Кладка стен и углов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 03:48, реферат

Краткое описание

С этой целью в стране создана широкая сеть профессионально-технических училищ и учебных комбинатов, в которых проходят обучение сотни тысяч юношей и девушек, будущих строителей. Профессионально-технические училища стали основным источником планомерного пополнения строек и предприятий строительной индустрии квалифицированными кадрами рабочих. Обучение в них постоянно совершенствуется, а конечная цель: дать учащемуся возможно большее знание теоретических основ изучаемого предмета (специальности), а также научить выполнять строительно-монтажные работы с высоким профессиональным мастерством. С этой целью при обучении должно обеспечиваться полное сочетание теоретических и практических занятий.

Вложенные файлы: 1 файл

ццц.docx

— 170.97 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Капитальное строительство имеет большое значение в решении экономических и социальных задач народного хозяйства. Все преобразования в промышленности, на транспорте ив других областях производства в жизни советских людей непосредственно связаны со строительством. От реализации программ по капитальному строительству зависит успех дальнейшего расширения производственных мощностей и улучшение жилищно-бытовых условий населения.

Осуществление задач по последовательному укреплению материально-технической базы общества и улучшению благосостояния народа требует непрерывного увеличения объемов строительства во всех отраслях народного хозяйства. Наиболее наглядно это проявляется в социальной сфере. Созданная в стране индустрия домостроения позволяет почти каждый день сдавать в эксплуатацию около 6 тыс. новых квартир.

Однако достигнутые объемы строительства жилых домов далеко не удовлетворяют возросшие потребности населения. Народной властью страны выдвинута задача всемерного расширения масштабов жилищного строительства, чтобы каждую семью обеспечить отдельной квартирой или жилым домом. Для выполнения этой задачи потребуется уже в ближайшие 10... 15 лет вдвое увеличить объем строительства жилья, максимально используя имеющиеся в каждом регионе местные каменные материалы, местное сырье, пригодное для изготовления каменных стеновых изделий: кирпича, камней, блоков, панелей.

Из каменных материалов — кирпича, керамических и бетонных камней, крупных блоков — из бетона и природного камня возводят большое количество зданий и сооружений различного назначения. В жилищном строительстве, например, свыше 40 % зданий строится из мелкоштучных каменных материалов (кирпича, камней, блоков). В связи с этим на стройках сейчас около 700 тыс. рабочих заняты выполнением каменных работ.

Для выполнения поставленной задачи по улучшению жилищных условий населения страны потребуется повсеместно не только расширять индустрию домостроения, но и решительно развивать строительство усадебных и индивидуальных малоэтажных кооперативных домов. Естественно, что при этом возрастет потребность в квалифицированных рабочих-мастерах каменных работ, причем таких, которые умеют возводить здания и сооружения из различных видов каменных материалов и из различных видов кладок. Мастерство каменщика, так принято с давних пор называть рабочего-специалиста по возведению строительных конструкций из каменных материалов, его знания и умение имеют первостепенное значение. Без знания свойств и условий работы материала, свойств и конструктивных возможностей каменной кладки, без умения качественно выполнить ее невозможно возвести надежную конструкцию, построить долговечное здание или сооружение из каменных материалов. Качество кладки — это не только ее эстетический внешний вид, а прежде всего способность воспринимать и выдерживать внешние воздействия, обусловленные назначением возведенной конструкции, надежность и долговечность ее при эксплуатации. Поэтому каменщик, еще до того, как он начнет как профессионал возводить каменные конструкции на стройках, должен научиться качественно выполнять все операции и процессы кладки.

Не только от мастерства каменщика, но и всех работающих на стройках непосредственно зависит также, насколько экономно будут затрачиваться материально-технические и трудовые ресурсы, выделяемые на строительство объектов. При огромных объемах капитального строительства, осуществляемого в стране, экономное использование средств и материалов на стройках — одна из актуальнейших задач. Поэтому важно непрерывно совершенствовать технологию и организацию производства и труда рабочих на стройках и за счет этого добиваться сокращения продолжительности и улучшения качества строительства, снижения затрат труда и расхода материалов. Это требование имеет непосредственное отношение ко всем видам работ, и в том числе к производству каменных работ, где за счет умелого применения рациональных приспособлений и инвентаря, а также средств механизации можно полностью исключить потери раствора, кирпича, камней и других материалов.

Применение прогрессивной организации труда обеспечивает в строительстве высокую производительность труда, ускорение ввода в действие новых зданий и сооружений, что очень важно в целом для народного хозяйства, для каждого члена социалистического общества.

Большое значение для повышения эффективности строительного производства имеет рост профессионального мастерства рабочих. При современном уровне развития строительной техники нельзя стать хорошим строителем без систематического повышения квалификации, без знания передовой технологии и организации работ. Каждый рабочий должен хорошо изучить, освоить и в практической работе творчески применять прогрессивные методы труда, искать пути повышения его производительности, снижения стоимости строительства. Необходимо помнить, что от результатов работы каждого зависит конечный итог общественного производства, возможности более полного удовлетворения растущих общественных и личных потребностей.

Строительство — одна из основных отраслей народного хозяйства, она занимает ведущее место среди других отраслей и по количеству используемых ресурсов и по числу работающих в ней специалистов и рабочих. Во всех видах производственной деятельности, непосредственно участвующих в процессах возведения зданий и сооружений, занято около 10 млн. человек (включая работающих непосредственно на стройках и на предприятиях по изготовлению строительных деталей и конструкций, а также занятых эксплуатацией средств механизации и транспорта и в подсобных предприятиях строительно-монтажных организаций). Для обеспечения столь большой потребности в квалифицированных кадрах необходима широкомасштабная подготовка их. С этой целью в стране создана широкая сеть профессионально-технических училищ и учебных комбинатов, в которых проходят обучение сотни тысяч юношей и девушек, будущих строителей. Профессионально-технические училища стали основным источником планомерного пополнения строек и предприятий строительной индустрии квалифицированными кадрами рабочих. Обучение в них постоянно совершенствуется, а конечная цель: дать учащемуся возможно большее знание теоретических основ изучаемого предмета (специальности), а также научить выполнять строительно-монтажные работы с высоким профессиональным мастерством. С этой целью при обучении должно обеспечиваться полное сочетание теоретических и практических занятий.

В профессионально-техническом училище учащийся должен освоить строительные процессы, выполняемые при производстве каменных работ. При изучении предмета «Технология каменных работ» и прохождении производственного обучения учащийся должен освоить принципы организации и методы возведения каменных конструкций и монтажа сборных элементов в каменных зданиях, а также принципы организации труда рабочих в звеньях и бригадах, правила техники безопасности на строительстве. Задача данного учебника — дать учащимся необходимые сведения о производстве каменных работ, выполняемых при возведении гражданских зданий. В итоге изучения предмета каждый учащийся должен знать и уметь выполнять работы, относящиеся по Единому тарифно-квалификационному справочнику (ЕТКС) к 3... 4-му разряду, а также уметь выполнять более сложные каменные работы совместно с рабочими высших разрядов.

 

 

 Кладка стен и углов

 

 

Подготовка неполномерных кирпичей. Для перевязки швов вертикальных ограничений, мест примыкания и пересечения стен, столбов и пристенков требуются неполномерные кирпичи: четвертки, половинки и трехчетвертки (41, ...г). Каменщики готовят их непосредственно на рабочем месте. Для четверток, трех-четверток и половинок используют кирпичи с отбитыми углами или другими дефектами. Неполномерные кирпичи поворачивают отколотой стороной внутрь кладки.

Каменщик     должен     уметь точно установить, какой неполномерный кирпич необходим в каждом случае, и правильно отрубить его. Если неполномерный кирпич подобран неправильно, нарушается перевязка швов и увеличивается расход раствора, а это снижает прочность кладки.

Если кирпич надо расколоть вдоль, то сначала наносят легкие удары по четырем его плоскостям (см. 42, и), а затем сильными и короткими ударами по линии обрубки на торце раскалывают его на требуемые части.

Кирпич рубят и ребром кельмы, как показано на 42, з. Общие правила кладки стен. Кладку из кирпича начинают с закрепления угловых и промежуточных порядовок (см. 24). Их устанавливают по периметру стен и выверяют по отвесу и уровню или нивелиру так, чтобы засечки для каждого ряда на всех порядовках находились в одной горизонтальной плоскости. Порядовки располагают на углах, в местах пересечения и примыкания стен, а также на прямых участках стен на расстоянии 10..Л2 м одна от другой. Затем к порядовкам крепят шнур-причалку. При кладке наружных верст шнур-причалку натягивают для каждого ряда на уровне верха укладываемого ряда с отступом от вертикальной плоскости кладки на 3...4 мм.

Для контроля качества кладки после закрепления и выверки порядовок по ним выкладывают маяки в виде убежной штрабы (см. 17, г), располагая их на углах и на границах возводимых участков, и по ним далее ведут кладку. Причалку у маяков укрепляют причальной скобой (43,а), острый конец которой вставляют в шов кладки, а к тупому, более длинному концу, опирающемуся на маячный кирпич, привязывают причалку. Свободную часть шнура наматывают на ручку скобы. Поворотом скобы в новое положение (на 43, б показано пунктиром) получают линию натяжения причалки для следующего ряда. Чтобы причалка не провисала между маяками, под шнур под-кладывают инвентарный маяк (43,в) или деревянный кирпич (43,б), толщина которого соответствует высоте ряда кладки. Маяки размещают через 4...5 м с выступом за вертикальную плоскость стены на 3...4 мм. Шнур-причалку можно также привязывать за гвозди

 

После того как установлены порядовки, выложены маяки и натянуты причалки, процесс кладки на каждом рабочем месте выполняют в такой последовательности: раскладывают кирпичи на стене, расстилают раствор под наружную версту и укладывают наружную версту. Дальнейшие операции зависят от способа кладки, порядного, ступенчатого или смешанного.

При кладке соблюдают следующие общие правила. Стены и простенки выполняют по единой системе перевязки швов — многорядной или однорядной (цепной). Для кладки столбов, узких простенков (шириной до 1 м) внутри зданий, стен, предназначенных под отделку, применяют трехрядную систему перевязки швов.

Кладку   стен   начинают   с   тычкового   ряда.   Их   укладывают из целых кирпичей, независимо от системы перевязки швов обязательно в нижнем (первом) и верхнем (последнем) рядах возводимых конструкцией, на уровне обрезов стен и столбов, в выступающих рядах кладки (карнизах, поясах и т. д.). При многорядной перевязке швов тычковые ряды обязательны под опорными частями балок, прогонов, плит перекрытий, балконов и другими конструкциями. При однорядной (цепной) перевязке швов допускается опирание сборных конструкций на ложковые ряды.

Примечание половинок кирпича допускается только в кладке забутовочных рядов и малонагруженных каменных конструкций (участки стен под окнами и т. п.).

Горизонтальные и поперечные вертикальные швы кирпичной кладки стен, а также все швы (горизонтальные, поперечные и продольные вертикальные) в перемычках, простенках и в столбах должны быть заполнены раствором.

Кладку цокольной части стен выполняют только из керамического полнотелого кирпича. Применение силикатного кирпича не допускается. Марки кирпича и раствора для кладки должны соответствовать проекту.

При кладке с однородной перевязкой стен, имеющих по толщине нечетное число полукирпичей, например l'/a (45, а), первую наружную версту первого ряда укладывают тычковыми кирпичами, вторую — ложковыми; при четном числе полу кирпичей, например 2 (45,6), первый ряд начинают с укладки тычков по всей ширине стены, во втором ряду верстовые кирпичи кладут ложками, забутку — тычками. В стенах большей толщины (45, в) в верстах во втором ряду над тычками кладут ложки, а над ложками — тычки. Забутку во всех рядах выполняют тычками.

Вертикальное ограничение (ровный обрез стены по вертикальной плоскости) получают, укладывая в начале стены трехчетверт-ки. При возведении стены в '/2 кирпича в ее начале ставят через один ряд половинки. Для закладки вертикального ограничения стены в 1 кирпич в ложковом ряду в начале стены располагают в продольном направлении две трехчетвертки, а в тычковом ряду, как обычно, целый кирпич. На 45, а изображено вертикальное ограничение стены толщиной l'/г кирпича. В тычковом ряду в начале стены в углах располагают трехчетвертки в поперечном направлении, в ложковом — три трехчетвертки в продольном направлении стены. На 45, б показана кладка вертикального ограничения стены в 2 кирпича, а на 45, в — толщина 2'/г кирпича.

Кладка углов стен — наиболее ответственная работа, и ее выполняют высококвалифицированные каменщики. Прямые углы выкладывают по двум схемам. Последовательность кладки по первой схеме показана на 46, а...г. По второй схеме первый тычковый ряд одной из стен, составляющих прямой угол, начинают от наружной поверхности второй стены и заканчивают к первому ряду первой стены. Во втором ряду кладка идет в обратной последовательности, т. е. кладку второго ряда второй степени начинают от наружной поверхности первой стены трехчетверт-ками. В результате ложковые ряды одной стены выходят тычками на лицевую поверхность другой стены. Стена, пропускаемая до лицевой поверхности другой стены, должна заканчиваться трех-четвертками, расположенными продольно: пропускают наружные ложковые ряды, примыкают наружные тычковые. При такой схеме раскладки кирпича углы выкладывают без четверток, но со значительно большим количеством трехчетверток.

Примыкание стен выполняют так (47,а,б). В первом ряду кладку примыкающей стены пропускают через основную стену до ее лицевой поверхности и заканчивают тычками и трехчетверт-ками, если для соблюдения перевязки применяют трехчетвертки и четвертки (см. 47, а), либо пропускаемую кладку заканчивают одними трехчетвертками (см. 47, б). Во втором ряду к ложкам основной стены примыкает ряд примыкающей стены.

Пересечение стен (47, в) выполняют, попеременно пропуская ряды кладки одной стены через другую.

При многорядной перевязке первый ряд выкладывают внутрь помещения; второй ряд, наоборот, ложками на фасад, а тычками внутрь; последующие 3...6-Й ряды — только ложками с перевязкой вертикальных поперечных швов на половину или четверть кирпича.

При кладке малонагруженных стен на участках под окнами, а также при заполнении каркасных стен допускается использование в забутке половняка.

Вертикальное ограничение стены получают, выкладывая первые два ряда с применением трехчетверток в начале первого и второго рядов. В остальных ложковых рядах неполномерные кирпичи у ограничений чередуют с целыми, кирпич раскладывают так, чтобы ложки перекрывали друг друга на '/г кирпича. Примеры перевязок в местах ограничений показаны на 48, а...г.

Прямые углы при многорядной системе перевязки (см. 48) выкладывают с применением трехчетверток и четверток. Кладку угла начинают с двух трехчетверток, из которых каждую устанавливают ложком в наружную версту соответствующей сопрягаемой стены. Промежуток, образующийся между трехчетвертками и тычковыми кирпичами, заполняют четвертками (см. 1-й ряд кладки). Во втором ряду версты выполняют ложками, а забутку — тычками. Кладку следующих ложковых рядов ведут с перевязкой вертикальных швов (см. 48, а...г).

Информация о работе Кладка стен и углов