Эволюция социального страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:02, реферат

Краткое описание

Переход страны к рыночным отношениям вызвал необходимость реформирования существующей модели социальной защиты населения: переход от социального обеспечения к государственному социальному страхованию и адресному попечительству. Являясь одним из базовых институтов, социальное страхование решает задачи, связанные с сохранением и восстановлением здоровья трудящихся, профилактикой профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, то есть реализует социальные интересы граждан.
Эволюция социального страхования в добровольной форме имеет длительный период. Возникнув за два тысячелетия до нашей эры, страхование прошло длительный путь развития от страховой взаимопомощи римских профессиональных союзов и коллегий средневекового страхования уставного типа до акционерных страховых обществ и управляемых пенсионных сберегательных касс и товариществ.

Вложенные файлы: 1 файл

Эволюция социального страхования в России.docx

— 18.53 Кб (Скачать файл)

Эволюция социального  страхования в России


Переход страны к рыночным отношениям вызвал необходимость реформирования существующей модели социальной защиты населения: переход от социального  обеспечения к государственному социальному страхованию и адресному  попечительству. Являясь одним из базовых институтов, социальное страхование  решает задачи, связанные с сохранением  и восстановлением здоровья трудящихся, профилактикой профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, то есть реализует социальные интересы граждан.

Эволюция социального  страхования в добровольной форме  имеет длительный период. Возникнув  за два тысячелетия до нашей эры, страхование прошло длительный путь развития от страховой взаимопомощи римских профессиональных союзов и  коллегий средневекового страхования  уставного типа до акционерных страховых  обществ и управляемых пенсионных сберегательных касс и товариществ.

Становление и развитие систем социального страхования проходило  под влиянием ряда факторов. В конце XVII - начале XIX вв. на смену семьи как  главной производственной единицы  в экономике, базирующейся в основном на сельском хозяйстве, пришло крупное  промышленное производство. Перемены, вызванные индустриализацией, урбанизацией и монополизацией экономики, требовали  нового подхода и к сфере социальной защиты.

Сначала это была попытка  организации свободных и добровольных систем коллективной защиты, помощь престарелым, вдовам, сиротам. Государственная власть не предпринимала активных действий, за исключением предоставления некоторых  видов гарантий и видов помощи в виде пенсий государственным служащим или ограниченным категориям рабочих, деятельность которых связана с  профессиональными рисками.

Период с 90-х годов XIX века и до конца 20-х годов XX века определяется как первый этап становления системы  обязательного социального страхования  помимо добровольного. Важнейшими вехами первого периода являются: появление касс взаимопомощи и медицинских касс. Исторический шаг был сделан в конце XIX века имперским германским правительством под руководством Бисмарка, которое ввело обязательную систему социального страхования для лиц, работающих в промышленности. Система включала обеспечение по болезни (1883 г.), в результате несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).1 С начала XX века примеру Германии последовали другие европейские государства. Степень охвата обязательными социальными системами социального обеспечения, введенными в действие в Европе до 30-х годов, была достаточно низкой, касаясь в основном рабочих, чья заработная плата не превышала относительно низкого уровня. Таким образом, система обязательного социального страхования решила важнейшие задачи: 1) сняла социальную напряженность периода развития капиталистических отношений; 2) адаптировала и защитила рабочий класс (не имеющий никакой собственности, кроме собственной рабочей силы) -являющийся основным элементом развивающегося производства; 3) организованная система практически не затронула государственные средства, поскольку снять социальную напряженность удалось только за счет аккумуляции финансовых ресурсов самих рабочих и работодателей, т.е. непосредственно тех лиц, которые заинтересованы в ликвидации социального конфликта.

1. Теоретические  основы социального страхования

 

.1 Исторические  аспекты системы социального  страхования в России

 

.1.1 Возникновение  социального страхования в России

Обязательное социальное страхование наемных работников в России появилось несколько  позже, чем в западных странах. Впервые  оно возникло в Германии, где в 1883-1889 гг. был принят ряд законов  об организации государственного социального  страхования рабочих. Постепенно эта  система стала распространяться по всему миру.

В России страхование от несчастных случаев имело две  формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами  предприятий, принимая на себя выплату  определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев. Наличие подобного  договора освобождало предпринимателя  от гражданско-правовой ответственности  за причинение вреда. Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при  подобных обстоятельствах особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших  рабочих вследствие несчастных случаев». Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, началом государственного социального страхования в России.

Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали  всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось  только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам  выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

Основы обязательного  социального страхования в стране были заложены принятием третьей  Государственной Думой в 1912 г. законов  «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих  от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих».

Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и  работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые  товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих  не менее 200. Для обслуживания рабочих  более мелких предприятий создавались  кассы на кооперированных началах. До революции в России действовало  несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет  по делам страхования рабочих, а  в губерниях - Страховые присутствия.

Октябрьская революция внесла в жизнь свои коррективы, новшества  не обошли и социальное страхование. Новые руководители страны, пришедшие  к власти после Октябрьской революции 1917 года, считали, что законы Третьей Государственной думы не отвечали интересам рабочих. Однако полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято.

Изданные вскоре после  Правительственного сообщения нормативные  акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также  безработицы не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении  трудящихся, утвержденным декретом СНК  в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг выплат, но и  определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны  и хозяйственной разрухи Положение  не получило необходимого развития. Обеспечение  трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала  до 1921 года, когда с переходом  к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных  предприятиях назрела необходимость  возврата к той системе социального  страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и  не должно нести все бремя обеспечения  всех работающих по найму.

По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании  лиц, занятых наемным трудом»  материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах  предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК.

В частности, пособия по временной  нетрудоспособности, беременности и  родам устанавливались в размере  фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось  два вида пособия: на предметы ухода  за новорожденным и на кормление  ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие  по безработице выдавалось в размере  от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В  этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования  твердо бронированы и не могут  быть использованы на какие-либо другие цели. Тариф по всем видам страхования  составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда. Для социального страхования по временной нетрудоспособности, материнству и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим - от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда. Кроме обычных тарифов существовали льготный и поощрительно-карательный, применение которых зависело от степени опасности и вредности условий производства.

В деятельности страховых  органов, кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами, все больше внимания уделялось вопросам профилактического  и социально-бытового направления (курорты, санатории, дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные кухни).

Союзный совет социального  страхования обладал довольно широкими полномочиями. Он рассматривал и утверждал  разработанные инструкции и положения  в развитие действующих законоположений, касающихся страхования отдельных  категорий работников, порядка взимания страховых взносов, применения действующих  тарифов к отдельным видам  страхования и размеров страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств  органов страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден  первый список профессиональных заболеваний [14, с. 875].


Информация о работе Эволюция социального страхования в России