Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 19:36, курсовая работа
Обеспечение стабильного функционирования, надежности и безопасности магистральных нефтепроводов входит в ряд первоочередных задач при их строительстве и эксплуатации любой трубопроводной системы. С точки зрения эксплуатационной надежности магистральных трубопроводов к участкам с повышенным риском эксплуатации можно отнести переходы через естественные и искусственные преграды. Повышенный риск эксплуатации любого подводного перехода по сравнению с основной частью магистрального трубопровода определяется не сколько вероятностью возникновения аварийной ситуации, сколько большими экологическими проблемами и экономическими затратами на устранение ее последствий.
Введение
1. Теоретическая часть 4
1.1 Общие сведения о подводных переходах 4
1.2 Инженерные решения по обеспечению надежности эксплуатируемых подводных переходов 6
1.3 Методы прокладки подводных переходов трубопроводов 15
ІІ. Расчетная часть 19
2.1 Определение устойчивости против всплытия подводного трубопровода с учетом гидродинамического воздействия потока воды на трубу19
2.2 Определение параметров балластировки трубопровода21
2.2 Определение параметров укладки подводного трубопровода на дно траншеи протаскиванием на первой и четвертой стадиях22
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, при проектировании, строительстве и эксплуатации магистральных трубопроводов необходимо уделять особое внимание сооружаемым подводным переходам, учитывать срок их эксплуатации, изменения микроструктуры металла во времени, воздействие циклических нагрузок на изменение физико-механических свойств стали; разрабатывать методы и способы, повышающие надежность подводных переходов трубопровода, что увеличит срок их безотказной работы.
ІІ.Расчетная часть
2.1 Определение устойчивости против всплытия подводного трубопровода с учетом гидродинамического воздействия потока воды на трубу
Исходные данные: участок категории 1; мм; = 1024 мм; мм; ; ; =2000 м; =9466 Н/м; =19 Н/м; = 3620 Н/м; = 0; ; ; ; L=350м.
При расчете устойчивости против всплытия подводного трубопровода, пересекающего реки, желательно учитывать вертикальную и горизонтальную составляющие силового гидродинамического воздействия потока воды на трубу в процессе укладки трубопровода на дно траншеи.
Горизонтальная составляющая гидродинамического воздействия на единицу длины трубопровода:
где - гидродинамический коэффициент обтекания трубы водным потоком;
- средняя скорость течения воды
в слое на уровне уложенного
на дно подводной траншеи
Коэффициент определяется в зависимости от числа Рейнольдса:
где v - кинематическая вязкость воды, v = .
для офутерованного трубопровода:
И в том, и другом случае, = 1,0; = 0,66.
Вертикальная составляющая воздействия гидродинамического потока на единицу длины трубопровода рассчитывается по формуле:
где - гидродинамический коэффициент подъемной силы, остальные параметры те же, что и в формуле (3.1). Коэффициент зависит от числа Рейнольдса и определяется (для гладких труб) по графику, приведенному в
Требуемый вес балластировки в воде будет определятся по следующей формуле:
(2.4)
где - коэффициент надежности по нагрузке (0,9 - для железобетонных грузов);
- коэффициент надежности
- расчетная выталкивающая сила воды, действующая на трубопровод, = 9466 Н/м;
- расчетная нагрузка, обеспечивающая
упругий изгиб трубопровода
- расчетный вес единицы длины
трубопровода в воздухе с
- нагрузка от веса
Вес балластировки в воздухе определяется по формуле:
, (2.5)
где - удельный вес материала пригрузки.
Значение коэффициента k для трубопровода, покрытого сплошной деревянной футеровкой приведены в таблице 3.1. Для суглинистого грунта, k = 0,40.
Таблица 3.1 - Значения коэффициентов трения трубы о грунт
Характеристика грунта |
k |
Характеристика грунта |
k |
Скальные грунты |
0,65 |
Пески мелки и супеси |
0,45 |
Пески крупные и гравелистые |
0,55 |
Илистые и суглинистые грунты |
0,40 |
При укладке подводных трубопроводов необходимо производить проверку устойчивости трубы против смятия под действием внешнего гидростатического давления воды по формуле:
где - средний диаметр трубы, - глубина водоёма; - глубина заложения трубопровода до верхней образующей.
2.2 Определение параметров балластировки трубопровода
Балластировка подводных трубопроводов в пределах участка подводно-технических работ выполняется кольцевыми чугунными и железобетонными грузами, жестко фиксируемыми на трубопроводе или сплошным обетонированием.
Расстояние между одиночными чугунными и железобетонными грузами рассчитывается по формуле:
где - средняя масса одного груза.
При балластировке одиночными кольцевыми железобетонными грузами УТК 1020-24-2, масса одного груза на воздухе составляет 4048 кг.
Число пригрузов, необходимое для балластировки участка трубопровода длиной L, определяется по формуле:
Дробное число N округляется в большую сторону до ближайшего целого числа.
Если предусматривается балластировка сплошным слоем бетона, то диаметр обетонированного трубопровода можно рассчитывать по формуле:
Толщина слоя бетона:
2.1 Определение параметров укладки подводного трубопровода на дно траншеи протаскиванием на первой и четвертой стадиях
Исходные данные берем из первого примера. Дополнительно: ; = 12 кПа; балластировки произведена кольцевыми железобетонными пригрузами УТК 1020-24-2, толщина груза (t = 0,2 м; м; м; ; .
Существует несколько открытых способов и схем укладки трубопроводов в подводные траншеи. Отметим три основных способа: протаскиванием по дну, погружение с поверхности воды или с поверхности льда зимой и погружение с плавучих средств последовательным наращиванием секций трубопровода.
Данная курсовая работа предусматривает рассмотрение и расчет параметров укладки подводного трубопровода на дно траншеи методом протаскивания по дну.
Основным параметром укладки трубопровода в проектное положение протаскиванием по дну подводной траншеи с помощью заранее уложенного в неё троса является усилие протаскивания . Оно зависит от способа балластировки, вида спусковой дорожки, стадии протаскивания и др.
Первая стадия: трогание трубопровода с места по грунтовой дорожке.
В случае если балластировка выполняется одиночными пригрузами:
где f - коэффициент трения трубопровода о грунт при продольном перемещении, который можно в первом приближении принять равным тангенсу угла внутреннего трения грунта , f = ;
G - общий вес офутерованного трубопровода в воздухе, равный:
L - длина протаскиваемого трубопровода, 350м;
- расчетная нагрузка от
- расчетная интенсивность
- расчетная нагрузка от
где - удельный вес деревянной футеровки, - 7600 ;
Определим вес офутерованного трубопровода в воздухе по формуле 5.2:
С - сопротивление трубопровода сдвигу, обусловленное сцеплением грунта:
- длина части трубы, врезавшейся в грунт, ориентировочно принимаемая равной ;
- пассивный отпор грунта
Пассивный отпор грунта найдем из выражения:
(2.11)
где N - число пригрузов на трубопроводе, N = 136;
i - длина хорды той части пригруза, которая погружена в грунт:
t - толщина пригруза, t =0,2 ;
- удельный вес грунта в воздухе, ;
- сцепление грунта, = 12 кПа ;
Определим пассивный отпор грунта по формуле 5.5 :
Определим усилие протаскивания по формуле 5.1:
Переходим к четвертой стадии: трогание трубопровода с места после временной (более одного часа) остановки протаскивания. Принимаем
При балластировке одиночными грузами :
где - коэффициент трения трубопровода о грунт в воде ориентировочно
; - общий вес протаскиваемого трубопровода в воде:
(5.8)
Определим общий вес протаскиваемого трубопровода в воде по формуле 3.8:
- площадь поверхности контакта трубопровода и пригрузов с грунтом;
- пассивный отпор грунта в воде, определяемый по формуле:
Определим усилие протаскивания по формуле 5.7:
Результаты расчетов усилия протаскивания по формулам 5.1 и 5.7 показывают, то на первой стадии протаскивания по грунтовой дорожке значение превышает технические возможности самой мощной лебедки ЛП -15, даже при использовании подвижного блока. Для уменьшения используем рельсовую спусковую дорожку ОСД-3 с собственным весом одной, тележки =13 кН, коэффициентом трения качения = 0,0012 м; радиусом колеса тележки = 0,4 м, радиусом оси тележки = 0,09 м, грузоподъемностью 250 кН.
Значительного уменьшения можно добиться, используя рельсовую спусковую дорожку. В этом случае усилие протаскивания определяется по формуле:
где kТм - коэффициент трогания трубопровода с места, равен 1,5-2,0;
Т1 - сопротивление, создаваемое трением качения колеса тележки по рельсам; Т2 - сопротивление, создаваемое трением скольжения в подшипниках осей тележки;
Т3 - дополнительное сопротивление, создаваемое трением реборд колес о рельсы при движении;
Т4 - сопротивление, создаваемое тернием тягового каната о грунт.
Определим сопротивление, создаваемое трением колеса тележки по рельсам:
где Gт - вес тележки;
Gг.т - грузоподъёмность тележки;
fк - коэффициент трения качения;
Rт - радиус колеса тележки;
Определим сопротивление, создаваемое трением скольжения в подшипниках осей тележки:
где fc - коэффициент трения скольжения, fc = 0,05;
rТ - радиус оси тележки;
Определим дополнительное сопротивление, создаваемое трением реборд колес о рельсы при движении:
Т3= 0,5(0,06173+0,2527)= 0,1572 кН/м.
Определим сопротивление, создаваемое трением тягового колеса о грунт, принимая канат для лебедки ЛП-151 диаметром 60,5 мм:
где qк - погонный вес тягового каната, qк = 140 Н/м;
fк.н - коэффициент трения каната о грунт, fк.н = 1,0.
Определим усилие протаскивания по формуле 3.10:
Определим расчетной тяговое усилие Тр:
где - коэффициент условий работы, принимаемый равным 1,1, при протаскивании лебедкой;
Для четвертой стадии протаскивания по той же формуле:
Очевидно теперь, можно заменить лебедку ЛП -151 на ЛП - 1А с тяговым усилием Ттяг=720 кН. Так как в обоих случаях условие .
Заключение
В данной курсовой работе мы рассмотрели основные инженерные решения по обеспечению надежности эксплуатируемых подводных переходов и методы прокладки подводных переходов трубопроводов. Данная курсовая работа предусматривает рассмотрение и расчет параметров укладки подводного трубопровода на дно траншеи методом протаскивания по дну.
Основным параметром укладки трубопровода в проектное положение протаскиванием по дну подводной траншеи с помощью заранее уложенного в неё троса является усилие протаскивания . Результаты расчетов усилия протаскивания по формулам 5.1 и 5.7 показывают, то на первой стадии протаскивания по грунтовой дорожке значение превышает технические возможности самой мощной лебедки ЛП -15, даже при использовании подвижного блока. Для уменьшения используем рельсовую спусковую дорожку ОСД-3 с собственным весом одной, тележки =13 кН, коэффициентом трения качения = 0,0012 м; радиусом колеса тележки = 0,4 м, радиусом оси тележки = 0,09 м, грузоподъемностью 250 кН.
Список использованной литературы
1. Быков Л.И., Мустафин Ф.М., Рафиков С.К., Нечваль А.М., Лаврентьев А.Е. Типовые расчеты при сооружении и ремонте газонефтепроводов: Учеб. Пособие. - Санкт - Петербург: Недра, 2006.- 824 с., ил.
2. С.В. Дейнеко. Обеспечение надежности
систем трубопроводного
. РД 51-4.2-003-97 Методические рекомендации
по расчетам конструктивной
. ГОСТ 27.301-95 Межгосударственный стандарт надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения.
. Иванов В.А., Кузьмин С.В., Крамской
В.Ф., Торопов С.Ю. Сооружение подводных
переходов магистральных