Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:51, дипломная работа
Многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан, вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В соответствии с общепринятой мировой практикой виновная сторона при этом обязана полностью компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже если ущерб носил невиновный или случайный характер. В этой ситуации договор страхования ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявлении к нему по решению суда исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ…………………………………7
1.1.Понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как вида правоотношений и его место среди других видов страхования………………………………………………………………...7
1.2. Ответственность за причинение вреда по договору страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств…………...14
1.3. Порядок и условия обязательного страхования владельцев транспортных средств…………………………………………………………...21
Глава II. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН “ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ”………………………………………………………………………..24
2.1. Основные положения проекта Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»………………………………………………………….24
2.. Социально-экономическое значение страхования автогражданской ответственности …………………………………………………………………32
2.3. Анализ практики применения федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. Актуальные проблемы федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”………………………………………………………….46
ГЛАВА III. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АВТОМОБИЛИСТОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ…...46
3.1. Страховое законодательство стран Европейского союза в области страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств……………………………………………………………………………46
3.2. Страхование ответственности по системе «Зеленая карта»………53
3.3. Опыт соседей. Страхование автогражданской ответственности в странах Восточной Европы……………………………………………………..58
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованной литературы…………………………………………...73
В большинстве зарубежных
стран страхование
Рынок страхования автогражданской ответственности окончательно еще не сформировался. Большая часть работающих на нем компаний стала заниматься этим видом страхования только один-два года назад. В регионах страхование автогражданской ответственности практически не развито. Значительный рост взносов происходит лишь в Санкт-Петербурге и Московской области.
В последнее время наметилась тенденция в сторону увеличения комплексных полисов автострахования и страхования гражданской ответственности. Интересно отметить, что популярность различных типов полисов не зависит от модели автомобиля и, по-видимому, является результатом осознанного выбора автовладельцев (т.е. рост доходов страхователей практически не меняет их предпочтений). Полисы, включающие страхование от несчастных случаев. Не столь популярны. Примером является полис «Автокомби», включающий автокаско, гражданскую ответственность и нечастный случай.
Объектом страхования от несчастных случаев являются имущественные интересы Страхователя, связанные с жизнью, здоровьем и трудоспособностью Страхователя или лиц, находящихся в момент наступления страхового случая в застрахованном транспортном средстве.
По данным экспертов рисковая структура и распространенность основных страховых полисов в России составляет: автокаско совместно с гражданской ответственностью – 33% от общего количества вех полисов по страхованию автомобилей, автокаско – 21%, «Автокомби» – 17%, гражданская ответственность – 16%, ущерб – 6%, иные риски – 5%, несчастный случай – 1%, угон – 1%. Пренебрежение к вероятности несчастного случая (т.е. травм водителя и пассажиров при авариях) обусловлено скудными финансами российских страхователей. По этой же причине российские страхователи больше всего боятся дорогостоящего ремонта после аварии или потери автомобиля.
Страхование автотранспорта сегодня переживает период интенсивного развития по сравнению с прошлыми годами. Происходит это по нескольким причинам. Во-первых, именно автострахование в наиболее полной мере отвечает представлениям граждан о том, что же собственно, должно давать страхование человеку: обеспечивать выполнение законов сохранения для отдельно взятого индивидуума. Автомобиль является той первой роскошью, которую мы позволяем себе по итогам периода первоначального накопления. И очень страшно, что с этой движимой роскошью может случиться нечто непредвиденное. Другая не менее важная причина повышенного интереса к автострахованию состоит, как ни удивительно, в существовании большого количества законов, постановлений и инструкции, регламентирующих эксплуатацию автотранспортного средства и поведение автовладельца на дороге и вне ее. При всем несовершенстве правил и процедур они понятны и они работают. Автовладельцу это помогает вполне осознавать меру риска, в том числе в денежном выражении, а страховым компаниям – получать подтверждение обстоятельств страхового случая. В пользу автострахования говорит также опыт поколений – многим оно знакомо еще со времен Госсстраха, а также мировой опыт страхования автотранспортных средств в большинстве стран является обязательным.
Этот же опыт подсказал первым коммерческим страховым компаниям новой России обратить особое внимание на автострахование. На начальном этапе развития рынка страховые компании концентрировали свои усилия преимущественно на привлечении клиентов – юридических лиц. Более того, некоторые страховые компании не заключали договоры страхования с физическими лицами, мотивируя подобную политику опасностью мошенничества со стороны страхователей, а также низкой рентабельностью подобных операции. В результате на рынке автострахования для граждан наблюдался классический дефицит: скудный ассортимент страховых продуктов невысокого качества по необоснованно завышенной цене. Недостаток информации о страховании автотранспорта, его дороговизна на фоне общего недоверия граждан к разного рода финансовым услугам не способствовали сколько-нибудь заметному росту интереса к автострахованию. Ситуация начала меняться в лучшую сторону в 1997-1998 годах, когда страховщики обратили свои взоры на рынок страхования частных лиц, у которых к этому времени как раз появились новые автомобили и потребность в меньшей степени зависеть от различных досадных случайностей, связанных с их эксплуатацией. У страховщиков сегодня есть все объективные предпосылки для дальнейшего успешного развития автострахования. Конкуренция заставляет искать новые решения. Государство создает более привлекательные условия для страхователей. Введение закона об обязательном страховании автогражданской ответственности даст новый толчок развитию как автомобильного, так и других видов страхования в России.
1.2. Ответственность за
причинение вреда по договору
страхования гражданской
Необходимо уточнить, что ответственность за возмещение материального убытка или возмещение за ущерб причиненный здоровью пострадавшего человека несет страховая компания виновника ДТП. Приведем некоторые нормативные акты, которые регулируют данный вид выплат.
Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
Статья 12. Определение размера страховой выплаты
Статья 13. Страховая выплата
Статья 14. Право регрессного требования страховщика
Страховщик
имеет право предъявить регрессное требование к причинившему
вред лицу (страхователю, иному лицу, риск
ответственности которого застрахован
по договору обязательного страхования)
в размере произведенной страховщиком
страховой выплаты, если:
вследствие умысла указанного лица был
причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;
вред был причинен указанным лицом при
управлении транспортным средством в
состоянии опьянения (алкогольного, наркотического
или иного);
указанное лицо не имело права на управление
транспортным средством, при использовании
которого им был причинен вред;
указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного
происшествия;
указанное лицо не включено в договор
обязательного страхования в качестве
лица, допущенного к управлению транспортным
средством (при заключении договора обязательного
страхования с условием использования
транспортного средства только указанными
в договоре обязательного страхования
водителями);
страховой случай наступил при использовании
указанным лицом транспортного средства
в период, не предусмотренный договором
обязательного страхования (при заключении
договора обязательного страхования с
условием использования транспортного
средства в период, предусмотренный договором
обязательного страхования).
При этом страховщик также вправе требовать
от указанного лица возмещения расходов,
понесенных при рассмотрении страхового
случая.
Закон об "автогражданке" требует немедленных коррективов. Выяснилось, что страховые тарифы были взяты "с потолка", понятийная база не проработана, а выплаты компенсаций обставлены таким количеством условий, что их получение превращается для потерпевших в настоящую пытку. Заместитель главного управления ГИБДД Александр Якимов пожаловался, что Россию захлестнула волна мелких аварий, участники которых до введения "автогражданки" разбирались сами, а теперь в обязательном порядке ждут приезда работников ГИБДД. Автовладельцы сетуют на длительность процедуры получения страховых выплат. Страховщики же часто пользуются несовершенством закона для затягивания и уменьшения размеров выплат.
Ситуация с возмещением вреда, причиненного здоровью и жизни потерпевших, выглядит вообще абсурдной. По закону лимит страховой ответственности - 240 тыс. рублей "по жизни и здоровью" и 160 тыс. рублей при причинении вреда имуществу. И это на всех пострадавших. Однако на деле получить возмещение пострадавшему в случае ранения в ДТП крайне трудно. Ведь страховая компания оплатит ему лечение лишь в том случае, если пострадавший докажет, что он не смог получить бесплатную помощь. В случае же гибели человека в ДТП, то есть причинения максимально возможного вреда его здоровью, его семья может рассчитывать вместо максимального возмещения всего на 10-12 тыс. рублей - оплату ритуальных услуг. Выплачивать родственникам каждого погибшего в ДТП по 240 тыс. рублей страховщики явно не готовы - ведь это нововведение обойдется им минимум в 10 млрд. рублей в год. А уж тогда никаких прибылей от ОСАГО ждать не придется. Только выплата страховых убытков полностью и без задержек дополнительно увеличит расходы страховщиков на 15%. А увеличение выплат на каждого погибшего до максимального значения и при ныне действующих тарифах поставит большинство игроков рынка ОСАГО на грань убыточности. Так что автовладельцам не стоит сегодня рассчитывать на снижение "завышенных", по мнению многих, страховых тарифов.
1.3. Порядок и условия
обязательного страхования
Информация о работе Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств