Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 21:45, реферат
Краткое описание
Сварка является одним из технологических процессов, как в области машиностроения, так и в строительной индустрии. Контактная сварка -это один из наиболее эффективных, экономичных, высокомеханизированных и автоматизированных способов сварки, обеспечивающих высокую прочность, качество и надежность сварного соединения и широко используемых в строительстве для сварки арматуры, трубопроводов, рельсов и т.д. Изготовление наиболее дорогих и сложных узлов легковых и грузовых автомобилей - кузовов и кабин тоже основывается на электроконтактной сварке.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….2 Сущность процесса рельефной сварки…………………………………………..3 Используемые сварочные материалы……………………………………………4 Используемое оборудование…………………………………………………………11 Преимущество и недостатки рельефной сварки…………………………..12 Область применения………………………………………………………………….….13 Список литературы………………………………………………………………………..18
Рис. 6. Электрод-штамп
для групповой рельефной сварки криволинейных
деталей:
А — свариваемые детали;
Б — отверстия охлаждающих каналов; В
— медновольврамовые пластины; Г — резьбовые
вставки; Д — стальные упорные винты.
3.Используемое
оборудование
Рельефная машина
(машина рельефной сварки)переменного тока отличается
от точечных машин конструкцией электродной
части и более жестким корпусом. Рельефные
машины низкочастотной контактной сварки
предназначены для сварки током низкой
частоты деталей ответственного назначения
из коррозионно-стойких, низкоуглеродистых,
жаропрочных сталей и сплавов.
Типичная машина рельефной сварки МРН-24001 имеет следующую конструкцию
(рис 4). На верхнем кронштейне 9 корпуса
10 установлен пневмопривод 8, на ползуне
которого закреплена верхняя контактная
плита 5, соединенная с выводными колодками
силового сварочного трансформатора жесткими 4 и гибкими 7шинами.
Нижняя контактная плита 3, установленная
на столе 2, соединена с выводными колодками
сварочного трансформатора жесткими шинами
/, допускающими при отпущенных болтах
подъем или опускание стола 2 с целью изменения
величины раствора. В рельефных машинах
нового поколения выверка параллельности
верхней и нижней электродных плит осуществляется
не прокладками, как было в машинах прежних
выпусков, а с помощью четырех резьбовых
втулок <5, при вращении которых при отпущенных
контргайках верхняя плита устанавливается
параллельно нижней. Внутри корпуса машины
расположен сварочный трансформатор,
переключатель ступеней 12, рукоятки 11
которого выведены наружу, и другие элементы
электрооборудования. Рельефная машина
комплектуется шкафом типа ШУ-439.
Рис 4. Сварочное оборудование рельефной
сварки
[3]
4.Преимущество и недостатки рельефной
сварки
рельефная сварка обладает
рядом достоинств, главными из которых
являются:
высокая производительность
, поскольку число одно временно свариваемых
точек одним импульсом тока достигает
15. ..20 и более;
компактность сварных узлов,
так как шаг между точкам и при рельефной
сварке может быть меньше, чем при точечной,
а сами рельефы могут располагаться ближе
к кромке деталей;
возможность сварки окисленного
металла, поскольку при штамповке рельефа
оксидная пленка частично разрушается,
чему также способствует высокое удельное
давление, развиваемое на стадии сжатия;
возможность сварки деталей
весьма различных толщин и сечения и из
материалов с очень разными теплофизическими
свойствами;
возможность легирования металла
литого ядра при рельефной сварке через
вставки или прокладки;
повышенная стойкость электродов
при рельефной сварке по сравнению с точечной;
машины для рельефной сварки
по конструкции проще, чем многоэлектродные.
В то же время рельефной сварке
присущи некоторые недостатки, которые
необходимо учитывать при разработке
технологии сварки, элементов сварочного оборудования и при оценке технико-экономической
целесообразности ее применения.
К таким недостаткам следует
отнести :
более высокую вероятность
возникновения выплесков металла в момент
включения сварочного тока, для предупреждения
которых целесообразно применять импульсы
тока с плавным нарастанием, увеличивать
начальную силу сжатия, использовать машины
с малой массой подвижных частей и направляющими,
снабженными подшипниками качения;
сложность конструкции сварочной
головки и механизма сжатия пpи одновременной
сварке нескольких рельефов;
усложнение конструкции электродов
и их эксплуатации особенно при многорельефной
сварке;
необходимость создания рельефов
штамповкой, высадкой или точением, что
связано с дополни- тельными затратами,
окупающимися лишь в условиях массового
производства.
[4;2]
5.Область
применения
Рельефная сварка применяется
для соединения деталей из сталей, титановых сплавов, цветных металлов высокой
твердости, a также в приборостроении пpи
соединении деталей малых сечений и толщин
из разноименных металлов (сплавов), в
т.ч. с покрытиями.
В зависимости от конструкции
и взаиморасположения свариваемых деталей
различают три группы рельефных соединений
(рис. 2): нахлесточные, тавровые и крестообразные.
Наиболее широко применяют
сварку листов внахлестку со штампованными
рельефами (cм. рис. 2, a - в ). Для сварки листов
из сталей, титановых сплавов используют
одиночный круглый рельеф сферической
формы (а).
При малой длине нахлестки применяют
рельефы удлиненной формы (6), что позволяет
получить необходимую площадь, а следовательно,
и прочность соединения. Для сварки металла
тoлщинoй 0,4. .. 0,6 мм рекомендуются кольцевые
рельефы (в), которые обладают повышенной
прочностью и мало сминаются под действием
силы сжатия до включения тока.
При сварке алюминиевых и других
сплавов (например, медно-цинковых и медноникелевых)
с малой жаропрочностью хорошо использовать
сплошные рельефы, создаваемые горячей
высадкой в процессе формообразования
детали (см . рис. 2, г) . Такие рельефы характеризуются
повышенной стойкостью и позволяют получать сварные соединения с формированием литого ядра.
При рельефной сварке деталей различной
толщины (например, специальных гаек с
листом) компактные рельефы разнообразных
формы и высоты получают холодной высадкой,
располагая их у края гайки для облегчения
закрытия зазора между деталями (см. рис.
2, д ). Для миниатюрных деталей из разноименных
металлов малой толщины <0,3 ...0,4 мм ) целесообразно
изготовлять рельефы в виде пирамид треугольного
(е) или трапецеидального сечения , размещая
их на детали с более высокой тепло- , электропроводностью.
При этом общая площадь свариваемой поверхности
с рельефами может составлять ≤1мм2.
Рельефную сварку пластин толщиной
10. ..25 мм и более, когда штамповка рельефов
затруднительна, имеет смысл осуществлять
с применением вставок (см. рис. 2, ж) из
листа круглой или продолговатой формы
диаметром (0,5.. .0,6)s и тoлщинoй (0,12...0,15)s.
Пpи необходимости вставка может
быть из другого пo составу металла, что
позволяет улучшить свариваемость и легировать металл литого
ядра. Иногда рельефы -вставки изготовляют
в виде проволочных колец (p), шариков и
шайб (и).
Широкое применение нашла рельефная сварка тавровых
соединений (см . риc. 2, к- с) , когдa одна
из деталей своей торцовой поверхностью
приваривается к развитой поверхности
другой детали. Различают два вида тавровых
соединений : торцовые и соединения с острой
гранью. У торцовых соединений рельеф
имеет сферическую (к) или конусную форму
(л) . С помощью кольцевых рельефов можно
сваривать втулки и трубы с листом с образованием
герметичного соединения (см. риc. 2, м ,
Н ) . Герметичные тавровые соединения
можно получить и при вваривании деталей
в отверстие листа или трубы методом острой
грани (о - с).
Еще одной до вольно распространенной
разновидностью рельефной сварки является
сварка вкрест проволоки, стрежней и труб
(см. риc. 2, т, у, ф). Рельеф в этом случае
создается естественной формой свариваемых
деталей.
Сварка нахлесточных соединений.
Основными параметрами нахлесточных соединений
со щтампованными круглыми рельефами
сферической формы (рис. 3 , а), согласно
ГОСТ 15878- 79 являются диаметр литой зоны
d, величина проплавлeния h и hl , величинa
нахлестки B и расстояние oт центра рельефа
до края нахлестки. Этот стандарт регламентирует
основные размеры для двух групп сварных
рельефных соединений : А и Б. Соединения
группы A имеют больший диаметр литого
ядра, большую величину нахлестки и обладают
более высокой прочностью пo сравнению
c соединениями группы Б.
Подготовка поверхности деталей
под рельефную сварку включает в себя
такие же операции, как при точечной сварке.
Применительно к листовым нахлесточным
соединениям травление или механическую
обработку поверхности проводят дештамповки
рельефов.
Изготовление рельефов целесообразно
совмещать с формовкой детали при eе штамповке
или вырубке. Это позволяет повысить точность
штамповки рельефов и одновременно снизить
трудоемкость изготовления детали.
При изготовлении штамповкой
круглых рельефов сферической формы (см.
рис. 3, а; для металла толщинoй 0,4 ... 6 мм
при меняют сменные матрицы и пуансоны
(штампы). Инструмент для штамповки изготовляют
из сталей У10А, Х12М с термообработкой,
обеспечивающей твердость 58...60 HRC. Для
металла толщиной дo 1,2 мм допуск на диаметр
рельефа ±0, 1 мм и высоту ±0,05 мм, для больших
толщин соответственно ±0,15 и ±0, 12 мм. Размеры
рельефов, разработанных в разных организациях,
существенно разнятся.
Однако, как показали исследования,
прочность сварных соединений при этом
практически одинакова. Штамповку выполняют
пуансонами в форме усеченного конуса
(угол α =45 . .. 90°) или конуса (угол α =30°)
со сферической вершиной (r = 0,75s + 0,2мм).
Диаметр рельефа dp и его высота
hp зависят от
толщины детали s или диаметра литого ядра
d и для соединений гpуппы А пo ГОСТ 15878-79 могут быть ориентировочно
определены из соотношений:
dp =(1,8 2)s + 1 мм;
hр =(0,37 0,4)s + 0,3
мм;
dр = (0,6 0,8)d; hp = (0,2 0,3)dp
Для получения соединений группы
Б размеры рельефа уточняют. Следует иметь
в виду, чтo диаметр литого ядра зависит
oт параметров режима сварки и обычно на 20...50% больше dp с учетом
требуемой прочности соединения.
К недостаткам штампованных
рельефов нужно отнести их относительно
невысокую стойкость (жесткость) при использовании
для сварки пластичных металлов и сплавов
с малой жаропрочностью. В этих случаях
применяют более жесткие сплошные рельефы
без лунки (см. рис. 3, 6). Поскольку металл
рельефа при его смятии остается между
деталями, резко увеличиваются диаметр
контакта и зазор между деталями. Поэтому
рекомендуется размеры сплошных рельефов
уменьшать на 20 ...30 % пo сравнению со штампованными.
Рис. 2. Основные
группы рельефных соединений.
Рис. 3. Типичные
формы рельефов.
[5;1]
Список литературы
1. http://www.osvarke.com/reljefnaya-svarka.html.
2. Гилевич В.А. «Технология и оборудование
рельефной сварки» -Л. 1978г.
3. Кабанов Н. С. «Сварка на
контактных машинах» — М.: Высш. школа,
1979.— 215 с.
4. Гуляев А.И. «Технология
и оборудование контактной сварки»,
Машиностроение 1985г.
5. Орлов Б.Д., Машет М. «Технология,
оборудование контактной сварки»
- учебник для вузов 1986г.