Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:56, реферат
Шпа́лы (нидерл. spalk — подпорка) — опоры для рельсов в виде брусьев. В железнодорожном пути обычно укладываются на балластный слой верхнего строения пути и обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление непосредственно от рельсов или от промежуточных скреплений и передают его на подшпальное основание (обычно — балластный слой, в метрополитене — бетонное основание).[1]
Деревянным шпалам- 2
Железобетонные шпалы- 7
Стальные шпалы- 12
Шпалы из пластика- 13
Шпалы в метрополитене- 14
.
Иркутск 2011год
Содержание:
Стальные шпалы-
Шпа́лы (нидерл. spalk — подпорка) — опоры для рельсов в виде брусьев. В железнодорожном пути обычно укладываются на балластный слой верхнего строения пути и обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление непосредственно от рельсов или от промежуточных скреплений и передают его на подшпальное основание (обычно — балластный слой, в метрополитене — бетонное основание).[1]
При прокладке железной дороги Ливерпуль — Манчестер (англ. Liverpool and Manchester Railway) использовались каменные плиты служившие основанием для укладки рельсов. Позже появились деревянные шпалы, (причём именно дерево длительное время являлось наиболее распространённым материалом для шпал)[2], а затем и другие типы шпал. (железобетонные, стальные, шпалы из полимерных материалов). |
Более 50% использования шпал на сети железных дорог России – это деревянные шпалы.
Основные породы леса – хвойные:
сосна (70%) и ель (30%). Деревянные шпалы
изготовляют из сосны, ели, пихты, лиственницы,
кедра и березы, причем лучшими
являются сосновые шпалы. По форме поперечного
сечения деревянные
шпалы укладывают только после пропитки масляными
антисептиками. Деревянные шпалы очень
дефицитные и дорогие, срок службы небольшой,
они выходят из строя из-за износа, трещин,
гниения. Средний срок службы деревянной
шпалы 15-17 лет.
Деревянные шпалы в пути находятся в условиях
переменной влажности, что способствует
развитию гнилостных грибков и быстрому
загниванию шпал. Для защиты от гниения
пропитывают антисептиками.
Деревянные шпалы обладают многими достоинствами:
– упругость;
– легкость обработки;
– простота прикрепления рельсов;
– возможность плавного отвода уширения
рельсовой колеи с кривых с малыми радиусами
(менее 300 м);
– хорошее сцепление со щебнем;
– малая чувствительность к ударам и колебания
температуры;
– небольшой вес; деревянная шпала весит около
80 кг (железобетонная - 270 кг), что облегчает
ремонт пути.
– диэлектрик.
Срок службы деревянных шпал (в
зависимости от типа древесины, внешних
условий и интенсивности
Деревянные шпалы
В зависимости от назначения деревянные шпалы изготавливают трех типов:
I типа предназначены
для главных путей
II типа — для станционных и подъездных путей
III типа — для путей промышленных предприятий.
Шпалы из дерева подразделяются на три вида:
обрезные (отёсанные со всех 4 сторон)
полуобрезные (отёсанные только с 3 сторон)
необрезные (отёсанные только сверху и снизу)
Ранее для тёски шпал применялся топор-дексель (тесло).
|
Бывшие в использовании деревянные шпалы Путь на деревянных шпалах
Шпалы являются наиболее
важным видом подрельсовых
Размеры поперечного сечения шпал в зависимости от их типа приведены в таблице. Стандартная длина деревянных шпал 2750 мм.
Для особо грузонапряженных участков изготавливают шпалы длиной 2800 мм.
Деревянная шпала в
три раза легче, своей конкурентки, что
облегчает работу с ней в условиях минимальной
механизации. Так же надо отметить, что
деревянная шпала значительно ниже по
цене, чем железобетонная.
Из вышесказанного можно сделать вывод,
что деревянные пропитанные шпалы
ещё долгое время будут незаменимы в строительстве
железнодорожных путей, особенно там,
где к ним не предъявляется особенных
требований, а надежность, цена и простота
в укладке являются главным решающим аргументом
при выборе.
С 1970-х в СССР приобрели популярность шпалы из напряжённого железобетона, особенно удачным их использование оказалось на бесстыковом пути.
Современная железобетонная шпала - цельнобрусковая из предварительно напряженного железобетона, армированная высокопрочной проволокой.
При изготовлении железобетонных шпал ей придают трапециевидную форму, что улучшает ее работу под нагрузкой по сравнению с прямоугольным параллелепипедом как у пропитанных шпал.
Так, наибольшие прогибы
и давления на балласт имеют место
у торцов железобетонной шпалы. Для
компенсации этого
Поперечное сечение шпалы имеет трапецеидальную форму, что снижает давление на балласт и его деформации, особенно у краев балластной призмы, где сопротивление выдавливанию балласта наименьшее. При этом увеличивается сопротивляемость пути сдвигу в поперечном направлении и выбросу, что особенно важно для бесстыкового пути.
Продольное сечение
При этом одновременно достигаются
следующие положительные
- рациональное предварительное
обжатие бетона обеспечивается
за счет того, что центр тяжести
подрельсовых сечений выше, чем
центр тяжести арматуры, а в
средней части — наоборот. Благодаря
этому максимальное
- изгибающий момент в междурельсовой средней части шпалы тем меньше, чем меньше ее изгибная жесткость.
Кроме того, в подрельсовых зонах устраиваются углубления с наклоном для обеспечения подуклонки рельсов, а также передачи боковых сил на бетон и улучшения работы закладных болтов и нашпальных резиновых прокладок.
В зависимости от трещиностойкости, точности геометрических параметров и качества бетонных поверхностей шпалы подразделяют на два сорта: первый и второй.
Шпалы второго сорта ( аналог шпал пропитанных 2 типа) предназначены для укладки на малодеятельных, станционных и подъездных путях и поставляются только с согласия потребителя.
Многолетний опыт эксплуатации шпал брускового типа из предварительно напряженного железобетона показал их бесспорные достоинства по сравнению с деревянными пропитанными шпалами:
- увеличение межремонтных
периодов благодаря
- повышенная (на 10—20 % по сравнению с деревянными шпалами)
устойчивость бесстыкового пути против
выброса;
- стабильность ширины рельсовой колеи;
- однородность упругих свойств по длине
пути и плавность движения поездов (что
важно для скоростных линий);
- сохранение лесов.
Преимуществом железобетонных шпал по
сравнению с деревянными пропитанными
шпалами является то, что они лучше
обеспечивают равноупругость рельсовых
опор. Кроме того, железобетонные шпалы
не подвержены гниению и имеют значительно
большую прочность на смятие.
При железобетонных шпалах наблюдается
большая плавность в движении поездов,
создаются лучшие условия для работы бесстыкового
пути вследствие большой поперечной устойчивости.
Недостатки этих шпал заключаются
в следующем:
- повышенная жесткость пути
по сравнения с деревянными пропитанными шпалами, которую приходится
снижать с помощью резиновых прокладок-амортизаторов;
- высокую чувствительность к неоднородности
балластного основания;
- малую площадь активной зоны контакта;
- относительно высокие нагрузки на балласт
при жестком нижнем строении пути.
-большая стоимость и вес
-возможность усталостного разрушения бетона
- электропроводности. Во избежание утечки электрического тока применяют рельсовые скрепления специальной конструкции с электроизоляционными деталями.
- сложность крепления рельсов к ним
- слабая сопротивляемость бетона выколам и растяжению неармированных частей.
Для снижения роли указанных недостатков необходимы новые конструктивные решения, которые должны разрабатываться с учетом максимального снижения затрат жизненного цикла. Одним из таких решений является железобетонная шпала с упругой подошвой.
Железобетонные шпалы эффективны в следующих условиях:
в сочетании с бесстыковыми рельсовыми плетями
на линиях со скоростным движением пассажирских поездов (более 140 км/ч) благодаря высокой стабильности и равноупругости такого пути.
Следует иметь в виду, что переход от железобетонных к пропитанным деревянным шпалам осуществляют вне зоны рельсового стыка, для того чтобы "скачок" жесткости пути не совпадал с неровностью, неизбежной для стыков.
Шпала железобетонная тип Ш-1,44х3, ГОСТ
10629-88, может использоваться на магистральных
путях, на путях общего пользования,
на станционных путях, на подъездных
путях, на тупиковых путях и
Марка: Тип Ш-1 ГОСТ 10629-88
Соответствие: Новые с хранения
Категория: 44х3
Сорт: 1 сорт
Размер: Согласно ГОСТу
Изготовление железобетонных шпал
предварительно напряженными — процесс
трудоемкий и требует особого
внимания со стороны компаний-поставщиков
— это влияет и обуславливается
ужесточением со стороны покупателей
шпал и требований эксплуатации, равно
как и экономической
Армирование шпал производится проволокой
Вр II, сечением 3 мм.
Техническая характеристика железобетонных
шпал Ш1
Масса изделия – 270 кг.
Объем бетона – 0,108 м. куб.
Класс бетона – В40
Марка бетона по морозостойкости – F200
Длина – 2700 мм, ширина – 300 мм, высота –
230 мм.
Шпалы в зависимости от типа рельсового
скрепления подразделяют на:
Ш1 – для раздельного клеммно-болтового
рельсового скрепления (типа КБ) с болтовым
креплением подкладки к шпале;
Ш2 – для нераздельного клеммно-болтового
рельсового скрепления (типа БПУ) с болтовым
прикреплением подкладки или рельса к
шпале.
Ш3 – так же применяются для нераздельного
клеммно-болтового скрепления (типа ЖБР65)
с болтовым прикреплением рельса к шпале.