Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 20:53, курсовая работа
Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости [6].
Если у плательщика имеется недоимка по страховым взносам за прошлые периоды, а также страховые взносы за 2009 год следует уплачивать на коды бюджетной классификации, где администратором доходов является Федеральная налоговая служба, то есть на коды бюджетной классификации, где первые три цифры – 182.
Декларацию по страховым взносам за 2009 год следует направлять в налоговые органы, поскольку в 2009 году контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов осуществляли налоговые органы.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие категории лиц, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны уплачивать страховые взносы за 2009 год на коды бюджетной классификации, на которых учитываются страховые взносы в виде фиксированного платежа.
Поскольку с 1 января 2010 года понятие «страховых взносов в виде фиксированного платежа» в законодательстве будет отсутствовать, страховые взносы уплачиваются за 2010 год на коды бюджетной классификации, на которых учитываются страховые взносы, уплачиваемые исходя из стоимости страхового года.
С 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", ПФР и его территориальные органы принимают на себя контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а взносов, поступающих в систему социального страхования – Фонд социального страхования.
Пенсионный фонд также будет осуществлять зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.
Обнаружив факт излишней уплаты страховых взносов, территориальный орган Пенсионного фонда, обязан сообщить об этом страхователю в течение 10 дней. В свою очередь, страхователь может написать заявление в орган Пенсионного фонда, чтобы зачесть эти излишне уплаченные суммы в счет предстоящих платежей. Однако Пенсионный фонд вправе принять решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения пеней или штрафов. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у страхователя задолженности осуществляется только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности. Заявление о зачете или возврате этой суммы страхователь может подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Органами Пенсионного фонда будут проводиться камеральные и выездные проверки плательщика страховых взносов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения территориального органа Пенсионного фонда в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по страховым взносам.
Выездная проверка проводится территориальным органом ПФР по месту нахождения организации. Выездная проверка проводится не чаще одного раза в три года и длится не более двух месяцев.
К плательщику страховых взносов применяются следующие финансовые санкции:
- за непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам - штраф в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании этого расчета за каждый месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей;
- за непредставление расчета
по страховым взносам в
- за неуплату или неполную
уплату сумм страховых взносов
в результате занижения базы
для начисления страховых
- за непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, - штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
3. Перспективы развития
системы социального
Формирование системы обязательного социального страхования в стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба. Важнейшими среди них являются:
Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.
Развитие отдельных отраслей системы социального страхования во многом определяется, по нашему мнению, тремя основными факторами:
В этой связи построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта:
1) определение источников финансирования, как способа привлечения средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;
2) распределение финансового
бремени между основными
3) способы использования
страховых средств и
Рыночная модель системы социального страхования базируется на следующих принципиальных положениях:
Формирование средств на социальное страхование предлагается организовать из трех источников: большую часть следует оплачивать работодателям (примерно 60% от всего объема), а две другие части распределить между работниками и государством.
Доля отдельных источников финансирования определяет сам характер системы страховых выплат: взносы выражают ее страховые принципы, а участие государства символизирует идею солидарности перед лицом потребностей, удовлетворение которых невозможно обеспечить лишь за счет страховых взносов, что заставляет обращаться к дофинансированию систем из государственных источников. Страховые взносы работодателей и самих застрахованных прежде всего играют роль источника, обеспечивающего выплату компенсаций за утрату дохода пропорционально его величине, а средства государства предназначаются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостает поступающих страховых взносов.
С учетом вышеперечисленных аргументов, выполненных макроэкономических расчетов и зарубежного опыта нами предлагается следующая экономическая модель социального страхования для России (см. Таблицу 5).
Размер минимальной величины заработной платы работника, с которой целесообразно ввести обязательные страховые взносы работника в пределах 5-7% от ее нетто величины (нижний предел), можно установить как пороговую величину, размер которой должен составлять не менее 80% от средней заработной платы в промышленности. Верхний предел заработной платы работника, выше которого обязательные страховые взносы работника не взимаются, можно установить как пороговую величину на уровне не более 150% средней заработной платы в промышленности.
Установление нижнего и верхнего пределов заработной платы связано с необходимостью недопущения чрезмерного сокращения покупательной способности остающейся (после уплаты налогов и страховых платежей) заработной платы (нижний предел заработной платы), а также достижения оптимального и справедливого перераспределения бремени страховых взносов (верхний предел).
Таблица 3.1 Предлагаемое распределение страховых взносов в фонды обязательного социального страхования (в % от фонда зарплаты)
Вид страхования |
Работо-датели |
Работ-ники |
Государство |
Всего |
Пенсионное страхование |
12 |
2 |
6 (социальные и базовые пенсии) |
20,0 |
Страхование профессиональных и региональных пенсий |
в среднем 2 (тариф гибкий: от 0,1 до 10,0) |
1 |
2 (шахтеры, горняки и др. работающие в экстремальных условиях) |
5,0 |
Страхование по болезни |
3,5 |
0,5 |
0,5 (пособия по уходу за ребенком, оздоровление застрахованных) |
4,5 |
Медицинское страхование |
2,5 |
0,5 |
1,5 (неработающие члены общества) |
4,5 |
Страхование от несчастных случаев на производстве |
в среднем 1 (тариф гибкий: от 0,5 до 10%) |
- |
- |
1,0 |
Страхование по безработице |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
Страхование по уходу |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
Итого: |
22,0 |
5,0 |
11,0 |
38,0 |
Кроме того, для снижения общего финансового бремени работников (налоги и страховые взносы), потребуется несколько снизить (на 2-3 процентных пункта) величину налоговых платежей, с тем, чтобы совокупное финансовое обременение работника не превышало 15-18% от его заработной платы.
Предложенная более дифференцированная структура системы социального страхования в большей степени обеспечивает учет природы риска, что крайне важно для точного расчета финансовых средств, необходимых для страхования и более высокого уровня социальной защиты, а также исключает скрытое перераспределение финансовых средств, неизбежное при применении объединенных систем.
Сложившаяся система государственного социального обеспечения в России не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования. Уровни пенсионного обеспечения крайне низки, а качество медицинской помощи неудовлетворительно.
Сложившиеся тенденции в средне и долгосрочной перспективе позволяют оценивать государственное социальное обеспечение как все менее дееспособное. Выходом из создавшейся ситуации может быть формирование системы обязательного социального страхования и реформа системы заработной платы.
Формирование цивилизованной системы социального страхование в России возможно при условии применения междисциплинарного и внутрисистемного подходов, позволяющих учитывать «внешние» и «внутренние» факторы, влияющие на взаимосвязь базовых ее элементов по экономическому и административному регулированию и управлению системой.
В ряду наиболее крупных «внешних» систем выступает система заработной платы, которая определяет масштаб и тип охвата социальным страхованием (наемные и/ или самозанятые работники, методы и формы финансирования, масштабы формального и неформального секторов занятости) и позволяет создать благоприятные условия для реализации потенциала социального страхования. В этой связи все более актуальным вопросом является разработка концепции совершенствования системы заработной платы и доходов населения и включения ее важнейших направлений в бюджетный процесс всех уровней. В число основополагающих и первоочередных мер для этого целесообразно предусмотреть: