Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:31, курсовая работа
Ликвидация ручных погрузочно-разгрузочных работ, исключение тяжелого ручного труда при выполнении основных и вспомогательных производственных операций, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов во всех областях народного хозяйства немыслимы без использования широкого комплекса подъемно – транспортных машин. Современные поточные технологические и автоматизированные линии, межцеховой и внутрицеховой транспорт, погрузочно-разгрузочные операции на складах и перевалочных пунктах органически связаны с применением разнообразных типов подъемно – транспортных машин и механизмов, обеспечивающих непрерывность и ритмичность производственных процессов.
Техника безопасности при работе на мостовых кранах
Закон устанавливает, что ни одно предприятие, цех, участок не могут быть введены в действие, если на них не обеспечены безопасные условия труда. Кодекс законов о труде (КЗОТ) устанавливает ответственность администрации предприятий за травматизм на производстве, порядок надзора и контроля за выполнением правил техники безопасности и производственной санитарии.
В процессе трудовой деятельности человека в производственных условиях не исключены несчастные случаи. Несчастным случаем называется происшествие, при котором в результате внешнего внезапного воздействия на человека (механического, теплового, электрического, химического) произошло повреждение организма или нарушилось его нормальное функционирование. Повреждения организма, называемые травмами, могут быть в виде ушибов и ранений, тепловых и химических ожогов, поражений электрическим током, обморожения и т. п.
По силе поражения человека различают
микротравмы, когда в результате повреждения
организма человек не теряет трудоспособности;
травмы с временной нетрудоспособностью;
тяжелые травмы, приводящие к частичной
или полной потере трудоспособности, т.
е. к инвалидности; травмы со смертельным
исходом.
Профессиональным заболеванием называется
постепенное ухудшение здоровья человека
в результате неблагоприятных производственных
условий, например шума, вибрации, пыли,
дыма. Чтобы предупредить несчастные случаи
на производстве, необходимо знать причины
производственного травматизма и способы
их устранения.
Различают технические, организационные
и санитарно-гигиенические
а) конструктивные недостатки электрооборудования,
механизмов и транспортных устройств;
б) несовершенство технологического процесса;
в) несовершенство или отсутствие ограждений,
предохранительных устройств и блокировок.
К организационным причинам относятся:
а) нарушение производственных инструкций
и технологического процесса;
б) неправильная организация труда и рабочих
мест;
в) применение несоответствующего инструмента,
приспособлений и оборудования;
г) отсутствие правильного руководства
со стороны технического персонала.
К санитарно-гигиеническим
а) нарушение окружающей среды в производственном
помещении — очень низкая или очень высокая
температура, высокая влажность, ветер,
сквозняки;
б) несоответствующее искусственное освещение
— слишком сильное или недостаточное,
например, применение люминесцентных
ламп для освещения кранов, о чем сказано
выше;
в) недопустимая загрязненность воздуха
пылью, газами или парами;
г) наличие вредных радиоактивных или
электромагнитных излучений;
д) недопустимый шум или недопустимая
вибрация;
е) нарушение рабочими правил личной гигиены,
антисанитарное состояние производственного
помещения;
ж) неудовлетворительный медицинский
контроль за состоянием здоровья рабочих.
Рабочим местом считается место постоянного или периодического пребывания работающего для осуществления производственного процесса. Рабочим местом машиниста мостового крана является кабина. Организация рабочего места заключается в выборе рабочей позы и в размещении органов управления краном. При правильно выбранной рабочей позе, например сидя или стоя, которая зависит от характера движений, крановщик выполняет работу с минимальной затратой энергии, совершая безопасные движения с наименьшей утомляемостью и неослабным вниманием. Рабочая поза должна быть устойчивой, чтобы рабочий не прилагал чрезмерных мышечных усилий.
Очень важно в организации рабочего места, чтобы органы управления краном были правильно расположены в рабочей зоне крановщика. Органы управления надо располагать так, чтобы по возможности свести рабочие движения при управлении краном к движению предплечья и кистей рук, допуская движение плечевого сустава только в виде исключения. Особенно важно обеспечить персонал необходимым инструментом, приспособлениями и защитными средствами, при наличии которых работа будет протекать уверенно, безопасно и с высокой производительностью.
Повышение производительности труда крановщика, которая, в конечном счете, определяет производительность крана, достигается улучшением условий его работы — комфортом и состоянием окружающей среды: климатом, уровнем звука и вибрации, запыленностью, освещенностью и видимостью.
Понятие «климат» определяется температурой, влажностью, степенью излучений и скоростью движения воздуха. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо, чтобы температура его тела была постоянной — около 37 °С, а тепловой баланс тела выравнивался за определенный промежуток времени, т. е. восприятие тепла должно быть таким, как и отдача его в окружающую среду. На теплообмен влияет климат, который является благоприятным тогда, когда для обеспечения теплового баланса не требуется применения специальных регулирующих устройств, и неблагоприятным, когда без применения таких устройств не может наступить равновесия между восприятием и отдачей тепла. Тепловые излучения — это излучения, энергия которых распространяется невидимыми глазом человека инфракрасными лучами. Источниками тепловых излучений являются все нагретые тела: расплавленные и нагретые металлы, работающие электродвигатели, крановые резисторы, осветительные лампы (95 % энергии ламп накаливания тратится на нагрев и только не более 5 % — на световое излучение).
Лучистая тепловая энергия воздухом
почти не поглощается, а передается
от более нагретых тел к поверхности
менее нагретых, повышая их температуру.
Воздух производственных помещений
должен иметь не слишком высокую
температуру и влажность и определенную
подвижность. Санитарными нормами установлены
предельно допустимые пределы температур
в зависимости от характеристики производственных
помещений в отношении избытка тепла и
категории работы в различные периоды
года. При температуре 18—20 °С в организме
человека наилучшим образом осуществляется
терморегуляция, т. е. поддержание постоянной
температуры тела на уровне около 37 °С.
Такой климат вполне возможен в механических
цехах машиностроительных заводов и ремонтных
цехах вообще.
В литейных, кузнечных, термических и прокатных
цехах климат всегда будет более неблагоприятный
вследствие большого выделения теплоты,
дыма, сернистого газа. Относительная
влажность, определяемая как отношение
содержания водяных паров воздуха к их
максимально возможному содержанию в
процентах, характеризует влажность воздуха
при определенной температуре. Влажность
воздуха в значительной мере влияет на
теплообмен организма человека, на отдачу
тепла испарением.
Подвижность воздуха, определяемая скоростью его движения, влияет на охлаждение человека при температуре воздуха до 35—36 °С, т. е. более низкой, чем температура тела. При более высокой температуре воздуха (до 40 °С) и большей его подвижности вместо охлаждения происходит внешний подогрев тела, а для охлаждения его требуется дополнительное выделение пота, следовательно, потеря влаги. Если вблизи человека находятся источники тепла, то такое излучение может вызвать перегрев кожи и общий перегрев тела.
При значительном перегреве огранизма возникает опасное заболевание, связанное с нарушением работы сердечно-сосудистой системы, называемое тепловым ударом, который в тяжелых случаях может быть смертельным.
В зависимости от наличия в помещении
источников тепла и опасности
перегрева для поддержания норм
Вентиляция и кондиционирование воздуха не защищают организм от тепловых лучей. Защиты кабины от теплового излучения осуществляется экранами из таких материалов, как асбест, асбестоцемент или шифер. Защита кабины от шума производится соответствующими материалами, слабо проводящими звук. Крановщику нет необходимости слышать грохот кузнечного или литейного цеха — сигналы ему подают руками. В его распоряжении звуковой сигнал для работающих внизу, сам крановщик не обязательно должен его слышать.
Шум — совокупность многочисленных звуков, быстро меняющихся по частоте и силе. В обыденной жизни шумом называется всякий мешающий звук. Шум вредно действует на нервную систему и слух человека. Работа различных машин и механизмов вызывает колебания воздуха, воспринимаемые организмом человека как шумы. Звук представляет собой колебательное движение воздуха или другой упругой среды, воспринимаемое ухом. Скорость распространения звука различна в различных средах. В воздухе она равна 330 м/с. Человеческое ухо способно воспринимать колебания с частотами примерно от 20 Гц до 20 кГц. Колебания с частотой, меньшей 20 Гц и большей 20 кГц, не воспринимаются человеческим ухом, но воздействуют на организм как вибрации или колебания упругих тел.
Звуковым давлением называется то дополнительное давление воздуха, которое возникает при прохождении через него звуковых волн. Единицей звукового давления служит ньютон на квадратный метр (Н/м2). Силой звука называется количество звуковой энергии, проходящей в 1 с через площадь в 1 м2, расположенную перпендикулярно к распространению звуковой волны. Единицей силы звука служит ватт на квадратный метр (Вт/м2). Сила звука по физиологическим восприятиям уха оценивается как громкость. Ухо человека обладает чувствительностью не к силе звука, а звуковому давлению, которое зависит от силы звука. Слышимость определяется звуковым давлением и частотой звуковых волн и зависит от индивидуальных особенностей человека. Минимальное значение силы звука — это величина силы звука, которая вызывает едва заметное ощущение в ушах. Для звуковых частот от 1 до 4 кГц органы слуха наиболее чувствительны. При этих частотах имеет место так называемый порог слышимости.
Максимальное значение — это такое значение силы звука, которое вызывает болевое ощущение в ушах — болевой порог. При частоте 1 кГц сила звука на пороге слышимости равна 10~12 Вт/м2, а при болевом пороге — 1012 Вт/м2.
Вредное физиологическое действие шума на организм человека состоит в том, что помимо повреждения слухового аппарата в виде развивающейся глухоты страдает и нервная система, ухудшается деятельность органов дыхания, нарушается работа сердечно-сосудистых органов. Из-за чрезмерного шума ослабляется внимание и поэтому возможны несчастные случаи и снижение производительности труда.
Механические колебания тел с частотой меньше 20 Гц воспринимаются только как вибрации. Часто вибрации сопровождаются и шумом. Особенно опасны вибрации непосредственного действия, когда источник колебаний находится вблизи человека. При этом возможно заболевание сосудов и нервной системы, сопровождаемое головными болями, головокружением, онемением кистей рук, повышенной утомляемостью.
Одной из основных мер борьбы с шумами и вибрациями является снижение уровня звука и уменьшение амплитуды вибраций путем конструктивного усовершенствования производственных установок (применение виброгасителей) и совершенствования технологии. Шум и вибрации также можно ослабить применением звукоизоляции оборудования, а также путем индивидуальной защиты людей, подверженных вредному действию шумов и вибраций.
Снижение шума от вращающихся частей машин достигается созданием более гладких их поверхностей, большой точностью балансировки, применением высококачественных подшипников. Большое значение имеет также правильный уход за оборудованием, надлежащая смазка и устранение биения в соединительных муфтах и редукторах. Для индивидуальной защиты рабочих от шума применяют вкладыши из ваты или пробки из губчатой резины, закладываемые в отверстие уха, а также специальные наушники или шлемы, плотно закрывающие ухо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные подъемно – транспортные машины характеризуется широким диапазоном грузоподъемности, габаритов обслуживаемых площадей, высокой производительностью.
Количественных ограничений по базовым параметрам для современных подъемно – транспортных машин не существует. Их создают для любых условий возможного применения. Имеются только экономические ограничения. Сложные тяжелые машины стоят дорого и применять их целесообразно лишь в том случае, если можно загрузить настолько, чтобы они окупались за реальный срок эксплуатации до морального и физического износа.
Базовыми направлениями
Размещение мостовых кранов в здании должно обеспечить возможность нормального и безопасного их обслуживание, что требует наличия определенных зазоров между краном и элементами здания даже при его некотором деформировании. Схема размещения крана в здании и размеры минимальных зазоров приведены на рис. 1.166, в.
Тенденции развития кранов следующие: увеличение выпуска кранов большой грузоподъемности при снижении выпуска кранов малой грузоподъемности, расширение применения гидравлического привода и специализированного электропривода, применение кранов манипуляторов для выполнения массовых строительных работ – погрузочно-разгрузочных и монтажных.
Развитие всех отраслей народного хозяйства в настоящее время определяется, прежде всего, машиностроением – новыми машинами, интенсифицирующими производственны процессы, обеспечивающими резкое повышение производительности труда. Это можно достигнуть, не только и не столько копируя и улучшая существующие в мировой практике модели, сколько создавая принципиально новые машины, базирующиеся на передовых достижениях техники.
Литература