Селитебные зоны населения и территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 01:26, контрольная работа

Краткое описание

Н.А. Ладовский говорил, что архитектура — искусство, оперирующее пространством. Объектом проектирования градостроителя является пространственная среда, в которой вертикальное измерение оказывается крайне малым по отношению к масштабам планов. Кроме того, любой населенный пункт, как бы мал или велик он ни был, является частью системы, в которой размещены люди и виды человеческой деятельности на территории страны.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие градостроительства.
1.1 Архитектурно-пространственная композиция города
1.2 Архитектурно-пространственная целостность города
1.3 Особенности формирования пространственной структуры города
1.4 Колористика города
1.5 Архитектурное освещение города
Глава 2. Селитебные зоны населения и территории
2.1 Система учреждений обслуживания
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инж.эк.ос.град..docx

— 60.79 Кб (Скачать файл)

В световой композиции могут быть применены все средства гармонизации: метр и ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс и т.д. Кроме того, в арсенале архитектора есть еще одно эффективное художественное средство — цветность освещения, которое может способствовать выражению характера объекта, созданию условий восприятия качеств объекта и психологического комфорта.

 

 

Глава 2. Селитебные зоны населения и территории.

архитектурный город селитебный населенный

В малых и средних городах селитебная территория составляет обычно половину всей территории, причем примерно половину самой селитьбы занимают жилые комплексы, а остальное используется для участков общественных учреждений городского значения, городских магистралей и озелененных пространств. В крупных городах это соотношение изменяется за счет большего развития транспортной сети и сокращения доли жилых территорий.

При выборе участков для размещения селитебных зон на первое место выдвигаются санитарно-гигиенические и климатические требования. Главным санитарно-гигиеническим требованием является размещение селитебной зоны с наветренной стороны и выше по течению реки по отношению к промышленным зонам при соблюдении соответствующего унитарного разрыва. Как важнейший фактор учитывается ветровой режим. Селитьба должна хорошо проветриваться, для нее не должны использоваться плохо продуваемые долины и замкнутые котловины. В местностях с сильными холодными ветрами или суховеями их воздействие можно смягчить, используя подветренные склоны или естественные ветрозащитные преграды (лес, скальная гряда и пр.). В средней полосе России холодные северные склоны наименее благоприятны для жилой застройки. Имеет значение и ориентация склонов по странам света, определяющая условия инсоляции. Особого внимания заслуживают требования инсоляции при расположении поселения в гористой или холмистой местности, где могут быть и совсем не освещаемые солнцем участки, застройка которых нежелательна.

Селитьбу не рекомендуется располагать на территориях заболоченных, затопляемых паводками или имеющих высокий уровень грунтовых вод (менее 1 м от поверхности земли) — использование таких участков требует сложных и дорогостоящих работ по мелиорации или искусственному повышению их поверхности.

 

2.1 Система учреждений обслуживания.

 

Одной из важнейших проблем градостроительства является организация обслуживания населения, что возможно лишь при создании единой системы культурно-бытовых учреждений города, позволяющей удовлетворять самые разнообразные потребности населения. Эта система должна охватывать селитебные территории, места приложения труда и зоны массового отдыха с учетом особенностей обслуживания в каждой из этих зон. Рациональная организация социальных функций требует группировки и размещения учреждений обслуживания в соответствии с их характером и частотой, с которой ими пользуется население. Этот принцип в нашей стране с 50-60-х годов прошлого века реализован в ступенчатой системе обслуживания и заключается в том чтобы создать последовательный ряд учреждений, который должен соответствовать структурному членению городской территории — планировочный район, жилой район, микрорайон, и таким образом определять радиусы обслуживания и время, затрачиваемое населением на посещение этих учреждений.

В зависимости от периодичности пользования различными видами общественных услуг учреждения подразделяют на три ступени. К первой относятся учреждения, связанные с удовлетворением повседневных потребностей населения, вторую составляют учреждения периодического пользования (не чаще 1-2 раз в неделю), третью - эпизодического пользования.

Учреждения периодического пользования обслуживают население жилых районов, размещаются в пределах пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин и имеют радиус обслуживания до 2000 м. В число этих учреждений входят медицинские учреждения (районные больницы, поликлиники, станции скорой помощи), рыночные комплексы, специализированные предприятия общественного питания, торговые предприятия с широким ассортиментом товаров, кинотеатры, библиотеки, клубы.

Учреждения эпизодического пользования обслуживают население всего города. К ним относятся театры, крупные кинотеатры и библиотеки, музеи, выставочные залы, цирки, стадионы, специализированные магазины, крупные универмаги, административно-деловые учреждения, клинические многопрофильные и специализированные больницы и др. При размещении этих учреждений на генеральных планах по возможности учитывается время, затрачиваемое населением на поездки в общественном транспорте, которое должно составлять от 15 до 40 мин. В крупных и крупнейших городах ряд учреждений эпизодического пользования (спортивные сооружения, специализированные учреждения отдыха и лечения, музейно-выставочные комплексы и др.) размещают в пригородных и зеленых зонах.

Разнородные по функции располагают на отдельных удобных для них территориях города и пригородной зоны. Специализированные центры формируются из учреждений одного вида обслуживания или функционально взаимосвязанных видов, например центр науки и высших учебных заведений. В зависимости от конкретных условий такие центры можно группировать или размешать раздельно. Некоторые специализированные центры обслуживают население не только города, но и области, республики, страны.

В градостроительной практике наибольшее распространение получили комплексы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, сконцентрированные в одном месте — торговые центры. Они создают максимум удобств для покупателей, экономят их время, позволяют широко применять новую технику и прогрессивные методы торговли.

В связи с развитием науки и техники в крупных городах создаются научные и учебные центры, включающие научно-исследовательские институты, лаборатории, испытательные полигоны, учебные заведения, крупные медицинские центры специализированного назначения — кардиологические, онкологические или общего типа. Большое значение приобретают спортивные и выставочные центры. В крупных городах организуются центры искусств.

Система общественных центров является основой формирования взаимосвязанных архитектурных ансамблей, разнообразных по содержанию и пространственной композиции. При этом в композиции центров должны быть четко выделены главные ансамбли: улицы, площади, ведущие общественные здания, монументы и мемориальные комплексы, исторические и архитектурные памятники. Общественные центры города должны размещаться на возвышенных и красивых участках городской территории, на берегах рек, водоемов, и сочетаться с декоративным озеленением. Их необходимо изолировать полосами зеленых насаждений от прилегающих магистральных улиц и автомобильных стоянок.

При планировке центра важное значение имеет организация транспорта: изоляция центра от транзитного движения и в то же время близость от остановок общественного транспорта; организация пешеходных зон — улиц и площадей; четкое отделение подъездов грузового транспорта к учреждениям от подходов посетителей; рациональное размещение автостоянок. В центрах крупных и крупнейших городов целесообразно использовать подземное пространство для размещения гаражей и автостоянок, транспортных поездов, учреждений городского уровня торгово-бытового назначения и культуры.

Связь между структурными элементами города осуществляется посредством ее транспортной инфраструктуры, которая представляет собой систему транспортно-пешеходных коммуникаций (от железнодорожных путей крупных городов до лифтов в жилых домах), связывающих территорию в единое целое.

Единая система дорог, улиц и площадей, кроме обеспечения удобных, быстрых и безопасных транспортных и пешеходных связей между всеми функциональными зонами города, решает целый комплекс сложнейших задач: размещение инженерных сетей; организацию системы удаления поверхностных вод; создание композиционных осей и центров архитектурно-пространственных композиций города.

В практике застройки новых городов часто используется свободная планировка, позволяющая органично вписывать городскую застройку в природный ландшафт. Вместе с тем современному городу, развивающемуся во времени и пространстве, присуща комбинированная схема построения улиц.

Одной из наиболее сложных в процессе проектирования уличной сети является транспортная система, главная цель которой — сокращение ненужных перемещений и обеспечение многообразия скоростей и режимов. Для решения этой задачи требуется рациональное построение системы улиц и выбор вида массового транспорта как внутригородского, так и пригородного.

Организация пешеходного движения является не менее важной задачей в современных городах с интенсивным транспортным движением. Положение пешеходов на улицах российских городов стало крайне дискомфортным из-за шума, загазованности воздуха, плохо организованной парковки автомобилей. Наиболее эффективно эту задачу можно решить путем разделения транспорта и пешеходного движения, организации пешеходных улиц прогулочного, торгового, культурно-зрелищного назначения, расположенных в удобной связи с остановками общественного транспорта, сокращения излишнего количества автомашин на улицах города путем сближения жилых зон с местами приложения труда; создания скоростных магистралей; организации цивилизованных способов парковки.

Эффективная организация современного городского транспорта зависит от рационального размещения улиц и дорог в плане города, от их устройства и оборудования, строгой дифференциации по видам транспорта и скорости движения, правильной организации пересечений В соответствии с этим улицы и дороги города подразделяются на следующие категории: магистральные дороги, магистральные улицы, улицы и дороги местного значения, проезды, пешеходные улицы, велосипедные дорожки.

Магистральные дороги предназначаются для транспортной связи между отдельными районами и удаленными промышленными зонами, местами массового отдыха и между другими населенными пунктами в системе группового расселения, а также для связи с внешними автомобильными дорогами

В зависимости от организации движения транспорта они бывают:

— скоростного движения — внеуличные магистрали, оборудованные транспортными сооружениями высокого класса с устройством развязки движения транспорта в разных уровнях;

— регулируемого движения — обеспечивают связь между районами

города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, а также выходы на внешние автомобильные дороги. Пересечения с улицами и дорогами предусматриваются преимущественно в одном уровне.

Магистральные улицы предназначены для транспортной и пешеходной связи в черте города и бывают:

— общегородского значения;

— располагаются на направлениях основных пассажиропотоков; решают задачи сообщения пассажирского, легкового и частично грузового автомобильного транспорта между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами;

подразделяются на:

— магистральные улицы непрерывного движения — имеют многоуровневые пересечения с проезжими частями других улиц и дорог, а также оборудованы пешеходными переходами в разных уровнях;

— магистральные улицы регулируемого движения — осуществляют транспортную связь между отдельными элементами города и магистральными улицами непрерывного движения с устройством пересечений с другими улицами в одном уровне;

— районного значения — предназначены для транспортной и пешеходной связи между и в пределах жилых районов, между общественными центрами и магистральными улицами с устройством пересечений преимущественно в одном уровне.

Улицы и дороги местного значения подразделяются на:

— дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах — осуществляют транспортную и пешеходную связь в пределах города между промышленными районами, грузовыми станциями, отдельными промышленными, складскими и коммунальными предприятиями, а также внутреннюю связь в пределах крупных научно-производственных, промышленных, коммунально-складских зон;

— улицы в жилой застройке — жилые улицы — служат для транспортной и пешеходной связи на территории жилых районов и микрорайонов, обеспечивают выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения, не предусматривают пропуск транзитного грузового и общественного транспорта;

— парковые дороги — предназначены для территорий парков и лесопарков.

Проезды предназначены для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам внутри районов, микрорайонов и кварталов; подразделяются на:

— основные (движение по двум полосам);

— второстепенные (однополосные).

Пешеходные улицы осуществляют пешеходную связь с местами приложения труда, учреждениями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров.

Велосипедные дорожки обеспечивают проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, в пределах жилых районов.

Основные инженерные характеристики всех улиц — их поперечный профиль, продольные и поперечные уклоны, виды взаимных пересечений, конструкция покрытий.

Общая ширина улиц и дорог определяется в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, разделительных и технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и т.п.), с учетом санитарно-гигиенических требований.

Поперечные перспективы, раскрывающие пространство улицы на небольшие площади перед общественными зданиями и пространства жилых комплексов, обогащают композицию.

В решении ансамбля площади большое значение имеет выявление ее композиционных осей и акцентов.

Активным средством композиции является синтез искусств, особенно уместный на площади перед крупными общественными зданиями (монументы, памятники, декоративная скульптура в сочетании с фонтанами и декоративными бассейнами).

 

 

Заключение

Градостроительство решает две задачи: задачу реконструкции и развития старых городов и задачу строительства новых городов. Быстрый рост производительных сил страны увеличивает размах современного градостроительства. В конце 1950-х гг. в СССР ежегодно возникало около 20 новых городов и 50 посёлков городского типа, быстро растут многие старые города. Для создания наиболее благоприятных условий жизни населения и функционирования города в целом проводится зонирование городских территорий.

Информация о работе Селитебные зоны населения и территории