Проектирование тоннеля, сооружаемого горным способом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Тоннель – горизонтальное или наклонное подземное сооружение, предназначенное для пропуска транспорта, воды, размещения коммуникаций и других целей. Наибольшее распространение тоннели имеют на путях сообщения, к которым относятся тоннели метрополитенов, железнодорожные, автодорожные, судоходные, пешеходные, а также тоннели для нескольких видов транспорта. Строительство тоннеля необходимо на участках, где нецелесообразен обход естественного или искусственного препятствия. Препятствия делят на высотные и контурные. К высотным относятся холмы, хребты и водоразделы. К контурным – участки оползней, лавин, снежных заносов, а также водотоки и водоёмы.

Содержание

Введение 3
1. Проектирование тоннельных конструкций. 4
1.1 Основные параметры поперечного сечения, продольного профиля и плана тоннеля. 4
1.2 Инженерно-геологические условия. 4
1.3 Материалы тоннельных обделок. 4
1.4 Конструкции обделки, порталов, камер и ниш с указанием основных параметров. 6
1.4.1 Конструкции обделок. 6
1.4.2 Конструкции порталов. 6
1.4.3 Конструкции камер и ниш. 7
1.5 Статический расчет обделок. 7
1.5.1 Выбор расчетной схемы. 7
1.5.2 Подготовка исходных данных. 7
1.5.3 Нагрузки и их сочетания. 8
1.5.4 Анализ результатов расчета. 9
1.5.5 Проверка прочности сечений обделки. 9
1.6 Постоянные сооружения. 11
1.6.1 Проезжая часть. 11
1.6.2 Водоотведение. 11
1.6.3 Вентиляция тоннеля при его эксплуатации. 11
1.6.4 Электроосвещение. 11
1.6.5 Электроснабжение, электрооборудование, автоматика, сигнализация, связь. 12
1.6.6 Противопожарная защита. 12
1.6.7 Участки аварийной остановки. 13
2. Производство работ. 14
2.1 Выбор и обоснование способа сооружения тоннеля. 14
2.2 Разработка грунта. 14
2.2.1 Бурение шпуров. 14
2.2.2 Шпуровые заряды и вруб. 14
2.2.3 Взрывчатые вещества и средства инициирования. 15
2.2.4 Расчет параметров БВР для контурного взрывания. 15
2.2.5 Паспорт БВР. 15
2.3 Временная крепь. 15
2.4 Погрузка и транспорт грунта. 16
2.5 Производительность проходческого оборудования. 16
2.5.1 Буровое оборудование. 16
2.5.2 Породопогрузочные машины. 17
2.5.3 Транспортные средства. 17
2.6 Возведение тоннельной обделки. 18
2.6.1 Расчет набрызгбетонной обделки. 18
2.6.2 Технология производства бетонных работ. 18
2.7 Циклограмма проходки тоннельной выработки. 18
2.8 Вспомогательные работы. 18
2.8.1 Вентиляция выработки в период строительства. 19
2.8.2 Освещение, энергоснабжение. 20
2.8.3 Водоотлив. 21
2.9 Охрана окружающей природной среды. 21
Приложения 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

пз2.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

 

1.6.3 Вентиляция тоннеля при его  эксплуатации.

Вентиляция тоннеля  проектируется в соответствии с  нормами СНиП 32-04-97 и должна обеспечивать безопасную концентрацию вредных веществ, хорошую видимость, температуру и влажность воздуха, уровень шума в тоннеле.

При данной длине тоннеля  наиболее эффективна поперечная система  вентиляции с подачей и вытяжкой воздуха (со скоростью до 15-20 м/с) по продольным каналам, расположенным  за пределами габарита приближения  строений и оборудования. Воздух из приточного канала поступает со скоростью 3-5 м/с по поперечным каналам и удаляется через вытяжные отверстия в вентиляционной перегородке. Данная система обеспечивает равномерное проветривание, не подвержена действию естественной тяги воздуха, способствует локализации возможных пожаров.

 

1.6.4 Электроосвещение.

Искусственное освещение  тоннеля должно учитывать изменение  уровня освещенности на поверхности  в течение суток, а также в  течение суток. Уровень освещенности в тоннеле должен меняться в соответствии с наружным освещением. Другими словами, необходимо предусмотреть два режима освещения: дневной и ночной.

Первые 15 метров от портала  – переходные участки освещённости.

По нормам СНиП 32-04-97 проектируемый тоннель должен иметь искусственное стационарное освещение 30 лк в вечернем и ночном режимах. В дневном режиме средняя горизонтальная освещенность, создаваемая осветительной установкой, тоннеля составляет также 30 лк. Управление режимом общего освещения предусматривается дистанционным - из помещения дежурного.

На случай аварийной ситуации предусматривается аварийное освещение, обеспечивающее уровень освещенности 10-12 лк. Для этой цели применены лампы накаливания мощностью 15-30 Вт, устанавливаемые через каждые 10 м. сеть аварийного освещения напряжением 24-36 В питается от установленных в тоннеле аккумуляторных батарей.

Помимо общего освещения  предусмотрено более интенсивное  местное освещение камер и  ниш.

 

1.6.5 Электроснабжение, электрооборудование, автоматика, сигнализация, связь.

Питание электрической  энергией силовых, осветительных и технологических потребителей осуществляется на переменном токе промышленной частоты на напряжение 380/220 В от собственных трансформаторных подстанций с общими трансформаторами для питания силовых и осветительных нагрузок.

Силовые и осветительные кабели прокладываются по одной стороне тоннеля, а кабели слабого тока по другой.

Для защиты людей от поражения  электрической энергией при повреждении  изоляции сетей и электроустановок применяется заземление, и устанавливаются реле от утечек тока.

Для подключения ремонтных и других механизмов к электрической сети напряжением 380/220 В устанавливаются шкафы через 120 м по длине тоннеля на высоте 500-700 мм от ВПЧ по обеим сторонам.

Все электрооборудование  должно быть выполнено в соответствии с «Правилами устройства электроустановок».

Сигнализация о работе оборудования в тоннеле и притоннельных  сооружениях осуществляется автоматически, а управление им дистанционно.

У порталов для регулирования движения предусматриваются светофоры, управляемые дистанционно. Предусмотрена также заградительная сигнализация, запрещающая въезд в тоннель на случай аварийной ситуации и параллельное автоматическое включение запрещающих сигналов от датчиков пожарной сигнализации.

Также необходимо устройство телефонной связи. Телефонные аппараты размещаются в камерах и нишах по обеим сторонам тоннеля.

Устраивается громкоговорящее  оповещение с динамиками через каждые 120 м.

 

1.6.6 Противопожарная защита.

Условия безопасной эвакуации  людей при пожаре должны соответствовать  ГОСТ 12.1.004.

Пожарные посты через  каждые 60 метров в нишах и камерах  по концам площадок для аварийной  остановки транспорта.

Запас пожарных материалов устраивают из расчета времени тушения  пожара. Напор в трубопроводах  определяется из расчета добегания  струи до наиболее удаленного крана не более чем за 5 мин. 

 

1.6.7 Участки аварийной остановки.

Участки аварийной остановки  проектируются в автодорожном тоннеле  не менее, чем через 750 метров и должны быть длиной 50 и шириной 2,7 метров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Производство  работ.

Здесь и далее рассматривается  технология работ при сооружении тоннеля на участке тоннеля с  первым типом обделки.

 

 

2.1 Выбор и  обоснование способа сооружения  тоннеля.

При выборе способа сооружения тоннеля необходимо учитывать инженерно-геологические особенности места строительства, длину тоннеля, его размеры и конструкцию обделки согласно требованиям СНиП 32-04-97.

В данном проекте было принято решение использовать при  проходке способ нижнего уступа. Грунт  разрабатывается сразу только на сечение калотты. Этот способ применяется в грунтах с коэффициентом крепости меньше 4. В данном случае тоннель проходит в сиенитах с коэффициентом крепости 3. Кроме того, данный грунт является трещиноватым и обводненным, что будет создавать трудности при раскрытии сечения выработки и может нарушить её устойчивость.

 

 

2.2 Разработка  грунта.

Разработка грунта ведется  буровзрывным способом, как наиболее эффективным по экономии и скорости проходки.

 

 

2.2.1 Бурение шпуров.

Для бурения шпуров в забое решено использовать бурильную установку УБШ-532Д. Такой выбор обусловлен прежде всего габаритами выработки. Характеристики данной буровой установки позволяют бурить шпуры на все сечение выработки.

Таблица 2.1

Технические характеристики бурильной установки УБШ-532Д.

Зона бурения, м:

ширина 

высота

 

11,3

7,0

Количество  бурильных станков, шт.

3

Глубина бурения, м

4,0

Размеры, м

ширина 

высота

длина

 

2,5

2,8

12,5

Расход сжатого  воздуха, м3/мин

45

Масса, т

22


 

 

2.2.2 Шпуровые заряды и вруб.

Шпуровые заряды делят на врубовые, отбойные, контурные и подошвенные.  Врубовые заряды взрываются первыми с целью образования в тоннеле вруба облегчающего работу последующих зарядов. Вруб размещается в центральной части забоя. В данном проекте применяется прямой вруб.

 

Таблица 2.2

Характеристики  вруба.

Число шпуров

8

Глубина шпура, не менее, м

2,5

Площадь вруба. кв. м

0,1

Число степеней замедления при взрыве

1


 

2.2.3 Взрывчатые вещества и средства  инициирования.

Для разработки грунта в  проекте используются патронированные взрывчатые вещества (ВВ). В данных геологических условиях (f = 3) для врубовых и подошвенных  шпуров применяется аммонал, для остальных – аммонит № 6ЖВ.

Таблица 2.3

Характеристики  используемых ВВ.

Наименование  ВВ

Расстояние  передачи детонации, см

Плотность,

кг/м3

Характеристики  патронов ВВ

Коэффициент работоспособности 

е

Диаметр, мм

Масса, г

Длина, мм

Аммонал

4-6

1000

32-34

240

250

0,8

Аммонит № 6ЖВ

5-9

1100

32

200

240

1,0


При проходке используется электрический способ инициирования. Для зарядов применяются электродетонаторы коротко замедленного действия ЭДКЗ-15 с интервалами замедления 25;50;75;100;150;250 мс или ЭДКЗ-ПМ (15,30,45,60,80,100,120 мс).

Схема соединения зарядов  – параллельная.

В качестве источников тока используют сетевые или конденсаторные взрывные приборы КПМ-3.

 

2.2.4 Расчет параметров БВР для  контурного взрывания.

Цель данного расчета  – определение глубины и количества шпуров, массы зарядов, установление схемы расположения шпуров. Расчет выполняется на ЭВМ по специальной программе. Окончательное количество шпуров и массы зарядов устанавливаются после 2-3 пробных взрывов. Расчет параметров БВР представлен в  форме таблицы.

 

2.2.5 Паспорт БВР.

В проекте разрабатывается  упрощенный паспорт БВР, включающий схему расположения шпуров в трех проекциях, конструкции зарядов ВВ и таблицы показателей взрывания.

 

2.3 Временная  крепь.

Для временного крепления  выработки в проекте решено применить  арочную крепь. Согласно нормам данный вид крепи подходит к заданным инженерно-геологическим условиям, т.е. для трещиноватых и обводненных грунтов с коэффициентом крепости f = 3 (сиенит).

Временная крепь представляет собой арку разбитую на составные  части, которые соединены с помощью  стальных пластин, приваренных к  концам двутавров и болтов. Продольные связи между арками обеспечены стальными стяжками d=20 мм с резьбой и гайками на концах и распорками (рошпанами), изготовленных из дерева d=200 мм. Роль затяжки выполняют деревянные доски.

 

2.4 Погрузка  и транспорт грунта.

Погрузка грунта производится после взрывания грунта и по продолжительности одна из наиболее длительных операций. Поэтому при выборе породопогрузочной машины необходимо обеспечить уборку грунта в минимальные сроки с минимальной трудоемкостью.

Согласно рекомендациям  в выработках пролетом более 6 м рекомендуется применять погрузочные машины на гусеничном или пневмоколесном ходу, имеющие неограниченный фронт погрузки.

Этим требованиям удовлетворяет  породопогрузочная машина непрерывного действия ПНБ-3Д, лишенная недостатка цикличности работы и обладающая достаточно высокой производительностью и маневренностью.

Таблица 2.4

Технические характеристики ПНБ-3Д

Минимальные размеры выработки. М:

ширина

высота

 

3,7

2,5

Производительность, м3

240

Фронт погрузки

Не ограничен

Ходовая часть

Гусеничная

Емкость двигателя, кВт

94

Высота разгрузки, мм

2600

Габариты, мм

длина

ширина

высота (с поднятым ковшом)

 

9600

2700

1900

Масса, т

25,84


 

Для транспорта грунта решено применять грузовой автомобиль КамАЗ 5511.  При данной длине тоннеля такой выбор наиболее предпочтителен.

Таблица 2.5

Технические характеристики КамАЗ 5511

Грузоподъемность, т

10

Вместимость кузова, м3

7,2

Собственная масса. Т

9,0

Полная масса, Т

19,15

Максимальная  скорость, км/ч

80

Мощность двигателя, кВт

154,4


 

2.5 Производительность проходческого оборудования.

2.5.1 Буровое оборудование.

Общее время, затрачиваемое  в проходческом цикле на бурение  шпуров в забое:

Тбур = nшп lк /(nбмV1K1K2 K3K4 K5)

nшп – количество шпуров в забое

lк – длина комплекта шпуров, м

nбм = 10 -  количество работающих бурильных машин

V1 – техническая скорость бурения шпуров, м/мин, определяемая по формуле:

V1 = 0,1(20 – f )

K1 = 30/d – коэффициент учитывающий диаметр шпура, мм

K2 = 0,6 – коэффициент затрат времени на замену бурового инструмента

K3 = 0,8 – коэффициент затрат времени на забуривание и перемещение на новые шпуры

K4 = 0,7 - коэффициент одновременности работы бурильных машин

K5 = 0,8 – коэффициент затрат времени на вспомогательные операции.

 

V1 = 0,1(20 – 3) = 1,7

K1 = 30/d = 30/37 = 0,810

Тбур =80*2,35/(2*1,7*0,8*0,6*0,8*0,7*0,8) = 188 мин.

Эксплуатационная производительность бурильной установки, м/мин:

PЭбур = nшп lк / Tбур 

PЭбур = 80*2,35 / 188 = 1 м/мин.

 

2.5.2 Породопогрузочные машины.

Для породопогрузочной  машины непрерывного действия ПНБ-3Д с погрузкой в автомобиль КамАЗ-5511 эксплуатационная производительность, м3/мин определяется по формуле:

PЭпогр = φ / (Kp (1/ Pт + t2 /( Vв η))

φ = 0,8 – коэффициент  использования машины во времени 

Pт = 4 м3/мин – техническая производительность машины

Kp = 2 – коэффициент разрыхления скального грунта

t2 = 3 мин - время на замену груженого автопоезда порожним

Vв = 11 м3 - емкость кузова автопоезда

η = 0,9 – коэффициент  наполнения кузова машины.

Информация о работе Проектирование тоннеля, сооружаемого горным способом