Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:58, дипломная работа
Гости города Пушкина, впервые въезжающие в его историческую часть через Египетские ворота, и ожидающие увидеть памятники барокко и классицизма ХVIII века, с удивлением справа от этих ворот замечают живописный ансамбль в национальном стиле. Он известен под названием Федоровского городка. Ценность его тем больше, что это единственный завершенный ансамбль начала ХХ века. В 1918 году председатель художественно-исторической комиссии Г. К. Лукомский характеризовал его как «цикл сооружений художественно-музейного значения», требовавший «участия в творчестве большой дозы творческого таланта и проникновенных знаний русского стиля, всей его особой острой прелести, всего уюта и красочной живописности»
В статье А. Ф. Крашенинникова встречаем, что образа Федоровского собора после его закрытия были переданы в Русский музей, и вскоре выяснилось, что большинство из них, считавшихся подлинными, полностью или отчасти фальсифицированы. Этот казус не должен бросать никакой тени на Максимова, трудившегося над устройством и оборудованием Пещерного храма, и лиц, подбиравших иконы. Научная экспертиза подлинности древней живописи была еще в зачаточном состоянии, тогда как искусство подделок пышно расцвело, спекулируя на безусловной святости образов для большинства людей того времени (13,с.67).
Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столпов, высотой внутреннего объема и хорошей освещенностью. Он имел четырехъярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота иконостаса составляла 11 метров (Фот.9). Утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для церковного зодчества ХVII века.
Верхний храм был посвящен явлению иконы Божией Матери Федоровской, с приделом во имя святого Алексия митрополита Московского и всея Руси Чудотворца.
Из всех икон необходимо выделить Федоровскую икону Божией Матери, в честь которой был освящен главный престол собора. Чудотворная Федоровская Икона Богородицы известна с начала ХII в. и списки ее широко распространены на Руси.
В 1613 г. в Костроме в Ипатьевском монастыре Великая старица инокиня Марфа – мать первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича, благословила на царствование своего сына перед Федоровской иконой Божией Матери и поручила его ее заступничеству. С тех пор эта икона особо почитаем всеми Романовыми.
Один из списков этой иконы находился в Федоровском соборе. Эту древнюю икону 13 марта 1910 года преподнесла Императору Николаю II московская депутатция в память пятнадцатилетия его царствования.
Над устройством Пещерного храма потрудился помощник строителя собора архитектор В. Н. Максимов, под руководством Члена Государственного Совета князя А. А. Ширинского-Шихматова, который много помог советами при созда-
Фот.9 Иконостас в верхнем храме Федоровского
Государева Собора. До 1917 г.
Фот.10 Иконостас в верхнем храме Федоровского Государева Собора. 1999 г.
нии временной церкви.
В книге воспоминаний князя Н. Д. Жевахова находим, что « князь А. А. Ширинский-Шихматов принадлежал к числу тех немногих выдающихся церковных и государственных деятелей, которые, учитывая все чрезвычайное значение церковно-государственного единства в эпоху царя Алексея Михайловича, старались вернуть церковно-государственную жизнь в ее прежнее русское русло. Глубокий знаток церковной истории, князь властною рукою срывал с церковной жизни все пристававшие к ней на протяжении веков чуждые ей наслоения, восстановляя подлинный облик ее в эпоху Св.Руси и встречая с этой стороны полную поддержку у благостного Государя Императора Николая Александровича, прямого продолжателя дела Царя Алексея Михайловича (8,с.274-278).
Как говорилось, Пещерный храм был устроен путем перенесения всего убранства временной церкви с сохранением престола во имя Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912 г. (ст.ст.) по Высочайшему повелению Просвященным Серафимом епископом Кишиневским, который был одним из ревнителей о прославлении Саровского угодника, в присутствии всей Императорской семьи.
По свидетельству очевидцев, отсутствие наружного света, сводчатые низкие потолки (высота около 3.6 м.) с пересекающимися арками, многочисленные углубления в стенах, заменившие окна, столь удобные для размещения в них икон, отсутствие внешнего шума, мерцание лампад, освещающие древние образа- все это отвлекало от мирской суеты и способствовало созданию в Серафимовском храме молитвенной обстановки, которая всегда составляла особую прелесть пещерных храмов, сохранившихся в наших древних монастырях и храмах.
Все стены от пола до потолка были обтянуты темной материей, панели украшены синей набойкой с темнокрасными цветами древнерусского рисунка.
Потолки – покрыты фресковым орнаментом в характере Ярославской церкви Иоанна Предтечи ХVII в. с преобладанием светло-золотистой охры. Для росписи применялись новые минеральные краски, которыми на стенах сеней были написаны изображения рая и ада, а на потолке – тверди небесной. Полы покрывали темнокрасные ковры с широкой зеленой дорожкой.
Стены алтаря сплошь обтянуты светло-золотистой парчей без рисунка. По золоту алтарной стены ярко выделялся престол с художественно оформленной дарохранительницей, семисвечником, крестом древнего вида и запрестольными иконами.
Торжественную красоту алтаря дополнял стройный полукруг небольших икон - рядниц в слабо вызолоченных окладах, поставленных на выступ восточной стены алтаря. В связи с небольшой высотой храма иконостас состоял из одного яруса местных подлинно древних икон, дополненных рядом образов, обращенных к иконе Господа Вседержателя в молитвенном положении.
Особенно сильное впечатление производили древние иконы, украшенные «басмой», т.е. изящными слабо вызолоченными листами тонкого серебра с оттиснутыми на них рисунками, которые покрывали поля на иконах и, озаряемые огнями мерцающих лампад, давали мягкий отблеск на лики образов. Эти иконы более всего придавали благолепие храму и питали молитвенное чувство богомольца.
Высокими достоинствами отличались древние иконы в иконостасе Господа Вседержателя и Тихвинской иконы Божией Матери старых московских писем, святителя Николая Чудотворца ХVI в. с приписанным житием, исполненным вновь по древним новгородским подлинникам иконописцем Н.С.Емельяновым; икона Благовещания «устюжского северного письма», выполненная Строгоновскими мастерами в Устюге, а также образ Святой Троицы ХVII в. и редкая Федоровская икона Божией Матери. Иконы были украшены драгоценными камнями, жемчугом, на многих из них имелись венцы (нимбы).
Особую красоту храму придавал восстановленный в Пещерной церкви обычай украшать иконы драгоценными пеленами, шитым шелком, золотом, «изнизанными» жемчугом. Они специально приобретались в древних русских городах, в семьях, сохранивших эти старинные украшения от предков.
Много вкуса и понимания уделили строители распределению лампад, подсвечников, паникадил и других источников света. По северной и южной стенам были подвешены ряды лампад, средняя из них (большая по размеру) подчеркивала середину полукруга. Ближе к стене располагался второй ряд лампад. Разнообразной формы подсвечники со свечами из желтого небеленого воска сочетались с окраской стен, платов, икон.
Обилие лампад и восковых желтых свечей, возжигаемых в Пещерном храме, вполне согласно с преданиями о любви Преподобного Серафима Саровского к лампадам и свечам, которые в великом множестве всегда горели и мели у него особое значение. Он сам это объяснял так: «Меня многие люди просят помолиться о них и приносят свеч и елей. Когда я читаю свое правило, то и поминаю их сначала единожды, а т.к. их много и я не могу повторить их всем на каждом месте правила, где следует, то я и ставлю эти свечи за них в жертву Богу, по одной свече, а большие – за несколько человек и говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе ад, убогие сии свечи и кадила».
В этом храме напоминали о Серафиме Саровском: ковчег с частицами мощей Серафима Саровского, множество икон.
Очень искусно была выполнена мебель, которую делали для верхнего и нижнего храмов резчики по дереву Троице-Сергиевского посада.
На правом клиросе против южных дверей алтаря находилось особое кресло, показывающее Царское место. Рядом располагалась комната Их Величеств, она примыкала к южной части храма, представляла из себя продолговатую комнату, являясь как бы продолжением соми. Комната была украшена иконами, шитыми пеленами и крестами; из нее прекрасно виден алтарь и здесь можно было уединившись, не будучи никому видимым, присутствовать на богослужении.
Из царской комнаты одна дверь ведет на особый Царский выход из Пещерного храма, а другая, рядом, - в небольшой коридор, который загибаясь приводит в дьяконнк, а от сюда в самый алтарь. В этом коридоре в центре изгиба, ведущего в дьяконик, находилась молельня Императрицы. Как писалось выше, эта молельня сообщалась лестницей с молельней Императрицы при Федоровском соборе (34,с.33-72).
Формы, которые Максимов придал интерьеру Пещерного храма, очень понравились царской чете, и Николай II писал в последствии в письме к Александре Федоровне: «наша уютная пещерная церковь» (13,с.54).
Во время пребывания семьи Императора в Царском Селе Федоровский Собор являлся приходом семьи, посещавшей храм в праздничные и воскресные дни, Пещерный же храм принимал Августейших богомольцев в дни говения.
Эти дни говения хорошо запомнились Августейшей семье. Так, Великая княжна Мария Николаевна в письме от Тобольска 17 февраля 1918 г.(ст.ст.) писала: «Вспоминаем с грустью Федоровский Собор. Помните, как все мы говели в нижнем (Пещерном) храме, особо нами любимом. Там всегда бывало какое-то чудесное настроение …» (30,с.251).
Для служителей собора по эскизам В.М.Васнецова было изготовлено специальное одеяние, похожее на стрелецкий кафтан (Фот. 11 и Фот. 12). В.М.Васнецов также создал эскизы для певчих собора и эскизы облачений клира.
Максимов подписал сдаточную (техническую) опись церкви при передаче ее в ведомство дворцового коменданта 5 марта 1913 г. Однако в бумагах, прямо говорящих об авторстве Федоровского храма, имя Максимова не упоминается, считался автором тот, кто подписал проект (13,с.54-55).
По окончании в октябре 1913 года всех строительных работ, возник вопрос о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом Покровского. По указанию Николая II роспись Федоровского собора должна была быть выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи на «Толчках» в Ярославле и Храма Воскресения в Ростовском Кремле. Учрежден специальный комитет, под председательством К.Ширинского-Шихматова, в составе: ктитора Д.Н.Ломана, представителей дворцового управления гр.Бобринского (археолога), академика архитектуры Покровского В.А. и др. В связи с этим члены комитета выезжали в Ярославль и Ростов (21). Царю был представлен в Александровском дворце обширный изобразительный материал по этим храмам в виде цветных фотографий, копий живописи и т.п. Все представленные материалы были одобрены. Роспись Пещерного храма была выполнена художниками-живописцами И.Щербаковым, Н.Пашковым при участии В.М.Васнецова. Художником Емельяновым были начаты пробы росписи Верхнего храма собора, но вследствие сырости стен и начавшейся в 1914 году войны эти работы пришлось остановить.
По свидетельству Ю.Д.Ломана, сына Д.Н.Ломана, росписи верхнего храма собора были выполнены на 4-х столпах на высоту человеческого роста (17), что видно на фот.9.
В газете «Царское дело» (СПб, 7 марта 1914 г. (ст.ст.), № 10) сообщается, что собору присваивается звание «Федоровский Государев Собор» (без указания точной даты). В выпуске «Федоровский Государев Собор» за август 1996 г. приводится дата 26 января 1914 г., в справке Медерского говорится, что звание присвоено в 1913 году.
Полная стоимость собора 1 млн.150 тыс. руб., строился он на добровольные пожертвования купечества и промышленников, вклад Императорской семьи 150 тыс. руб. (21).
Построенное здание Федоровского собора в натуре соответствовало проекту В.А.Покровского, чертежи которого дают ясное представление о замысле зодчего (4).
Фот.11 Пещерный храм.
Фото с картины 1914г.
Фот.12 Пещерный храм. Вид на царское место.
Служители в стрелецких костюмах. До 1917 г.
Чертежи собора представлены в «Ежегоднике общества архитекторов – художников» за 1910 г., вып.5, в том же издании за 1912 г., вып.7 представлены натурные фото (21).
Московская художественная скоропечатня «Товарищества «Левинсонъ»», которая входила в тройку лучших в России (директор С.С.Ермолаев), выполнила все заказы Д.Н.Ломана, начиная с роскошного альбома «Федоровский Государев Собор» (М., 1915г.), вплоть до расписания церковных служб, открыток, пригласительных билетов. Все они были подлинными произведениями искусства (26).
Федоровский Государев Собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя и был приходом семьи Императора. Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, т.е. надо было получить специальное разрешение.
Первым настоятелем Государева Собора был духовник царской семьи Александр Петрович Васильев.
Отец Александр происходил из крестьян, работавших на Виндавской железной дороге. Первоначально он был священником в Петербурге. Отца Васильева в 1908 г. перевели в Царское Село к наследнику цесаревичу Алексею.
Парадной площадью перед Собором считалась площадь перед южным фасадом Собора. Императорская семья всегда подъезжала к Собору на эту площадь.
На фот.13 приезд Царской семьи в Федоровский Государев Собор, на крыльце, рядом с Императором Д.Н.Ломан. В воспоминаниях Войкова, последнего дворцового коменданта находим: «согласно установившегося обычая, при посещении церковных служб Федоровского Собора соблюдался следующий этикет: на боковом подъезде Собора Их Величества встречал ктитор- полковник Д.Н.Ломан, а у входа, в малой палате (прихожей – И.Р.), служившей раздевальнею – Дворцовый Комендант.
Фот.13 Приезд Царской семьи в
Федоровский Государев Собор.
До 1917 г.
Их величества входили через боковую дверь на правый клирос; Дворцовый Комендант следовал за Ними и занимал место около клироса, впереди команд казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину Собора.
Иногда Императрица проходила в отдельную молельню, отделенную от алтаря аркою» (2,с.17).
На парадной площади находились красивые фонари, их можно видеть на фот.4 и фот.14.
На этой площади все члены семьи императора посадили по одному дубку (фот.14), всего было семь дубков.
Из воспоминаний Т.Е.Мельник (рожденной Боткиной) дочери лйеб-медика Е.С.Боткина, расстрелянного вместе с Императорской семьей в Екатеринбурге в 1918 г., о соборе « …Нижний пещерный храм был весь уставлен старинными иконами, и полумрак, царивший там, придавал еще больше молитвенного настроения.