Семиотический подход на уроках обучения грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:53, реферат

Краткое описание

Семиотика находит свои объекты повсюду — в языке, математике, художественной литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений. Но везде ее непосредственным предметом является информационная система, т. е. система, несущая информацию, и элементарное ядро такой системы — знаковая система. Каковы бы ни были такие системы — действуют ли они в обществе, в природе или человеке (его организме, мышлении и психике), — они предмет семиотики.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО СЕМИОТИКЕ.docx

— 22.79 Кб (Скачать файл)

Семиотика находит свои объекты повсюду — в языке, математике, художественной литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений. Но везде ее непосредственным предметом является информационная система, т. е. система, несущая информацию, и элементарное ядро такой системы — знаковая система. Каковы бы ни были такие системы — действуют ли они в обществе, в природе или человеке (его организме, мышлении и психике), — они предмет семиотики.

Естественно, что в силу этой особенности в семиотике кооперируются и сотрудничают ученые разных специальностей — лингвисты, историки литературы и искусства, культурологи, социологи, психиатры, математики

Человек получает информацию об окружающей действительности с

помощью различных знаковых систем: естественных, образных, языковых.

Одной из высших ступеней в иерархии знаковых систем на определенном уровне  развития  общества  стали  формальные  знаковые  системы, обладающие  строгой  логикой  и  жесткими  правилами  действий  и обеспечивающие,  таким  образом,  взаимодействие  человека  с вычислительной техникой.

Известно,  что  наукой  о  знаках  и  знаковых  системах  является семиотика,  которая  указывает  общие  подходы  к  анализу  и  построению

формальных языков. Рассматривая информатику как науку о формальных языках  со  свойствами  конструктивности,  предназначенных  для  описания

информационных  процессов  при  моделировании  на  компьютере,  мы пришли  к  необходимости  включения  базовых  понятий  семиотики  в содержание  обучения  математическим  основаниям  информатики.  На основе  аналитического  обзора  научных  публикаций  по  данной  тематике

были  выделены  базовые  понятия  семиотики,  аспекты  их  изучения  и некоторые методологические основания семиотики, среди которых особое место  занимают  философские  направления,  математические  основания  и

психологические аспекты.

В  широком  смысле  понятие  "знаковая  система"  мы  рассматриваем

как  систему  знаков,  функционирующую  как  средство  коммуникации, передачи  и  приема  информации.  Существует  всего  пять  типов  знаковых

систем:  естественные,  образные,  языковые,  письменные  и  формальные.

Учитывая,  что  базисным  знаком  формальных  знаковых  систем  является символ  (интерпретированный  знак),  мы  ввели  еще  один  тип  знаковых систем  -  абстрактные,  базисными  знаками  которых  являются

неинтерпретированные  знаки,  т.е.  знаки,  обозначающие  сами  себя.  В

абстрактных  знаковых системах  энергетический  уровень  базисного  знака

доведен  до  минимального  предела,  а  информационный -  выступает поэтому  в  наиболее  чистом  виде.  Мы  полагаем,  что  именно  в  такой

последовательности  знаковые  системы  появляются  в  онтогенетическом

развитии  человечества  и  в  филогенезе  отдельного  индивидуума,  причем

абстрактные знаковые системы занимают последнее место в этом ряду. Мы также  высказываем  гипотезу,  что  данная  последовательность  знаковых систем сохраняется и при организации процесса обучения информатике.

При  этом  основными  понятиями  семиотики,  которые  необходимо

включать  в  содержание  обучения  математическим  основаниям информатики, являются следующие понятия:

-  Знак.  Знаковая  система.  Знаковые  ситуации.  Треугольник 

Фреге. Интерпретатор. Тетраэдр семиозиса;

-  Семиотика: синтаксис, семантика, прагматика;

-  Тип знаковой системы. Базисный знак;

-  Письмо. Тип письма;

-  Язык. Метаязык. Естественные  и искусственные языки;

-  Исчисление.  Формальная  система.  Интерпретация.

Формальный язык;

-  Абстракция.  Конструктивный  процесс.  Конструктивный 

объект.

Таким образом, мы приходим к необходимости придерживаться так называемого  семиотического подхода  к  обучению информатике,  который реализуется  путем  использования  в  познавательных  целях  специально создаваемых  знаковых  систем,  а  также  в  попытке  рассмотрения исследуемых объектов в виде некоторых знаковых систем.

Семиотический подход на уроках обучения грамоте

Пример проведения урока:

Урок «Знаки на дорогах».

К уроку «Знаки на дорогах» я попросила детей нарисовать их путь «Дом – школа,  школа - дом» . Рассказывая об этом на уроке, ученики использовали такие ориентиры как дepeво, киоск , мостик. Они, конечно,  знали и о дорожных знаках,  но не обращали на них внимания и не использовали их в своих рассказах.

Например:  «Я вышел из домa и повернул направо, прошёл мимо киоска,  у большого  дерева перешёл улицу, прошёл через мостик, ещё немного прошёл и пришёл в школу».

Затем показываю дорожные знаки. Помогаю детям правильно прочитать их, объясняю их. Выясняем, зачем в этом месте стоит именно этот знак. Читаем знаки:

1. Пешеходная дорожка.

2. Пешеходный переход.

3. Осторожно - дети!

4. Велосипедная дорожка.

Для закрепления прошу ребят помочь Ане и Ване (персонажам из Азбуки) найти безопасную дорогу к школе. Они говорят уже  следующее: «Аня и Ваня идут по пешеходной дорожке до знака «Осторожно - дети!», переходят дорогу по «зебре» и идут в школу».

Показываю детям  изображение светофора. Дети читают его сигналы:

   Красный - стой!

   Жёлтый - жди!

   Зелёный - иди!

                           

Сообщаю ученикам, что на очень опасных  участках  дороги. Можно  видеть регулировщика. Его жесты тоже надо уметь читать. Он управляет движением всех машин.

Такие условные знаки приняты во многих странах мира. В заключении следует отметить, что семиотический подход позволяет лучше осмыслить язык как знаковую систему, снять в обучении трудности, связанные с различием понятий «слово» и «предмет», «форма» и «содержание». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Соломоник А. Семиотика и  лингвистика. М.,1995.
  2. Энциклопедия « Википедия »,http://ru.wikipedia.org.
  3. Янушкин В.Б. Гипотезы о происхождении языка. М.,2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет специального образования

Кафедра Логопедии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

« Основы семиотики »

Тема: Семиотика и обучение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 33 группы

заочного отделения

Василенко Т. М.

Проверила:

Дорошкевич О. О.


 

 

 

Минск, 2013


Информация о работе Семиотический подход на уроках обучения грамоте