Геопластика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:56, реферат

Краткое описание

Работы с рельефом, его видоизменение и формирование всегда имели место на этапах строительства и осваивания человеком новых территорий. Темой данного реферата является геопластика и ее использование на разных этапах истории. Цель данного реферата – ознакомление с данным явлением ландшафтных работ, изучение исторического опыта и ознакомление с зарубежными аналогами.

Содержание

Введение
Определение геопластики
Первые опыты применения
Геопластика новейшего времени
Категории геопластики
Теория геопластики в России.
Примеры зарубежного опыта.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

0969226_6BEC5_geoplastika.docx

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Подчеркнуто искусственные формы рельефа  можно наблюдать, например, в некоторых  мемориальных выставочных и детских  парках. Геометрически правильный, конусовидный объем холма Славы  под Минском благодаря четкости своей формы хорошо выделяется на фоне окружающей его равнины.

Земляные  скульптуры абстрактной формы в  парке Флорали вместе с подчеркнуто условной стилизованной организацией зелени, дорожек, водоемов придают своеобразный характер некоторым зонам этого выставочного парка. Самые разнообразные и неожиданные формы рельефа можно видеть в детских парках — «пирамиды», «кратеры», лабиринты, фантастические и «лунные» пейзажи. Так, в г. Эркрат создан «игровой» рельеф, представляющий собой 15-метровой высоты гору, склоны которой образуют правильные амфитеатры и «желоба» для спуска.

Еще большие возможности открывает  последний из трех вышеуказанных приемов организиции искусственного рельефа. Форма огромного насыпного холма стадиона им. Кирова в Петербурге определена прежде всего утилитарными соображениями — разместить трибуны и подсобные помещения, укрыть от ветров спортивную арену и т. д. Но этот мощный многоярусный объем одновре-

менно служит и композиционным ориентиром парка, оживляет его плоский рельеф. Издалека он воспринимается как естественное возвышение, вблизи работает как архитектурное сооружение — монумент.

Искусственные «лагуны» гидропарка в Торонто, не имитируя настоящие, организованы так, чтобы обеспечить наибольшие удобства для пользования пляжем, учесть требования инсоляции, ветрового режима и др. Мягкие очертания берегового склона вблизи плавающей сцены в уже упоминавшемся выше Олимпийском парке образуют оптимальные уклоны для размещения зрителей.

Характерной особенностью одного из парков Ульяновска стали насыпные холмы с плоскими вершинами, на которых сосредоточены  парковые сооружения. Эти «городки»  возвышаются на низменной пойменной  территории, изредка затапливаемой  паводковыми водами.

Спортивные  поля парка Трамбле в Париже, образуя в плане гигантский цветок, расположены таким образом, чтобы открыть перспективы на центральную арену и главный корпус из всех уголков парка. Эта возможность обеспечивается ступенчатообразным понижением рельефа от краев к центру.

Работая над искусственным рельефом, необходимо учитывать ряд специфических  требований. Формы, рожденные творческим воображением архитектора, должны тщательно  проверяться на макетах, в противном  случае их реальный эффект может резко  отличаться от задуманного. При этом надо иметь в виду, что одни и  те же уклоны выглядят в натуре более  крутыми, чем при рассматривании макета сверху. Проектирование рельефа  в этом случае мало чем отличается от работы скульптора.

Как «геометрический», так и «натуральный»  искусственный рельеф должны соотноситься со сложившимся ландшафтным окружением, согласовываться с ним стилистически  и масштабно. Новая форма может  быть контрастной по отношению к  своему фону, но не должна вносить дисгармонии  в парковый пейзаж.

 

  1. Теория геопластики в России.

В градостроительной  литературе накопилось достаточно много  указаний по оптимальному композиционному  использованию рельефа местности. Приведем несколько цитат. “Продольный  профиль улицы, сделанный по вогнутой линии, производит наилучшее впечатление” – это слова видного теоретика  российского и советского градостроительства В. Семенова об использовании рельефа местности в композиции улицы. К. Мельников так описывает свой замысел художественного решения планировочного района Лужников: “Составляя свой проект, я сосредоточил внимание на использовании природной ситуации. Решая переход от низкой части к нагорной, я сосредоточился на поисках такого варианта перехода, который по возможности не нарушил бы природных качеств, а, наоборот, их бы усилил, возвеличил и подчеркнул”. “Дайте возможность участку подсказать формы планировки, а затем извлеките все возможности данного участка” – считает классик ландшафтной архитектуры Дж. Саймондс. Авторы говорят о важнейшем условии проектирования любого градостроительного объекта – выявлении и развитии композиционного потенциала рельефа участка.

Минск в ХIХ в. виделся городом на реках и холмах. В первые годы после освобождения от фашистского нашествия холмистость еще была заметна. В начале ХХI в. на облик центральной зоны пока еще заметно влияют природные по происхождению, но архитектурно облагороженные и почти не застроенные ленты зеленого диаметра поймы Свислочи и ландшафтных полуколец. Холмистость же рельефа почти перестала восприниматься как важная составляющая композиции: холмстилобат Дома офицеров “съеден” двумя домами переменной этажности у его подножия и подсыпкой пр. Независимости, подъем к Резиденции Президента – ступенчатым жилым домом по ул. К. Маркса, Троицкая гора вместе с театром визуально “утонула” в окруживших четырех­, пятиэтажных домах, рукотворный холм вместе со штабом “занавешен” зеленым пологом высоких деревьев, возвышенность Дома правительства, как и купольный объем зала заседаний, надежно спрятана от любопытных за пологом административных зданий. Вместе с утерей поддерживающих функций рельефа уплощается и силуэт центра города.

И не только центра. Как видно из исследования облика некоторых жилых массивов, возведенных на свободных территориях  в 50–70е годы прошлого века, в них  также холмы скрывались за абсолютно  бессилуэтными домами, фланкирующими улицы. В микрорайоне Зеленый Луг3 периметральной застройкой надежно скрыт от глаз холм с группой девятиэтажных домов. Похожая ситуация наблюдается и в микрорайоне Раковское шоссе­3, где естественные холмы с девятиэтажными домами практически не видны с основных трасс восприятия (пр. Пушкина и ул. Ольшевского).

В последнее  десятилетие прошлого века вернулась  архитектурная “мода” на регулярную застройку и проявилась тенденция  в Минске делать акцент на архитектурном решении фасадов зданий. К неудачным примерам использования рельефа местности в условиях реконструкции можно отнести ул. Немигу на отрезке от ул. Комсомольской до пр. Победителей. Этот участок улицы постепенно превращается в “каньон”, за стенами которого надежно скрываются остатки исторического рельефа города.

Историю градостроительства можно рассматривать  как историю масштабных земляных работ, изобилующую примерами удачного и неудачного в композиционном отношении  использования рельефа местности  при размещении застройки. Показательны примеры радикального “исправления”  рельефа местности срезкой. На пр. Пушкина холм срезан с образованием откоса, вдоль бровки которого выстроен протяженный жилой дом. Несмотря на попытки благоустроить получившийся откос, он производит антиэстетическое воздействие на зрителя. Беда в том, что в условиях прямоугольной планировки минские холмы не выдерживают конкуренции с современными высокими и протяженными строениями, линейные размеры и масса которых крупнее толерантного, задумчивого белорусского рельефа. И холмы уже нельзя использовать как основу композиционного изыска.

Нивелирующему напору регулярной планировки, как  показывает опыт, сдаются и более  солидные природные выпуклости (улица  в Сан-Франциско, ведущая ввысь, оборудованная фуникулером и застроенная прямоугольными домами-призмами средней этажности), если только рельефу не подчиняется изначально и трассировка улиц и застройка. “Даже Гималаи не смутили бы американских архитекторов, разграфляющих города по квадратам, – если становится невозможно круто, улица временно прекращается, упираясь в тупик, а если это важная улица, то для нее роют туннель. При этом, что забавно, в совершенно плоских одноэтажных городках улицы иногда выписывают абсолютно необъяснимые загогулины. Такое впечатление, что строители перепутали карты”, – метко описывает планировку Сан-Франциско наш современник.

 

Хотя  уже в середине 1960х годов при  проектировании жилого района Восток-1 в Минске архитекторы приступили к активному выявлению художественного  потенциала рельефа территории, в  том числе и путем трассировки  улиц. Мозговой штурм, проведенный в  результате всесоюзного конкурса, дал  блестящие результаты – жилая  застройка органично обыграла холмистый  рельеф, а ул. Калиновского плавно обогнула холм, на котором три дома повышенной этажности зам­кнули на себе все визуальные оси, создавая с разных точек восприятия разнообразные силуэтные композиции.

Следует отметить революционность  размещения жилых домов поперек  горизонталей, которое выявляло и  усилило рельеф земли и имело  в первую очередь художественное значение. В некоторых справочниках по градостроительству традиционно размещать здания поперек горизонталей не рекомендовалось.

  1. Примеры зарубежного опыта.
    1. Геопластика старинного голландского форта

Форт-крепость «Werk aan ‘t Spoel» – исторический архитектурный памятник, датирующийся 1794 годом. Форт служит для нивелирования последствия наводнений, вызванных интенсивными приливами и является защитой одного из шлюзов Новой Голландской Береговой Линии (New Dutch Water Line) – оборонительного сооружения протяженностью 135 километров. Всего же Линия содержит 45 таких фортов, которые уже не служат военным целям, а используются для украшения ландшафта и охраняются государством.

Муниципалитет города Кулемборг (Culemborg) и Фонд «Werk aan ‘t Spoel» хотели бы, чтобы Форт превратился в дружелюбное и привлекательное для горожан место. Выполняя свое новое предназначение, Форт и еще не построенный дом, должны будут стать местом проведения различных мероприятий, идея проведения которых принадлежит жителям города. Архитектурные компании Rietveld Landscape и Atelier de Lyon преобразили эти ожидания в связующий целостный дизайн, в котором также задействован один из старых шлюзов.

В ландшафтном  дизайне учтены все аспекты богатого прошлого этого места, но, в то же время, это современный, инновационный  и впечатляющий проект.

Объект можно понять, как огромную скульптуру из травы, которая увязывает  как современные, так и исторические элементы, такие как бункеры, укрепленные здания и амфитеатр. Проект объединяет некоторые местные и региональные виды деятельности, он показывает пример нового типа общественного парка и имеет шанс стать одним из наиболее привлекательных мест Новой Голландской Береговой Линии.


б. Геопластика в камне (Гамбург)

 



в. Сад космических размышлений  в Шотландии

Генетику, теорию хаоса, волны и солитоны Чарльз Дженкс (Charles Jencks) воплощает в архитектуре. Переплетение природных и научных процессов архитектор применил в дизайне сада «космических размышлений». Парк расположен недалеко от города Дамфрис в Шотландии. Естественный рельеф Чарльз скомбинировал с искусственным ландшафтом. По задумке автора, сад представляет собой вселенную в миниатюре.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

г. Парк в Португалии

Издревле земля как один из четырех  элементов природы, приковывала  к себе внимание и преображалась  древними цивилизациями – возводились  курганы, земляные валы, а из камней, извлекаемых из земли, сооружались  мегалиты, пирамиды и амфитеатры с  земляными и каменными скамьями.

Современные технологии и материалы  значительно расширили возможности  геопластических работ, а современная эстетика работы с рельефом в развитых странах поражает своей смелостью и уходом от стереотипных решений.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Парк в Вашингтоне

е. Пентхаус Axial Symphony в Шэньчжэне, Китай

Гонконгская студия дизайна Design Systems представила новый проект, в котором реализовала себя как архитектор и ландшафтный дизайнер, оригинальным способом обновив дом и террасу.

Проект  назван «Осевая симфония» (Axial Symphony) не случайно, дом расположен по нескольким осям, что дает его жителям ощущение нахождения в центре, находясь в любой его части. По словам архитекторов, в этом доме всегда находишься в эпицентре пространства. Сидя на диване в гостиной можно любоваться игривой лужайкой возле дома с миниатюрным холмистым ландшафтом. Все элементы пространства выбирались в соответствии с жителями дома. Основной целью проекта была переделка старого трех спального коттеджа, площадью 150 м², в новый дом для супружеской пары. При реконструкции здания архитекторы решили уменьшить количество комнат, и увеличить их размер.

 

ж. дополнительные иллюстрации

9. Список использованной литературы

  1. Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995
  2. Геопластика: эффективный способ преобразования ландшафта http://ultradizz.ru/
  3. Геопластика, формирование рельефа http://greenterra.ru/
  4. Геопластика и ландшафтный дизайн http://landshaftm.ru/
  5. Геопластика http://www.fleurantide.com/
    1. Валентин Вашкевич, Ксения Хачатрянц. Особенности национальной геопластики http://ais.by/

 


Информация о работе Геопластика