Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:47, реферат
На сегодняшний день страхование является тем механизмом, который может обеспечить безопасность в условиях становления рыночных отношений. В нашей стране существует достаточно развитая система страхования. Она играет ведущую роль в компенсации ущербов и потребность в нем возрастает вместе с развитием рыночной экономики и цивилизованности социальных отношений. Также данная система гарантирует защиту от случайных рисков интересы граждан и предприятий, обеспечивая непрерывность общественного воспроизводства.
На сегодняшний день страхование является тем механизмом, который может обеспечить безопасность в условиях становления рыночных отношений. В нашей стране существует достаточно развитая система страхования. Она играет ведущую роль в компенсации ущербов и потребность в нем возрастает вместе с развитием рыночной экономики и цивилизованности социальных отношений. Также данная система гарантирует защиту от случайных рисков интересы граждан и предприятий, обеспечивая непрерывность общественного воспроизводства. Концентрируя огромные финансовые ресурсы в форме создаваемых страховых фондов, страхование является одним из наиболее значимых источников инвестиционных ресурсов, что способствует развитию производства и экономики. Система страхования освобождает государство от дополнительных расходов, вызванных неблагоприятными событиями, необходимость компенсации которых в ином случае легла бы на государственный, муниципальный и бюджеты субъектов РФ.
Несмотря на то, что по основным макроэкономическим показателям Российский страховой рынок значительно уступает развитым странам он вышел на новый этап своего развития, поскольку поменялись идеология страховых компаний и их целевые ориентиры. В 2012 году страховой рынок вырос на 22%, что заметно больше, чем в 2010-2011 годах. Страховые премии составили 809 млрд. рублей, выплаты – 405 млрд. руб. Отношение страховой премии к ВВП увеличилось до 1.3% (1,2% годом ранее), отношение общих рыночных выплат к ВВП составило 0,6% (0,5% годом ранее). Доля страховой премии в общих расходах населения на конечное потребление составила 1.3% (1,2:% в 2011 году).
Из крупных сегментов страхового рынка самый высокий рост в 2012 году показало страхование жизни, сборы в котором составили 54 млрд. руб, а рост премии составил 55%. Доля данного вида страхования в общей рыночной премии увеличилась до 7% против 5% в 2011 году. Как и прежде, львиную долю премий обеспечивают сборы за счет средств населения (82%). Основным фактором, который позволил показывать положительную динамику, стал фактор увеличения кредитной задолженности населения. Потребители в течении 2012 стали должны больше банкам на 38% - с 5,6 трлн. руб в 2011 до 7,7трлн. руб в 2012. На сегодня главными продавцами полисов страхования являются именно банки. Страхование жизни продается в банковских офисах, как опция к кредиту, которая гарантирует, что в случае проблем со здоровьем у заемщика, страховая компания погасит задолженность. Оно может также предлагаться банковским клиентам, как полноценная альтернатива инвестиционным банковским продуктам.
Страхование автокаско, бывшее на протяжении многих лет главным локомотивом рынка, в 2012 году не то что не повышало динамику его роста, а, наоборот, тормозило: сбор премии составил 195 млрд. против 220 млрд. руб. годом ранее, рост сегмента составил 19%, а доля в общей премии сократилась до 24% против 25% годом. Не повышало темпы развития рынок и ОСАГО. Этот сегмент остается одним из самых крупных - в 2012 году был собран 121 млрд. рублей – 15% рынка против 17%, по сравнению с 2011 годом, Здесь сказалось исчерпание эффекта от повышения региональных коэффициентов по ОСАГО, которое состоялось в 2011 году.
Еще один крупный сегмент ДМС также развивался хуже среднерыночных темпов. В 2012 году было собрано 109 млрд. рублей с долей рынка 13%. Хороший рост произошел и в добровольном страховании – было собрано более 30 млрд. руб., а динамика роста составила 9%.
Несмотря на благоприятное развитие рынка России, остается нерешенным ряд проблем.
Среди них:
недостаток профессиональных кадров в области страхования
Ни для кого не секрет, что страховая отрасль до недавнего времени формировалась из постсоветского кадрового резерва, по образу и подобию государственных структур. И дело даже не в том, что вузы не готовят достойные кадры, а в том, что в большинстве компаний мало что изменилось за последние 20 лет. В таких структурах не шла и не идет речь об эффективности управления. Сложная система принятия решений и косность, строгая иерархия и непрозрачность бизнес-процессов — все это замедляет принятие решений, а следовательно, и скорость реакции на изменение рыночной ситуации.
В
страховании ощущается вполне реальный
кадровый дефицит. Конечно, не стоит сбрасывать
со счетов российскую школу страхования,
которая по-прежнему поставляет нам квалифицированных
специалистов. Но ее проблема в том, что
люди приходят из устаревших структур,
и это не их вина, что они привыкли работать
неэффективно. Это, прежде всего, проблема
системная, так было долгие годы. Российский
рынок еще слишком мал и уровень подготовки
персонала соответствующий.
Именно поэтому нам приходится зачастую
привлекать специалистов из других отраслей
из западно-ориентированных бизнес структур.[2]
Необходимо преодолеть «девальвацию» труда страхового работника, сделать его работу более престижной и ценной, обучение сделать более качественным, выстроив схему обучения так, что страховой работник получал не просто знания, а востребованные навыки сегодняшнего дня.
- законодательная база по регулированию страхового рынка остается недостаточно разработанной и требует своего совершенствования.
Среди проблем, не позволяющих считать страховое законодательство единой системой, можно отметить следующие:
1.
Построение двух
2.
Внутренние противоречия, нечеткость
норм, пробелы и отсутствие
3.
Отсутствие единого
4.
Стихийное формирование
5.
Несвоевременное и
Чтобы процесс создания системы страхового законодательства не подменялся периодическими «исправлениями и подчистками» в режиме сверхсрочности, не позволяющем реализовать комплексный подход, он должен быть подчинен, во-первых, концепции, основанной на анализе как самого законодательства, так и практики его применения, и, во-вторых, утвержденному в установленном порядке плану законопроектных работ, разработанному с учетом одобренной концепции.
- чрезмерно высокие затраты на ведение дела.
Страховщики стали избирательнее подходить к клиентам и избавляться от заведомо убыточных. Например, таксопарков или компаний, которые требуют страховки для огромного штата сотрудников по минимальной цене. Пересматривают страховщики и каналы продаж. Наиболее затратное сегодня направление — розница. Разветвленная региональная сеть компаний требует высоких расходов в точках продаж, Именно поэтому компании оставляют только самые выгодные. Иного пути, нежели сокращение расходов, у страховщиков попросту нет. Высокие затраты влияют на финансовый результат работы компании и могут повлечь целый букет проблем, в числе которых — «проедание» капитала, недостаточность покрытия резервов, неустойчивость компании в кризисные периоды, невозможность формировать гибкую ценовую и сбытовую политику. В худшем случае компании может грозить банкротство или продажа.
Борьба с издержками — положительная новость для тех, кто пользуется услугами страховых компаний. Несмотря на то, что снижения страховых тарифов не ожидается, они и так предлагаются по низкой цене относительно себестоимости, как говорят страховщики. Сэкономленные средства, скорее всего, компании направят на улучшение сервиса. Обслуживание будет более полным и быстрым.
- культура страхования в России остается достаточно слабой, в связи с чем не ожидается существенного увеличения сегмента добровольного страхования.
Основная проблема - это усилившееся в последнее время недоверие к страховым компаниям, в связи с «уходом» ряда страховщиков с рынка, что в целом негативно сказывается на всех участниках. Безусловно, обман с целью заработка на некомпетентности людей, массовые невыплаты и другие виды мошенничества подрывают доверие к страховому бизнесу. В общем, существует общая заинтересованность участников страхового рынка и государства в предотвращении подобных ситуации в будущем, что во многом будет способствовать положительному развитию страхового рынка.
Министерство финансов России внесло в правительство проект стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года. В Стратегии выделены основные проблемы, тормозящие развитие страхового рынка, а также пути их решения. Согласно прогнозам Минфина, реализация предлагаемой ведомством стратегии, должна привести к тому, что в 2020 году доля страхования в ВВП будет на уровне 3,5% против 1,3% в 2012 году. Объем страховых премий на душу населения в 2020 году составит 25,975 тысячи рублей против 4,642 тысячи рублей в 2011 году.
Минфин расширил положения стратегии, касающиеся развития страхования жизни. Помимо методов и форм стимулирования граждан и предприятий к заключению договоров страхования жизни, Минфин предлагает в стратегии совершенствовать регулирование этого сегмента, в том числе и в области инвестиционного страхования жизни. Минфин также предлагает определить подходы к инвестированию средств, особенностям исполнения обязательств и формированию резервов по страхованию жизни.
Также планируется введение новых обязательных видов страхования. Все преобразования будут способствовать дальнейшему развитию страхового рынка РФ и повышению его конкурентоспособности.
Мы надеемся на положительную динамику страхового рынка, благодаря стратегии развития страхового рынка до 2020 года. Мы надеемся, что будут решены вышеуказанные проблемы страхования в РФ.
Список литературы:
1. Ведмедь И. Прогнозирование
макроэкономических индикаторов развития
страхового рынка Российской Федерации
в 2012г. с использованием методов имитационного
моделирования // Страховое дело. 2012. №
3.
2. URL: http://expert-rating.ru/
3. URL:http://www.rgs.ru.
4. Гражданский кодекс РФ, часть 2.