Становление страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Страхование – одна из древнейших категорий общественно-производственных отношений. Еще в период рабовладельческого строя владельцы имущества и рабов использовали страхование как способ защиты их от уничтожения силами природы, утраты в связи с грабежами и другими непредвиденными событиями. На этой почве закономерно возникла идея объединения заинтересованных лиц по возмещению материального (имущественного) ущерба путем его солидарной раскладки между участниками объединения. Действительно, если бы каждый владелец имущества намеревался возмещать ущерб за свой счет, то он вынужден был бы создавать материальные резервы, по величине равные имеющемуся имуществу, что очень невыгодно.

Содержание

Введение 3
1. Истоки страхования 5
2. Страхование в царской России 8
3. Преобразование страхового дела в советской России 13
4. Совершенствование организации страхового дела в России 17
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Становление страхования в России.docx

— 45.74 Кб (Скачать файл)

Проведение земских реформ во второй половине XIX в. сопровождалось организацией земского страхования в России, которое стало проводится как в обязательной, так и в добровольной форме. Первые шаги в этом направлении предприняли в 1866 г. Новгородское и Ярославское земства, начавшие проводить страхования строений от огня. В 1867 г. страховым делом уже занимались земства 9 губерний, в 1876 г. – 34 губернии. Непосредственное руководство страхованием осуществляли губернские земские управы.

Действовавшее законодательство предусматривало, что обязательному страхованию  подлежат все сельские постройки, как  частные, так и общественные, находящиеся "в черте крестьянской оседлости". Обязательное и добровольное страхование строений осуществлялось в пределах особых норм, но не свыше 75% стоимости строения. [2]

В 1867 г. сложившаяся практика земского страхования была распространена на те губернии Российской империи, где  земства не были созданы. Здесь функции  страховщиков получили губернские по крестьянским делам присутствия, а также губернские и областные правления.

Развитие национального страхового рынка в России во второй половине XIX в. потребовало введения мер государственного регулирования страховых правоотношений и создания системы страхового надзора. В 1894 г. в России был установлен государственный  страховой надзор за деятельностью  страховых компаний. Функции органа государственного страхового надзора  выполняло Министерство внутренних дел. Одновременно устанавливалась  публичная отчетность страховых компаний.

В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых  обществ и в Петербурге открылось  центральное агентство страхового общества "Нью-Йорк" (США). В 1889 г. была разрешена МВД деятельность страховых обществ "Урбен" (Франция) и "Эквитебл" (США). Все эти общества специализировались только на заключении договоров личного страхования с населением. Активно развивались также операции перестрахования рисков на международном рынке. [4]

Доля иностранного капитала в страховом  деле в 1890 г. составляла 24,4%. Иностранные  страховые общества подчинялись  общей системе государственного надзора со стороны МВД. Для открытия страховых операций в России они  были обязаны предварительно внести в государственное казначейство денежный залог 500 тыс. руб. золотом  и резервировать на счетах государственного банка 30% поступления страховых платежей.

К конце XIX в. в царской России сложилась  система страхования в российских и иностранных акционерных страховых  обществах, городских взаимных и  земских страховых обществах. Помимо этого, существовало государственное  страхование (пенсионные кассы) для  горнорабочих (с 1861 г.), железнодорожников (с 1888 г.) и сельских хозяйств в неземских губерниях (с 1967 г.). с 1905 г. договоры страхования жизни с вкладчиками стали заключать государственные сберегательные кассы. [1]

 

 

3. Преобразование страхового дела в советской России

 

В 1913 г. во всех страховых учреждениях  России было застраховано имущество  на сумму 21 млрд. руб., в том числе  на долю акционерных страховых обществ  приходилось 65% этой суммы, земств – 15, взаимных городских обществ – 8%. Российские акционерные страховые  общества собрали в 1913 г. 129 млн. руб. страховых платежей, иностранные  акционерные – 12, городские взаимные – около 14 млн. руб. Доля операций губернского страхования составляла около 15,5 млн. руб. Всего в 1913 г. было собрано по всем видам страхования 204,9 млн. руб. страховых платежей. [3]

Финансовые ресурсы страховых  обществ стали важным источником крупных инвестиций, преимущественно  в государственные займы и  акции торгово-промышленных компаний и коммерческих банков. Особую значимость эти ресурсы имели в обслуживании государственного внутреннего и  внешнего долга. Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и последовавшие за ней крупнейшие экономические и политические потрясения в российском обществе привели к глубочайшему финансово-экономическому и политическому кризису. Паление покупательной способности рубля, начавшееся в годы Первой мировой войны, обесценивало страховые суммы заключенных договоров, страховые платежи.

На фоне усиливающегося недовольства в обществе на политическую сцену вышла партия большевиков, которая в качестве одного из требований своей экономической программы пролетарской революции выдвинула идею национализации банков и страхового дела. Установление Советской власти в 1917 г. позволило большевикам претворить эти идеи в жизнь.

Национализация страхового дела осуществлялась на фоне других крупных мероприятий финансовой политики Советской власти – национализации банков, промышленности, транспорта, связи, установления государственной монополии на внешнюю торговлю, аннулирования царских государственных займов. [4]

Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа: 1) установление государственного контроля над всеми видами страхования; 2) объявление страхования во всех видах  и формах государственной страховой  монополией.

Благодаря ранее осуществленной национализации банков  был обеспечен  фактический  контроль со стороны государства  за деятельностью и денежными операциями страховщиков, что существенно ограничивало возможности использования средств страховых компаний на цели финансирования нужд оппозиции правящему режиму.

Еще в декабре 1917 г. правления страховых  обществ выдали своим служащим жалованье  за два месяца вперед в целях поддержки  и поощрения саботажа новой власти. Организовывалась выдача средств с  текущих счетов и вкладов. Выписывались чеки на получение денежных средств  без указания цены. [5]

Между тем в Москве, Петрограде и некоторых других городах страховые  общества включились в общую кампанию саботажа новой власти. Предпринимались  попытки переправить капиталы за границу.

Был организован Совет по делам  страхования, назначавшийся Совнаркомом. Аппаратом Совета стал Комиссариат  по делам страхования во главе  с комиссаром.

Ввиду того, что новая власть аннулировала все обязательства по царским  государственным внешним займам, сохранилась реальная угроза, что  иностранные банки наложат арест  на капиталы российских страховых обществ, размещенные за границей (в основном по заключенным договорам перестрахования). Чрезмерно поспешная национализация страхового дела могла обречь на арест  и конфискацию этих денег в  счет погашения внешнего государственного долга царской России. [6]

На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования, ставившая, по мнению властей, во главу  угла извлечение прибыли. Общее направление экономической политики этого времени характеризовалось "красногвардейской атакой на капитал". Поэтому с введением государственного контроля над страхованием доходы от страховых операций подвергались прогрессивному налогообложению на общегосударственные нужды. Их плательщиками выступали центральные правления страховых обществ. Комиссариат выполнял порученные контрольные функции, проверял балансы, другую бухгалтерскую отчетность, следил за полнотой и своевременностью уплаты налогов. [1]

 Согласно декрету о государственном  контроле над всеми видами  страхования, кроме социального,  начисленные за 1917 г. дивиденды  акционеров акционерных обществ и пайщиков, обществ взаимного страхования были конфискованы в доход государства.

Одновременно в центре и на местах, там, где была установлена Советская  власть, осуществлялась организационная  перестройка страхового дела. Земское  и взаимное страхование переходило в ведение страховых органов  исполнительных комитетов местных  Советов и Совнархозов и преобразовывалось  в советско-народное. Упразднялась акционерная форма страхования. Личное страхование граждан концентрировалось  в сберегательных кассах Народного  банка РСФСР. [3]

Гражданская война и иностранная  военная интервенция потребовали  принятия чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной жизни. Они  ускорили национализацию страхового дела.

28 ноября 1918 г. Совнарком принял  Декрет "Об организации страхового  дела в Российской Республике". Согласно этому декрету страхование  во всех видах и формах объявлялось  государственной монополией и  достоянием Республики.

Все частные страховые компании и общества были ликвидированы, сохранялось  только взаимное страхование товарно-материальных ценностей кооперативных организаций. Однако этим декретом не была создана  государственная страховая организация. При Всероссийском Совете Народного  Хозяйства был организован пожарно-страховой отдел, которому поручалось проводить имущественное страхование. Долгосрочное страхование жизни передавалось в ведение сберегательных касс, а договоры, заключенные на сумму свыше 10000 руб., аннулировались без каких-либо возвратов страхователям накопившихся резервов взносов. [5]

"Реорганизацию" по декрету  от 28 ноября 1918 г. с большой натяжкой  можно считать национализацией  страхового дела, фактически это  был его разгром. До середины 1919 г. проходила кампания по  ликвидации акционерных и других страховых обществ и организаций, определению и инвентаризации их активов и пассивов, затем последовали  дальнейшие реорганизации. Долгосрочное страхование жизни было передано в ведение Народного банка РСФСР, а имущественное страхование – Наркомата земледелия. В условиях гражданской войны, разрухи и почти полного обесценения денежных знаков страхование, предусматривающее выплаты страхового возмещения и страховых сумм в денежной форме, теряло свое значение. Декретами от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г. было отменено имущественное страхование. Это был первый разгром страхового дела в стране. [6]

Таким образом, в течение первых трех лет после Октября 1917 г. государство  фактически пыталось использовать сохранившуюся  систему дореволюционного частного и земского страхования не столько  в целях страховой защиты интересов  страхователей, сколько в качестве важного источника финансовых ресурсов на пополнение государственного бюджета  разоренной войной страны. Формальное провозглашение государственной страховой  монополии преследовало по существу ту же цель, хотя и не дало ожидаемых  результатов. Фактически страховая монополия не была проведена в жизнь, да и не могла быть проведена, поскольку для этого как минимум необходима деятельность государственной специализированной страховой организации, что декрет от 28 ноября 1918 г. даже не предусматривал.

 

 

4. Совершенствование организации страхового дела в России

 

Организация государственного страхования  перестраивалась и совершенствовалась в соответствии с теми экономическими и социальными задачами, которые  решала страна на каждом этапе развития. В 1921 г. при Народном комиссариате финансов было создано главное управление Госстраха, на которое было возложено осуществление государственного страхования не только в РСФСР, но и в других республиках. На местах операции проводились страховыми подотделами финансовых отделов. В 1922 г. система государственного страхования перешла на принципы хозяйственного расчета, получила имущественную и оперативно-организационную самостоятельность. В связи с этим государство освобождалось от какой-либо дополнительной ответственности по операциям Госстраха.

В 1922 г. Главное управление Госстраха  было реорганизовано в Главное правление  государственного страхования, которое  получило большую оперативную самостоятельность. Функции Наркомфина в области  государственного страхования ограничивались общим руководством. В губерниях  были организованы конторы Госстраха, непосредственно подчиненные в  административном и оперативном  отношении главному правлению. Для  работы с населением в городских  и сельских местностях привлекались страховые агенты. [6]

Отсутствие жесткой государственной  монополии сыграло положительную  роль в развитии страхования в 20-х  годах. Однако уже в 1923 г. в стане  развернулась дискуссия между противниками и сторонниками установления государственной  страховой монополии. Первым прямым законодательным признанием того, что  в СССР действует государственная  страховая монополия, было принятие в законодательном порядке "Положения о Наркомфине СССР", где подчеркивалось, что Госстрах СССР и союзные республики осуществляют государственную страховую монополию на всей территории страны. В условиях проведения сталинской политики отхода от нэпа, укрепления общегосударственных структур, жесткой централизации финансовых ресурсов победу одержали сторонники установления твердой государственной монополии на страхование

В 1925 г. законодательно было закреплено, что "страхование во всех его видах  является государственной монополией Союза ССР". Проведение налоговой  реформы 1930 – 1931 гг. повлекло за собой  необходимость изменения государственной страховой политики. Страховое дело пострадало от некомпетентности и агрессивно-негативного отношения к нему со стороны высших властей. В начале 1931 г. была резко ограничена сфера страхования государственного имущества, сохранилось лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях – без взимания страховых платежей. Было ликвидировано взаимное кооперативное страхование, добровольное (сверхокладное) страхование крестьянского имущества, а позднее – запрещено заключение договоров долгосрочного страхования жизни. Подвергся буквальному разгрому и страховой аппарат: страховые органы на местах подлежали ликвидации, страхование было возложено на финорганы. По существу это был второй разгром страхового дела в стране. Первый разгром страхового дела произошел в 1918 – 1920 гг., как уже упоминалось выше. [7]

В отечественной литературе данный период в истории страхования  характеризуется как период извращения в страховой работе на селе.  Долгое время это объяснялось штампами сталинской пропаганды, кознями кулацких элементов, деятельностью классового врага, массовым вредительством, далекими от истины. Главными виновниками запущенности страхового дела в начале 30-х годов были властные структуры, которые, игнорируя сопротивление специалистов страхового дела, проводили явно некомпетентную страховую политику. В начале 1933 г. даже властям стало ясно, что упадок страхового дела наносит большой ущерб народному хозяйству. Было принято Постановление ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 г. об извращениях в работе по страхованию в деревне. После этого произошла резкая переоценка отношения властей к страхованию. Были восстановлены система страховых органов, институт страховых агентов, страховых ревизоров. В сельсоветах и колхозах формировались сельские страховые комиссии и сигнальные страховые посты. Подлежало восстановлению также долгосрочное страхование жизни, добровольное страхование имущества колхозов и граждан на селе, кооперативных и общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого фонда и имущества, сданного в аренду. В 1933 г. система органов государственного страхования была вновь восстановлена. [1]

Информация о работе Становление страхования в России