Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:56, реферат
Работы с рельефом, его видоизменение и формирование всегда имели место на этапах строительства и осваивания человеком новых территорий. Темой данного реферата является геопластика и ее использование на разных этапах истории. Цель данного реферата – ознакомление с данным явлением ландшафтных работ, изучение исторического опыта и ознакомление с зарубежными аналогами.
Введение
Определение геопластики
Первые опыты применения
Геопластика новейшего времени
Категории геопластики
Теория геопластики в России.
Примеры зарубежного опыта.
Список использованной литературы
Подчеркнуто искусственные формы рельефа можно наблюдать, например, в некоторых мемориальных выставочных и детских парках. Геометрически правильный, конусовидный объем холма Славы под Минском благодаря четкости своей формы хорошо выделяется на фоне окружающей его равнины.
Земляные скульптуры абстрактной формы в парке Флорали вместе с подчеркнуто условной стилизованной организацией зелени, дорожек, водоемов придают своеобразный характер некоторым зонам этого выставочного парка. Самые разнообразные и неожиданные формы рельефа можно видеть в детских парках — «пирамиды», «кратеры», лабиринты, фантастические и «лунные» пейзажи. Так, в г. Эркрат создан «игровой» рельеф, представляющий собой 15-метровой высоты гору, склоны которой образуют правильные амфитеатры и «желоба» для спуска.
Еще большие возможности открывает последний из трех вышеуказанных приемов организиции искусственного рельефа. Форма огромного насыпного холма стадиона им. Кирова в Петербурге определена прежде всего утилитарными соображениями — разместить трибуны и подсобные помещения, укрыть от ветров спортивную арену и т. д. Но этот мощный многоярусный объем одновре-
менно служит и композиционным ориентиром парка, оживляет его плоский рельеф. Издалека он воспринимается как естественное возвышение, вблизи работает как архитектурное сооружение — монумент.
Искусственные «лагуны» гидропарка в Торонто, не имитируя настоящие, организованы так, чтобы обеспечить наибольшие удобства для пользования пляжем, учесть требования инсоляции, ветрового режима и др. Мягкие очертания берегового склона вблизи плавающей сцены в уже упоминавшемся выше Олимпийском парке образуют оптимальные уклоны для размещения зрителей.
Характерной особенностью одного из парков Ульяновска стали насыпные холмы с плоскими вершинами, на которых сосредоточены парковые сооружения. Эти «городки» возвышаются на низменной пойменной территории, изредка затапливаемой паводковыми водами.
Спортивные поля парка Трамбле в Париже, образуя в плане гигантский цветок, расположены таким образом, чтобы открыть перспективы на центральную арену и главный корпус из всех уголков парка. Эта возможность обеспечивается ступенчатообразным понижением рельефа от краев к центру.
Работая над искусственным рельефом, необходимо учитывать ряд специфических требований. Формы, рожденные творческим воображением архитектора, должны тщательно проверяться на макетах, в противном случае их реальный эффект может резко отличаться от задуманного. При этом надо иметь в виду, что одни и те же уклоны выглядят в натуре более крутыми, чем при рассматривании макета сверху. Проектирование рельефа в этом случае мало чем отличается от работы скульптора.
Как
«геометрический», так и «натуральный»
искусственный рельеф должны соотноситься
со сложившимся ландшафтным
В градостроительной
литературе накопилось достаточно много
указаний по оптимальному композиционному
использованию рельефа
Минск в ХIХ в. виделся городом на реках и холмах. В первые годы после освобождения от фашистского нашествия холмистость еще была заметна. В начале ХХI в. на облик центральной зоны пока еще заметно влияют природные по происхождению, но архитектурно облагороженные и почти не застроенные ленты зеленого диаметра поймы Свислочи и ландшафтных полуколец. Холмистость же рельефа почти перестала восприниматься как важная составляющая композиции: холмстилобат Дома офицеров “съеден” двумя домами переменной этажности у его подножия и подсыпкой пр. Независимости, подъем к Резиденции Президента – ступенчатым жилым домом по ул. К. Маркса, Троицкая гора вместе с театром визуально “утонула” в окруживших четырех, пятиэтажных домах, рукотворный холм вместе со штабом “занавешен” зеленым пологом высоких деревьев, возвышенность Дома правительства, как и купольный объем зала заседаний, надежно спрятана от любопытных за пологом административных зданий. Вместе с утерей поддерживающих функций рельефа уплощается и силуэт центра города.
И не только центра. Как видно из исследования облика некоторых жилых массивов, возведенных на свободных территориях в 50–70е годы прошлого века, в них также холмы скрывались за абсолютно бессилуэтными домами, фланкирующими улицы. В микрорайоне Зеленый Луг3 периметральной застройкой надежно скрыт от глаз холм с группой девятиэтажных домов. Похожая ситуация наблюдается и в микрорайоне Раковское шоссе3, где естественные холмы с девятиэтажными домами практически не видны с основных трасс восприятия (пр. Пушкина и ул. Ольшевского).
В последнее десятилетие прошлого века вернулась архитектурная “мода” на регулярную застройку и проявилась тенденция в Минске делать акцент на архитектурном решении фасадов зданий. К неудачным примерам использования рельефа местности в условиях реконструкции можно отнести ул. Немигу на отрезке от ул. Комсомольской до пр. Победителей. Этот участок улицы постепенно превращается в “каньон”, за стенами которого надежно скрываются остатки исторического рельефа города.
Историю
градостроительства можно рассматривать
как историю масштабных земляных
работ, изобилующую примерами удачного
и неудачного в композиционном отношении
использования рельефа
Нивелирующему напору регулярной планировки, как показывает опыт, сдаются и более солидные природные выпуклости (улица в Сан-Франциско, ведущая ввысь, оборудованная фуникулером и застроенная прямоугольными домами-призмами средней этажности), если только рельефу не подчиняется изначально и трассировка улиц и застройка. “Даже Гималаи не смутили бы американских архитекторов, разграфляющих города по квадратам, – если становится невозможно круто, улица временно прекращается, упираясь в тупик, а если это важная улица, то для нее роют туннель. При этом, что забавно, в совершенно плоских одноэтажных городках улицы иногда выписывают абсолютно необъяснимые загогулины. Такое впечатление, что строители перепутали карты”, – метко описывает планировку Сан-Франциско наш современник.
Хотя
уже в середине 1960х годов при
проектировании жилого района Восток-1
в Минске архитекторы приступили
к активному выявлению
Следует отметить революционность размещения жилых домов поперек горизонталей, которое выявляло и усилило рельеф земли и имело в первую очередь художественное значение. В некоторых справочниках по градостроительству традиционно размещать здания поперек горизонталей не рекомендовалось.
Форт-крепость «Werk aan ‘t Spoel» – исторический архитектурный памятник, датирующийся 1794 годом. Форт служит для нивелирования последствия наводнений, вызванных интенсивными приливами и является защитой одного из шлюзов Новой Голландской Береговой Линии (New Dutch Water Line) – оборонительного сооружения протяженностью 135 километров. Всего же Линия содержит 45 таких фортов, которые уже не служат военным целям, а используются для украшения ландшафта и охраняются государством.
Муниципалитет города Кулемборг (Culemborg) и Фонд «Werk aan ‘t Spoel» хотели бы, чтобы Форт превратился в дружелюбное и привлекательное для горожан место. Выполняя свое новое предназначение, Форт и еще не построенный дом, должны будут стать местом проведения различных мероприятий, идея проведения которых принадлежит жителям города. Архитектурные компании Rietveld Landscape и Atelier de Lyon преобразили эти ожидания в связующий целостный дизайн, в котором также задействован один из старых шлюзов.
В ландшафтном дизайне учтены все аспекты богатого прошлого этого места, но, в то же время, это современный, инновационный и впечатляющий проект.
Объект можно понять, как огромную скульптуру из травы, которая увязывает как современные, так и исторические элементы, такие как бункеры, укрепленные здания и амфитеатр. Проект объединяет некоторые местные и региональные виды деятельности, он показывает пример нового типа общественного парка и имеет шанс стать одним из наиболее привлекательных мест Новой Голландской Береговой Линии.
б. Геопластика в камне (Гамбург)
в. Сад космических размышлений в Шотландии
Генетику, теорию хаоса, волны и солитоны Чарльз Дженкс (Charles Jencks) воплощает в архитектуре. Переплетение природных и научных процессов архитектор применил в дизайне сада «космических размышлений». Парк расположен недалеко от города Дамфрис в Шотландии. Естественный рельеф Чарльз скомбинировал с искусственным ландшафтом. По задумке автора, сад представляет собой вселенную в миниатюре.
г. Парк в Португалии
Издревле земля как один из четырех
элементов природы, приковывала
к себе внимание и преображалась
древними цивилизациями – возводились
курганы, земляные валы, а из камней,
извлекаемых из земли, сооружались
мегалиты, пирамиды и амфитеатры с
земляными и каменными
Современные технологии и материалы
значительно расширили
д. Парк в Вашингтоне
е. Пентхаус Axial Symphony в Шэньчжэне, Китай
Гонконгская студия дизайна Design Systems представила новый проект, в котором реализовала себя как архитектор и ландшафтный дизайнер, оригинальным способом обновив дом и террасу.
Проект назван «Осевая симфония» (Axial Symphony) не случайно, дом расположен по нескольким осям, что дает его жителям ощущение нахождения в центре, находясь в любой его части. По словам архитекторов, в этом доме всегда находишься в эпицентре пространства. Сидя на диване в гостиной можно любоваться игривой лужайкой возле дома с миниатюрным холмистым ландшафтом. Все элементы пространства выбирались в соответствии с жителями дома. Основной целью проекта была переделка старого трех спального коттеджа, площадью 150 м², в новый дом для супружеской пары. При реконструкции здания архитекторы решили уменьшить количество комнат, и увеличить их размер.
ж. дополнительные иллюстрации
9. Список использованной литературы