Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:55, контрольная работа
Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека – потребность в безопасности и имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.
На сегодняшний день страхование представляет собой компенсации ущерба, нанесенного собственнику материальных ценностей в результате стихийных бедствий, аварий, пожаров, землетрясений, ограблений и т.п. Эти события нарушают нормальное течение жизни человека и отличаются своей внезапностью и непредвиденностью.
Введение
Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека – потребность в безопасности и имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.
На сегодняшний день страхование представляет собой компенсации ущерба, нанесенного собственнику материальных ценностей в результате стихийных бедствий, аварий, пожаров, землетрясений, ограблений и т.п. Эти события нарушают нормальное течение жизни человека и отличаются своей внезапностью и непредвиденностью.
Страхование позволяет сгладить последствия неблагоприятных событий, создать накопления денежных средств к определенному сроку или событию, а также обеспечить бесперебойность производства.
1.Общая характеристика страхового рынка
1.1 Понятие, место и функции страхового рынка
Страховой рынок – это сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи служит страховая защита. Основой развития рынка выступает гарантированное воспроизводство-оказание услуг пострадавшим. Поскольку обязательное условие существование рынка страховых услуг – наличие потребности в страховании и страховщика, постольку страховая компания становится одним из субъектов хозяйственной жизни общества. Основными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости и закон спроса и предложения.
От 31 декабря 1997г. под страховой деятельностью следует
понимать деятельность по защите имущественных интересов граждан,
предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
В широком понимании страховой рынок представляет собой всю совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страхового продукта. Рынок обеспечивает тесную связь между страховщиком и страхователем.
Особенности формирования страхового рынка в России обусловлены в первую очередь спецификой рыночной экономики в переходный период. Одна из основных черт рыночной экономики развивающихся и развитых стран – гибкость регулирования. Страхование здесь выступает и как один из элементов этого регулирования, и как объект регулирования, действующий в рамках общих и конкретных для него правил. В России страхование прошло период государственной монополии и демонополизацию. При государственной страховой монополии страхование предоставляло населению чрезвычайно узкий спектр услуг, дополняющих систему государственного социального обеспечения (соцстрах).
Отличительная черта организации страхового дела в настоящий момент – демонополизация. Возникли и развиваются страховые фонды, акционерные общества. Российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития, о чем свидетельствует общий объем страховых платежей, который на 2003 г. составлял в РФ не более 3% от годового ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 8-10% (США – 14%).
Непременным условием формирования страхового рынка является конкуренция страховых организация, т.е. их соперничество за привлечение страхователей, мобилизацию денежных средств в страховые фонды, выгодное их инвестирование и достижение высоких конечных финансовых результатов.
Страховой рынок способствует развитию общественного воспроизводства и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено как ролью разных финансовых институтов, финансирование страховой защиты, так и их значение как объектов размещения инвестиционных ресурсов страховых организаций и обслуживание страхований, инвестиционных и других видов деятельности.
Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансовыми продуктами населения, банковской системой, гос. бюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения.
В таких отношениях соответствующие финансовые институты выступают как страхователи, так и потребители страховой продукции. Устойчивые финансовые отношения имеет страховой рынок с РЦП, банковской системой, валютным рынком, государственными и региональными финансами, где страхующие организации размещают страховые резервы и другие инвестиционные ресурсы. Функционирование страхового рынка происходит в рамках финансовой системы как на партнерской основе, так и в устранении конкуренции за свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов.
Функционирование страхового рынка происходит в рамках финансовой
системы как на партнерской основе, так и в условиях конкуренции. Это
касается конкурентной борьбы между различными финансовыми институтами за свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов. Если страховой рынок, например, предлагает страховые продукты по страхованию жизни, то банки — депозиты, фондовый рынок — ценные бумаги и т.д.
Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций: компенсационную, накопительную, распределительную, предупредительную, и инвестиционную. Основная функция страхового рынка — компенсационная функция, благодаря которой существует институт страхования. Содержание функции выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физическим людям в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которое и было объектом страхования. Накопительная или сберегательная функция обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную страховую сумму. Распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Сущность функции выражается в формировании и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабильность страхования. Предупредительная функция страхового рынка непосредственно не связана с осуществлением страховой деятельности. Данная функция работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба. Реализация предупредительной функции обеспечивается финансированием мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев и стихийных бедствий. Соответствующее финансирование осуществляется из фонда предупредительных мероприятий. Осуществление предупредительных функций способствует повышению финансовой устойчивости страховщиков и выступает важным фактором обеспечения бесперебойности процесса общественного воспроизводства. Инвестиционная функция страхового рынка реализуется через размещение временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т.д. С развитием страхового рынка роль инвестиционной функции возрастает. Обращает на себя внимание ряда зарубежных экономистов, определяющих страховые компании как институциональных инвесторов, основной функцией которых в общественном производстве определяется мобилизация капитала посредством страхования.
1.2 Структура страхового рынка
Страховая организация (компания) – это обособленная в экономическом , правовом и организационном отношении структура, осуществляющая страховую деятельность в рамках действующего законодательства.
Страховые компании подразделяются:
- по принадлежности: на акционерные общества взаимного страхования, частные и публичные правовые, государственные и правительственные;
- по характеру выполняемых операций: на специализированные (личное или имущественное страхование), универсальные и перестраховочные.
- по зоне обслуживания: на местные, региональные, национальные и международные (транснациональные);
- по величине уставного капитала и объему поступления страховых платежей: на крупные, средние и мелкие.
Акционерное страховое общество может включать, кроме головной компании, различные по уровню самостоятельности и совершаемым операциям подразделения.
В качестве дочерней компании акционерного страхового общества выступают аффилированные страховые компании – общества, в которых имеется пакет акций меньше контрольного (обычно 5-50%).
Представляет большой интерес еще одна распространенная форма организации страховой компании – общество взаимного страхования.
Общество взаимного страхования (ОВС) – форма организации страхового фонда на основе централизации средств паевого участия его членов. Участник ОВС одновременно выступает в качестве страховщика и страхователя. Создание ОВС характерно для ассоциации домовладельцев, владельцев гостиниц и т.п.
Особенностью деятельности ОВС является то, что при заключении договоров страхования они не прибегают к услугам страховых агентов. Эти функции выполняет штатный аппарат страхового общества.
Правительственные страховые организации (ПСО) – некоммерческие компании, деятельность которых основана на субсидировании. Специализируются они на страховании от безработицы, страховании компенсации рабочим и служащим, а также страховании непрофессиональной трудоспособности. В большинстве своем ПСО освобождены от уплаты налогов.
Частные страховые компании принадлежат одному владельцу или его семье. Уникальной формой объединения частных страховщиков служит английская корпорация «Ллойд».
Государственная страховая компания – публично-правовая форма организации страхового фонда. Организация государственных страховых компаний осуществляется путем их учреждения со стороны государства или национализации акционерных страховых компаний и обращения их имущества в государственную собственность. Создание государственных страховых компаний является формой влияние государства на функционирование страхового рынка.
Негосударственный пенсионный фонд – особая форма организации личного страхования, гарантирующая рентные выплаты страхователям по достижении ими определенного (обычно) пенсионного возраста.
Процесс дальнейшего углубления специализации среди страховщиков привел к образованию ряда перестраховочных компаний, осуществляющих «вторичное страхование» наиболее крупных и опасных страховых рисков.
Среди новых хозяйственно-организационных структур страхового дела можно выделить следующие:
Концерны – объединения предприятий, включая страховое общество (например, нефтегазовые концерны). Среди таких страховых компаний выделяют кэптив.
Кэптив – акционерная страховая компания, обслуживающая целиком или преимущественно корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельно хозяйствующих субъектов, входящих в структуру многопрофильных концернов или крупных финансово-промышленных групп. Кэптив может являться дочерней страховой компанией.
Хозяйственные ассоциации – договорные объединения предприятий и страховых компаний (аграрно-промышленное объединение, военно-страховая компания и др.).
Консорциумы – временные договорные объединения производственных предприятий и страховых компаний для решения конкретной задачи – реализации крупного проекта или целевой программы (например, освоение нефтеносных шельфов и т.п.).
1.3 Государственное регулирование страховой деятельности
Целью государственного регулирования страховой деятельности является обеспечение формирования и развития в стране эффективного функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых норм, защита интересов страхователей.
Основным государственным органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, в состав которого входит Департамент страхового надзора (ранее Его функции были возложены на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью).
Наряду с Департаментом страхового надзора контрольные функции в области страхования по своей компетенции осуществляют Государственная налоговая служба РФ, Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
В системе мер государственного регулирования предусматривается регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования.
Регистрация страховых организаций осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ на основании заявления страховой организации с приложением копии документа о государственной регистрации организационно-правовой формы компании. Отказ в регистрации страховой организации может последовать по мотивам несоответствия ее целей законодательным актам РФ, неполноты представленных сведений. Регистрация страховых организаций осуществляется одновременно с лицензированием.
Лицензирование (разрешение) страховой деятельности является одним из главных методов формирования и регулирования страхового рынка. Лицензии предоставляются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности, а также перестрахования, с указанием конкретных видов, которые страховая организация будет вправе осуществлять. Лицензия для осуществления страховой деятельности действует только на определенной части территории РФ, заявленной страховщиком, и что она (лицензия) не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не оговорено.
2. Современное состояние страхового рынка
2.1 Развитие и современное состояние рынка страховых услуг в России
Страховой рынок современной России за период своего развития претерпевал существенные изменения по составу и качеству представленных на нем операторов. В соответствии с п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.07 г.) субъектами страхового дела в России считаются страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии. Согласно отчетам Федеральной службы страхового надзора за 9 месяцев 2008 г. в настоящее время в Государственном реестре субъектов страхового дела России зарегистрировано 814 страховых компаний и 124 страховых брокера. В совокупности они собрали 699,9 млрд. руб. (что на 23,3% больше аналогичного периода прошлого года), при этом 50,9% общих сборов приходится на Центральный федеральный округ, преимущественно Московский регион. По большинству видов страхования в среднем примерно половина сборов обеспечена десятком компаний-лидеров соответствующего сегмента (для сравнения: в 2004 г. доля первой десятки страховых компаний в общих сборах составляла только 33%). По добровольному личному страхованию 10 лидирующих страховщиков собирают 50,1%, по имущественному страхованию – 44,7%, по страхованию ответственности – 46,6%, по ОСАГО – 42,5%, а по долгосрочному страхованию жизни, где уровень концентрации бизнеса в крупных компаниях наиболее выражен, – 72,9%. Все это говорит о превалировании на рынке крупнейших «федеральных» компаний с руководящим центром в Москве и постепенном вытеснении с рынка мелких недокапитализированных страховщиков, в том числе региональных.