напрямую зависит от динамики страхового рынка в целом. Если она положительная, то сегмент страховых услуг аккумулирует внушительный объем ресурсов, а инвестиционная деятельность страховщиков позволяет снизить нагрузку на бюджет государства (специальные пенсионные программы), и делает страховщиков источником долгосрочных ресурсов.

В России же наблюдается  экстенсивное развитие страховой отрасли. Компании ориентированы преимущественно  на получение прибыли от клиентов, завышая тарифы и ужесточая условия  страховых выплат, а не на инвестирование – использование собственных ресурсов. Тем временем, в мировой практике инвестиционная деятельность составляет важнейший, после страхования, источник доходов страховых организаций2.

Однако на протяжении последних нескольких лет Российская Федерация энергично включается в мировые бизнес – процессы, что заставит активизироваться рынок страхования, в частности страховые компании, как инвесторов.

Последней новацией стало включение страховых организаций  в список квалифицированных инвесторов в силу закона, и, как следствие, допуск их к инвестированию в ценные бумаги, ограниченные в обороте. Такие активы являются потенциально высокодоходными, но вложения в них сопряжены с высокими рисками3.

По российскому  законодательству страховщики могут  размещать собственные средства и страховые резервы. Доля привлеченных средств в значительной степени преобладает над собственными, поэтому интересно рассмотреть инвестирование страховых резервов. Процесс инвестирования привлеченных средств регулируется Правилами размещения страховщиками средств страховых резервов.

Активы, принимаемые  для покрытия страховых резервов, должны удовлетворять условиям диверсификации, ликвидности, возвратности, и только в последнюю очередь (по мнению регулятора) доходности. Страховые резервы должны быть достаточными для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования. Поэтому законодателем установлены жесткие требования к их составу и структуре.

Однако в русле  реформ и в первую очередь в  связи с признанием страховых компаний квалифицированными инвесторами, перед ними открываются новые возможности.

Вероятно, новые  перспективы коснутся перечня активов, доступных для вложения и лимитов  по ним (структуры).

Несмотря на то, что состав активов, предусмотренных  для покрытия страховых резервов, включает в себя инструменты, недоступные, например, негосударственным пенсионным фондам, он нуждается в расширении.

Прежде всего, это касается включения в список активов паев закрытых паевых инвестиционных фондов. Конструкция закрытого паевого инвестиционного фонда позволит осуществить выгодное инвестирование опосредованным образом в:

  • недвижимость;
  • венчурные проекты;
  • реальный сектор экономики;
  • другие активы4.

В зарубежной практике распространено инвестирование в недооцененные  активы. Учитывая иностранный опыт, вероятно появление возможности вкладывать средства в фонды, инвестирующие в акции компаний малой и средней капитализации, готовящиеся провести первичное размещение своих акций (pre-IPO). Представляется, что будет использован механизм закрытых паевых инвестиционных фондов (новые категории фондов на российском рынке коллективных инвестиций).

Безусловно, для  инвестирования в проекты, рассчитанные на длительный срок, нужны «длинные»  деньги, поэтому первоочередное включение  паев ЗПИФов в список активов, доступных для инвестирования страховых резервов, возможен по отношению к резервам по страхованию жизни.

При проведении реформ всегда учитываются современные  условия функционирования рынка. В  нестабильной обстановке привлекают внимание инструменты, позволяющие хеджировать риски. Учитывая квалификацию инвесторов, допустимо включить в «инвестиционный список» производные финансовые инструменты (деривативы).

Страховые компании могут напрямую вкладывать средства и в ценные бумаги, и в драгоценные металлы, и в недвижимость, в связи с предоставленным перечнем инструментов особое внимание привлекает структурирование активов.

Если сравнивать структуру активов, принимаемых  в покрытие страховых резервов российских и иностранных страховых компаний видно, что основную долю в активах российских страховщиков занимают векселя банков, депозиты, доли перестраховщиков в резервах и государственные ценные бумаги; в то время как зарубежные страховщики инвестируют в облигации и акции, обеспечивая приток инвестиционных ресурсов в экономику, и получая доход.

Конечно, чтобы  увеличить лимиты инвестирования, нужно  четко прогнозировать востребованность вкладываемых ресурсов. В первую очередь  такой расчет возможен с долгосрочными  резервами по страхованию жизни.

Вероятно снижение ограничений по инвестированию в паи паевых инвестиционных фондов, по прямым вложениям на рынке недвижимости (он отличается меньшей волатильностью по сравнению с фондовым), в драгоценные металлы, ипотечные ценные бумаги.

Размещение средств  страховых резервов может осуществляться страховщиком самостоятельно, а также путем передачи части средств (до 20 % от суммарной величины страховых резервов) в индивидуальное доверительное управление. При этом отсутствует возможность передачи средств в управление нерезидентам.

Поскольку инвестиционная деятельность не является для страховых  организаций профильной, то разумно  установить долю страховых резервов, доступных для передачи, более 20 %5.

Кроме того, положительная  динамика страхового рынка и как  следствие инвестиционной деятельности страховщиков, требует развития консалтинга в данном сегменте.

Вектор развития экономики России направлен на стимулирование деятельности, прежде всего крупных (институциональных) инвесторов. Принципиальной разницы между деятельностью инвестиционных институтов (Банков, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и прочих) в области размещения средств нет.

Однако требования к размещению средств дифференцируются, различается, в том числе, и интенсивность  реформирования в данной отрасли. Деятельность по инвестированию средств страховых резервов имеет свою специфику – срок востребованности резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, менее прогнозируем, чем, например, необходимость выплаты средств негосударственных пенсионных фондов. Министерство финансов признает необходимость проведения реформ по предоставлению страховым организациям новых инвестиционных возможностей, но придерживается консервативной позиции по срокам. Регулятор в лице Федеральной службы по финансовым рынкам дал основу для дальнейших преобразований, включив страховщиков в список квалифицированных инвесторов в силу закона, интенсификация процесса остается в руках самих страховщиков6. 

     4.3 Роль страхования в развитии национальной экономики РФ

 

Переход экономики Российской Федерации от экономики административно-командного типа к рыночной обеспечивает существенное возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширяет сферу страховых услуг и развитие альтернатив государственному страхованию. При командно-административной системе управления народным хозяйством, доминирующей роли государственной собственности и слабой экономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за ее сохранность страхование никак не могло получить подобающего ему места в национальной экономике РФ и общественных отношениях.

Развертывание рыночных отношений, когда товаропроизводитель  начинает действовать на свой страх  и риск, по собственному плану и  несет за это ответственность, повышает роль и значение страхования. При этом наряду с традиционным предназначением — обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.) — объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.). Предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев предприятий (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).

Изменения затрагивают  также сферу имущественного и  личного страхования граждан, что  непосредственно связано с экономическими интересами населения. Соотношение  долгосрочных и краткосрочных договоров  страхования, сочетание рисковых, предупредительных и сберегательных условий страхования, уровень банковского процента на резерв взносов по договорам страхования жизни, учет ценовых тенденций и осуществление антиинфляционных мероприятий с переходом к рыночной экономике неизбежно становятся предметом страховой политики. Возрастает предложение страховых услуг. Происходит постепенное формирование страхового рынка. Приоритет отдается добровольным видам страхования, хотя в определенных сферах сохраняется или даже вводится обязательное страхование (например, медицинское, военнослужащих от несчастных случаев и др.)7.

В рыночной экономике  Российской Федерации на этапе ее становления страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой — видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты, ценные бумаги и т.д.

Страхование служит важным фактором стимулирования производственной активности и обеспечения здорового  образа жизни, создает новые стимулы  роста производительности труда  в соответствии с личным вкладом  в производство и обеспечения  собственного благополучия.

Информация о работе Социально-экономическая сущность страхования