--
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
№3
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ТРАНСФОРМАТОРНОГО
ДАТЧИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Цель работы: Ознакомиться
с принципом действия, конструкцией и
характеристиками дифференциально-трансформаторного
датчика перемещения.
- ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО МОДУЛЯ
Датчик перемещений построен на
базе первичного дифференциально-трансформаторного
преобразователя (ДТП). Конструктивно
ДТП представляет собой каркас
1 из изоляционного материала (рис.1), на
котором размещены первичная обмотка
W1 и две идентичные встречно включенные
вторичные обмотки W2 (рис.2). Внутри каркаса
помещается подвижный плунжер 2 из магнитомягкого
материала, положение которого изменяется
с помощью верньерного устройства, позволяющего
одновременно измерять величину перемещения
плунжера. Снаружи катушка охватывается
цилиндрическим магнитопроводом, имеющим
продольный разрез и выполняющим также
роль защитного экрана. Все элементы датчика
размещаются в сменном лабораторном модуле,
который устанавливается в специальное
гнездо лабораторного стенда. Ручка «Перемещение
плунжера» выведена на переднюю панель
модуля, где расположена и шкала отсчета
величины перемещения δ (в мм). Конструкция
механической трансмиссии обеспечивает
перемещение плунжера ДТП на 1мм при перемещении
флажка – указателя верньерного устройства
на 1мм. Первичная обмотка W1 через контакты
разъема модуля соединена с генератором
синусоидального напряжения. Вторичные
обмотки ДТП реверсивного датчика перемещения
с выходом постоянного тока включены в
измерительную схему, состоящую из двух
встречно включенных выпрямительных мостов
на диодах Д1-Д4, Д5-Д8 и двухзвенных сглаживающих
RC-фильтров (рис.3). К выходу измерительной
схемы через контакты B1 и B2 разъема модуля
подключается вольтметр постоянного тока
V2.
Генератор синусоидального напряжения
Г3-33 и вольтметр постоянного тока V2 встроены
в универсальный лабораторный стенд. При
симметричном положении плунжера (линия
ОО на рис.1) на вторичных обмотках возникают
равные напряжения и выходной сигнал датчика
равен нулю. При смещении плунжера, например,
вверх на величину δ, потокосцепление
верхней обмотки W2 увеличивается, а нижней
уменьшается, и на выходе датчика появляется
сигнал, пропорциональный смещению. Основные
параметры первичного ДТП, составляющего
основу реверсивного датчика перемещения,
приведены в табл.1. Если измерительный
прибор (или схему) подключить непосредственно
к двум встречно включенным вторичным
обмоткам ДТП, то получим реверсивный
датчик перемещения с выходом переменного
тока.
Рис.1. Эскиз конструкции преобразователя:
1 – каркас, 2 – подвижный плунжер, 3 – цилиндрический
магнитопровод
Рис.2. Принципиальная схема первичного
дифференциально-трансформаторного
преобразователя: W1 – первичная
обмотка, W2 – вторичная обмотка
Рис.3. Схема электрическая принципиальная
реверсивного датчика перемещения
Таблица 1
Основные параметры ДТП
№ п/п |
Наименование параметра |
Обозначение |
Значение параметра |
1. |
Количество витков первичной обмотки |
W1 |
1000 |
2. |
Количество витков вторичной обмотки |
W2 |
2900 |
3. |
Внутренний диаметр магнитопровода, мм |
D |
30 |
4. |
Длина плунжера, мм |
lя |
47 |
5. |
Диаметр плунжера, мм |
d |
6 |
6. |
Индуктивность катушки, Гн |
L |
|
7. |
Омическое сопротивление, Ом |
R |
46.8 |
Разность потокосцеплений вторичных
обмоток ДТП при смещениях
ферромагнитного плунжера получается,
в основном, за счет разности потоков рассеяния
между плунжером и цилиндрическим магнитопроводом.
Направление силовых линий потока рассеяния
выше линии магнитной нейтрали О – О’
противоположно направлению силовых линий
потока рассеяния ниже линии О – О’.
ПРОГРАММА РАБОТЫ
- Ознакомиться с конструкцией и принципом действия дифференциально-трансформаторного датчика
перемещений.
- Снять и построить зависимость выходного напряжения Uвых от перемещения плунжера
δ, т.е. Uвых=f(δ) при разных значениях
частоты питающего напряжения (f= 50Гц, 100Гц,
150Гц, 1000Гц) и неизменном напряжении питания
первичной обмотки Uвх=9В.
- Определить участки характеристик датчика, построенных по п.2.2. , с линейностью не хуже 5 %.
- Снять и построить зависимость выходного напряжения от величины питающего напряжения
на частоте 50Гц или 150Гц, т.е. Uвых=f(Uвх)
при δ=const. Зазор выбирается в пределах
линейного участка характеристики датчика.
- Определить модуль коэффициента передачи датчика перемещения для каждой из выходных характеристик, полученных в соответствии
с п.2.2.
- Рассчитать и построить теоретическую выходную характеристику Uвых=f(δ) при Uвх=9В для
частоты 50Гц или 150Гц.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ
- Для снятия статических характеристик Uвых=f(δ) необходимо:
- включить генератор звуковых колебаний Г3-33
и установить одно из заданных значений
частоты его выходного напряжения;
- установить величину выходного напряжения генератора 9В и поддерживать его неизменным;
- вращая регулятор управления плунжером, изменять его положение от нулевой отметки на 2.5мм в одну
и в другую стороны. Снять показания вольтметра
V1 через каждые 0.5мм;
- измерения производить для всех заданных значений частот;
- по данным измерений построить семейство статических выходных характеристик датчика перемещений.
- Длину линейного участка выходных характеристик определить из условия, что максимальное отклонение
статической характеристики от прямой
линии не превышает 5 % от наибольшего значения
выходного напряжения.
- Для получения характеристики по п.2.4 изменять величину напряжения генератора
от нуля до номинального значения 9В
и снять показания вольтметра V2, включенного
на выходе датчика, для двух значений δ,
находящихся в пределах линейного участка
выходной характеристики датчика.
- Под модулем коэффициента передачи датчика перемещения понимают
отношение приращения величины выходного
сигнала (напряжения) к соответствующей
величине приращения входного сигнала
(перемещения) для выбранного участка
статической характеристики.
-
Для построения расчетной выходной
характеристики датчика использовать
параметры табл.1. Выходное напряжение
рассчитать по формуле
где E1 и E2 – ЭДС, наводимые
в соответствующих выходных обмотках;
g – удельная проводимость магнитного
поля рассеивания:
;
.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- В чем заключается принцип действия ДТП?
- Как зависит коэффициент передачи ДТП от величины и частоты питающего напряжения?
- Чем ограничивается частота напряжения, питающего ДТП?
- Чем ограничивается амплитуда напряжения,
питающего ДТП?
- Какое напряжение должно быть на выходе датчика перемещения при нулевом положении плунжера?
- Что ограничивает линейный участок характеристики датчика перемещения?
- Начертите приближенную картину силовых линий магнитного поля в ДТП.
- Какое схемное решение можно еще использовать, чтобы на основе ДТП получить реверсивный датчик перемещения с выходом переменного тока?
Литература: [2, c.4-11] .