Стратегическое планирования развития образования в Камчатском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Расходы федерального, краевого и местных бюджетов на реализацию долгосрочных целевых программ, направленных в 2006-2010 гг. на развитие образования, составили 306,4 млн. рублей.
С 2006 года реализуется приоритетный национальный проект «Образование». В 2006-2010 г.г. расходы консолидированного бюджета Камчатского края, направленные на реализацию приоритетного национального проекта «Образование», составили 1195,8 млн. рублей, что позволило значительно стимулировать работу школ и учителей, показывающих высокие результаты, укрепить учебно-материальную базу школ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ГСП В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное стратегическое планирование развития социальной сферы
Оценка состояния образования в РФ.

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая -СГМП.docx

— 56.21 Кб (Скачать файл)

 

Стратегическое планирования развития образования в Камчатском крае.

ВВЕДЕНИЕ

 

 

  1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ГСП В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

    1. Государственное стратегическое планирование развития социальной сферы
    2. Оценка состояния образования в РФ.

 

  1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ.

 

    1. Анализ и оценка отрасли в регионе.

 

Проведя анализ консолидированного бюджета Камчатского края, мы можем сделать вывод, что расходы бюджета в период с 2006 по 2010 года увеличились.

  • на общее образование в 2,7 раза;
  • на начальное профессиональное образование в 1,9 раза;
  • на среднее профессиональное образование в 1,1 раза:

 Рисунок 1 – расход консолидированного бюджета края.

В соответствии с Рисунком 1,мы можем сделать вывод, что  значительно возросли расходы на общее образование.

Расходы федерального, краевого и местных бюджетов на реализацию долгосрочных целевых программ, направленных в 2006-2010 гг. на развитие образования, составили 306,4 млн. рублей. 

С 2006 года реализуется приоритетный национальный проект «Образование». В  2006-2010 г.г. расходы консолидированного бюджета Камчатского края, направленные на реализацию приоритетного национального проекта «Образование», составили 1195,8 млн. рублей, что позволило значительно стимулировать работу школ и учителей, показывающих высокие результаты, укрепить учебно-материальную базу школ.

 

Рисунок 2 – реализация приоритетного  национального проекта «Образование».

 

Расходы консолидированного бюджета Камчатского края в расчете  на одного обучающегося возросли за 2006-2009 годы:

  • в общеобразовательных учреждениях в 3,1 раза;
  • в образовательных учреждениях начального профессионального образования в 2,9 раза;
  • в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в 2,7 раза.

 

Рисунок 3 – расход консолидированного бюджета на расчете на одного ученика.

Проектная мощность дошкольных образовательных учреждений в соответствии с технической документацией  учреждений рассчитана на контингент воспитанников  в количестве 15124,т. е. на каждые 100 мест  ДОУ в среднем  в Камчатском крае  приходится 147 детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

Возрастающий спрос на образовательные услуги, предоставляемые  дошкольными образовательными учреждениями, показывает, что действующая  сеть образовательных учреждений дошкольного  образования в Камчатском  крае не удовлетворяет потребность родителей  в дошкольном воспитании и образовании. Как результат этого - появление  очередей на устройство в детские  дошкольные учреждения.

Сеть дневных общеобразовательных  учреждений Камчатского края включает 123 учреждения, из них: 2 лицея; 1 гимназия; 2 школы, реализующие программы углубленной  подготовки учащихся на различных ступенях обучения; 17 средних (полных) школ осуществляют профильное обучение на старшей ступени; в четырех школах организовано обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам.

Изменение сети общеобразовательных  учреждений напрямую связано с сокращением  контингента обучающихся, однако действующая  сеть общеобразовательных учреждений Камчатского края является недостаточно разнообразной и многофункциональной  и не позволяет полностью удовлетворить  запросы населения.

По сравнению с предшествующими  годами усилилась ориентация образовательных  учреждений начального и среднего профессионального  образования на потребности рынка  труда Камчатского края. Отрабатываются региональные механизмы социального  партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования. Расширился перечень профессий, по которым  прием формируется на основе заявок предприятий, учреждений, организаций, потребности ведущих отраслей экономики  края.

Вместе с тем, несмотря на отдельные успехи и достижения, в системе профессионального  образования остается ряд нерешенных проблем.

В первую очередь требует  дальнейшего совершенствования  и развития система социального  партнерства. Необходимо включить потенциальных  работодателей и представителей предприятий края в процесс подготовки кадров квалифицированных рабочих, а учреждениям среднего профессионального  образования перейти на договорные отношения с работодателями.

Во-вторых, необходимо в кратчайшие сроки оснастить учебно-материальную базу современным оборудованием, создать  систему прогнозирования потребности  в рабочих кадрах и специалистах, развивать систему целевой контрактной  подготовки кадров.

Развитие профессионального  образования в Камчатском крае сопряжено  с рядом сложностей, а именно:

• разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и темпами экономического развития края;

• сложная демографическая ситуация, сокращение численности выпускников общеобразовательных школ;

• сложившиеся социальные приоритеты выпускников общеобразовательных школ и их родителей с ориентацией на высшее образование;

• снижение привлекательности начального и среднего профессионального образования;

• дисбаланс между спросом на квалифицированные кадры и их предложением, запаздывающая реакция системы профессионального образования на изменение рынка труда.

В 2010 году в системе образования  Камчатского края трудится 7501 педагогический работник, что на 76 человек меньше, чем в 2008 году.

Одним из важных показателей, характеризующих качественный состав педагогических кадров, является образовательный  уровень педагогических работников, который за 2009/2010 учебный год вырос  в целом на 0,6% и составил в дошкольных образовательных учреждениях – 37,4%, в школах – 93,5%, в учреждениях  НПО и СПО – 63,7% и 92,4% соответственно.

Возросло качество повышения  квалификации педагогических и руководящих  кадров на базе КГОУ ДОВ «Камчатский  институт повышения квалификации педагогических кадров». В 2009 году институт практически  полностью отказался от проведения 4-6 часовых семинаров. Минимальная  модульная программа обучения составляет 24 часа. Началась реализация проекта  по дистанционному повышению квалификации. По сравнению с 2008 годом в 2009 году уменьшилось количество слушателей, так как обучение стало более  длительным и качественным. В течение 2009г. на базе КГОУ ДОВ «Камчатский  институт повышения квалификации педагогических кадров» обучено 4459 педагогических работников.

Кадровый состав системы  образования Камчатского края в  целом позволяет обеспечить качество образования в соответствии с  государственными образовательными стандартами. Вместе с тем, необходима разработка нового содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров с акцентом на использование финансовых, материальных, человеческих, информационных и других ресурсов.

 

    1. SWOT – анализ преимуществ и проблем в сфере образования в Камчатском крае.

Проведем SWOT – анализ преимуществ и проблем в сфере образования в Камчатском крае.

Таблица 1 – SWOT анализ преимуществ  и проблем в сфере образования  в Камчатском крае.

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

  1. Достаточное количество высококвалифицированных педагогических кадров.
  2. Наличие в крае инновационных площадок.
  3. Накоплен значительный опыт внедрения в образовательный процесс большинства учреждений современных образовательных технологий.
  4. Подключение общеобразовательных школ края к сети Интернет, обеспечение их лицензионным программным оборудованием.
  5. Накоплен опыт реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), отработана технология проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме ЕГЭ, ГИА в 9-х классах в новой форме.
  6. Развитие в образовательных учреждениях системы государственно-общественного управления.
  7. Наличие региональной системы повышения квалификации педагогических кадров.
  1. Недостаточное видовое разнообразие действующей сети образовательных учреждений.
  2. Дефицит мест для обучения по программам дошкольного образования.
  3. Дефицит педагогических кадров в сельской местности и их избыток по отдельным специальностям в городских муниципальных образованиях.
  4. Слабое развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
  5. Отставание переоснащения материально-технической базы образовательного процесса от реальных потребностей системы образования.
  6. Невысокая компьютерная грамотность части педагогов.
  7. Значительная транспортная удаленность большинства сельских образовательных учреждений, большой удельный вес малокомплектных школ.
  8. Незначительная ориентация системы профессионального образования (особенно СПО и ВПО) на потребности регионального рынка труда.

Возможности (O)

Угрозы (T)

  1. Осуществление эффективной государственной поддержки системы образования за счет федерального, краевого и местных бюджетов.
  2. Обеспечение на всех ступенях обучения доступного и качественного образования.
  3. Оптимизация использования на территории края всех образовательных ресурсов при условии уделения особого внимания отдаленным и труднодоступным территориям
  4. Развитие системы дистанционного обучения учащихся и повышения квалификации педагогов на базе ресурсных центров и базовых школ.
  5. Удовлетворение региональной сетью профессиональных учреждений потребностей инновационно развивающейся экономики Камчатского края.
  1. Завышенные потребности  населения Камчатского края на услуги высшего образования, не обеспеченные востребованностью на рынке труда.
  2. Недостаточная привлекательность работы в сельских образовательных учреждениях для молодых специалистов.
  3. «Старение» педагогических кадров.
  4. Неудовлетворение спроса населения на предоставление бесплатного дошкольного образования в связи с улучшением демографической ситуации в условиях существующей сети дошкольных образовательных учреждений.

 

 

Реализация развития образования Камчатского края сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению результатов. К таким рискам можно отнести:

  • неполную реализацию поставленных задач из-за недостаточного финансового, материального, кадрового и методического обеспечения;
  • износ материальной инфраструктуры образования, что к 2025 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию;
  • рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения.

 

 

 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ НАПРАВЛЕНИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ.

 

    1. Цели, задачи и перспективы образования в целом.

 

Стратегия развития системы образования Камчатского  края направлена на определение и  реализацию долгосрочных приоритетов  образовательной политики края, находящейся  в неразрывном единстве и взаимосвязи  с общенациональными стратегическими  приоритетами, определяет роль системы  образования в социально-экономическом  развитии региона, долгосрочный вектор развития его интеллектуального  потенциала.

Реализация задачи повышения качества жизни населения возможна, в том числе, через повышение качества социальных услуг, среди которых образовательные услуги являются приоритетными, как основа динамичного экономического роста и социального развития общества. 

Конкурентоспособность региональной системы образования  требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося  общества. Одновременно, возможность  получения качественного образования  продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Стратегическими целями развития образования в Камчатском крае являются:

1) обеспечение  доступности качественного образования,  создание условий для формирования  личности, способной гарантировать  устойчивое повышение качества  жизни путем непрерывного образования  и поддержания высокой готовности  к самообучению, социальной и  профессиональной мобильности и  владеющей общечеловеческими нормами  нравственности, культуры, здоровья  и межличностного взаимодействия;

2) подготовка  высокопрофессиональных кадров, способных  к открытой конкуренции на  рынке труда, воспроизводству  и развитию материального и  интеллектуального потенциала края;

3) обновление содержания  и форм организации образовательного  процесса, развитие практической  направленности образовательных  программ, развитие государственно-общественного  управления образованием, формирование  системы непрерывного образования,  внедрение новых экономических  механизмов. 

Для достижения стратегических целей необходимо решение следующих  задач:

1) проведение оптимизации  сети образовательных учреждений, создание базовых школ, ресурсных  центров дистанционного обучения, новых видов общеобразовательных  учреждений для получения доступного  и качественного образования; 

2) создание оптимальной  сети образовательных учреждений  начального, среднего, высшего профессионального  образования с учетом демографической  ситуации и образовательных запросов  населения; 

3) создание автономных  дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих образовательные  услуги в сфере дошкольного  образования, автономных образовательных  учреждений среднего профессионального  образования, предоставляющих образовательные  услуги в сфере среднего профессионального  образования, и автономных образовательных  учреждений, предоставляющих услуги  в сфере дополнительного образования  детей;

4) создание в общеобразовательных  учреждениях края условий, обеспечивающих  поэтапный переход на федеральные  государственные образовательные  стандарты (ФГОС);

5) создание региональной  системы оценки качества образования,  в том числе с привлечением  общественности;

6) создание условий, обеспечивающих  открытость системы образования  и переход на предоставление  в электронном виде государственных  и муниципальных услуг в сфере  образования;

7) внедрение новых экономических  отношений в системе образования;

8) развитие системы государственно-общественного  управления в сфере образования; 

9) внедрение новых федеральных  государственных стандартов общего  образования на основе компетентностного подхода;

10) расширение использования  современных образовательных технологий, особенно информационных;

Информация о работе Стратегическое планирования развития образования в Камчатском крае