Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:53, реферат
Семиотика находит свои объекты повсюду — в языке, математике, художественной литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений. Но везде ее непосредственным предметом является информационная система, т. е. система, несущая информацию, и элементарное ядро такой системы — знаковая система. Каковы бы ни были такие системы — действуют ли они в обществе, в природе или человеке (его организме, мышлении и психике), — они предмет семиотики.
Семиотика находит свои объекты повсюду — в языке, математике, художественной литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений. Но везде ее непосредственным предметом является информационная система, т. е. система, несущая информацию, и элементарное ядро такой системы — знаковая система. Каковы бы ни были такие системы — действуют ли они в обществе, в природе или человеке (его организме, мышлении и психике), — они предмет семиотики.
Естественно, что в силу этой особенности в семиотике кооперируются и сотрудничают ученые разных специальностей — лингвисты, историки литературы и искусства, культурологи, социологи, психиатры, математики
Человек получает информацию об окружающей действительности с
помощью различных знаковых систем: естественных, образных, языковых.
Одной из высших ступеней в иерархии знаковых систем на определенном уровне развития общества стали формальные знаковые системы, обладающие строгой логикой и жесткими правилами действий и обеспечивающие, таким образом, взаимодействие человека с вычислительной техникой.
Известно, что наукой о знаках и знаковых системах является семиотика, которая указывает общие подходы к анализу и построению
формальных языков. Рассматривая информатику как науку о формальных языках со свойствами конструктивности, предназначенных для описания
информационных процессов при моделировании на компьютере, мы пришли к необходимости включения базовых понятий семиотики в содержание обучения математическим основаниям информатики. На основе аналитического обзора научных публикаций по данной тематике
были выделены базовые понятия семиотики, аспекты их изучения и некоторые методологические основания семиотики, среди которых особое место занимают философские направления, математические основания и
психологические аспекты.
В широком смысле понятие "знаковая система" мы рассматриваем
как систему знаков, функционирующую как средство коммуникации, передачи и приема информации. Существует всего пять типов знаковых
систем: естественные, образные, языковые, письменные и формальные.
Учитывая, что базисным знаком формальных знаковых систем является символ (интерпретированный знак), мы ввели еще один тип знаковых систем - абстрактные, базисными знаками которых являются
неинтерпретированные знаки, т.е. знаки, обозначающие сами себя. В
абстрактных знаковых системах энергетический уровень базисного знака
доведен до минимального предела, а информационный - выступает поэтому в наиболее чистом виде. Мы полагаем, что именно в такой
последовательности знаковые системы появляются в онтогенетическом
развитии человечества и в филогенезе отдельного индивидуума, причем
абстрактные знаковые системы занимают последнее место в этом ряду. Мы также высказываем гипотезу, что данная последовательность знаковых систем сохраняется и при организации процесса обучения информатике.
При этом основными понятиями семиотики, которые необходимо
включать в содержание обучения математическим основаниям информатики, являются следующие понятия:
- Знак. Знаковая система. Знаковые ситуации. Треугольник
Фреге. Интерпретатор. Тетраэдр семиозиса;
- Семиотика: синтаксис, семантика, прагматика;
- Тип знаковой системы. Базисный знак;
- Письмо. Тип письма;
- Язык. Метаязык. Естественные и искусственные языки;
- Исчисление. Формальная система. Интерпретация.
Формальный язык;
- Абстракция. Конструктивный процесс. Конструктивный
объект.
Таким образом, мы приходим к необходимости придерживаться так называемого семиотического подхода к обучению информатике, который реализуется путем использования в познавательных целях специально создаваемых знаковых систем, а также в попытке рассмотрения исследуемых объектов в виде некоторых знаковых систем.
Семиотический подход на уроках обучения грамоте
Пример проведения урока:
Урок «Знаки на дорогах».
К уроку «Знаки на дорогах» я попросила детей нарисовать их путь «Дом – школа, школа - дом» . Рассказывая об этом на уроке, ученики использовали такие ориентиры как дepeво, киоск , мостик. Они, конечно, знали и о дорожных знаках, но не обращали на них внимания и не использовали их в своих рассказах.
Например: «Я вышел из домa и повернул направо, прошёл мимо киоска, у большого дерева перешёл улицу, прошёл через мостик, ещё немного прошёл и пришёл в школу».
Затем показываю дорожные знаки. Помогаю детям правильно прочитать их, объясняю их. Выясняем, зачем в этом месте стоит именно этот знак. Читаем знаки:
1. Пешеходная дорожка.
2. Пешеходный переход.
3. Осторожно - дети!
4. Велосипедная дорожка.
Для закрепления прошу ребят помочь Ане и Ване (персонажам из Азбуки) найти безопасную дорогу к школе. Они говорят уже следующее: «Аня и Ваня идут по пешеходной дорожке до знака «Осторожно - дети!», переходят дорогу по «зебре» и идут в школу».
Показываю детям изображение светофора. Дети читают его сигналы:
Красный - стой!
Жёлтый - жди!
Зелёный - иди!
Сообщаю ученикам, что на очень опасных участках дороги. Можно видеть регулировщика. Его жесты тоже надо уметь читать. Он управляет движением всех машин.
Такие условные знаки приняты во многих странах мира. В заключении следует отметить, что семиотический подход позволяет лучше осмыслить язык как знаковую систему, снять в обучении трудности, связанные с различием понятий «слово» и «предмет», «форма» и «содержание».
Литература:
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет специального образования
Кафедра Логопедии
Реферат по дисциплине
« Основы семиотики »
Тема: Семиотика и обучение
Выполнила: |
студентка 33 группы |
заочного отделения |
Василенко Т. М. |
Проверила: Дорошкевич О. О. |
Минск, 2013
Информация о работе Семиотический подход на уроках обучения грамоте