Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:53, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении международного опыта таможенных органов в части экономической эффективности их деятельности на примере Республики Беларусь и возможностью внедрения данного опыта Российской Федерацией.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
- усовершенствовать понятийный аппарат, связанный с темой и целью исследования;
- изучить мероприятия, проводимые таможенными органами Республики Беларусь;
Введение
5
1 Теоретические основы эффективности таможенных органов
6
1.1 Понятие социально-экономической эффективности
6
1.2 Подходы и система показателей, используемых для оценки социально-экономической эффективности таможенных органов
8
1.3 Методика оценки экономической эффективности деятельности таможенных органов
12
2 Опыт таможенных органов Республики Беларусь в части экономической эффективности их деятельности
19
2.1 Таможенные органы Республики Беларусь: задачи и функции
19
2.2 Анализ экономической эффективности деятельности ГТК Республики Беларусь
24
3 Актуальность внедрения опыта таможенных органов Республики Беларусь таможенными органами Российской федерации
40
Заключение
43
Библиографический список
Конкурсная комиссия по формированию резерва руководящих кадров ГТК, начальники самостоятельных подразделений Комитета и начальники таможен обеспечивают:
Целям улучшения подбора, расстановки кадров, повышения их деловой квалификации, качества и эффективности труда служит аттестация руководителей и сотрудников таможенных органов. Она способствует совершенствованию системы управления, правильной оценке деловых качеств сотрудника, формированию резерва на выдвижение, оценке необходимости и целесообразности подготовки и повышения квалификации, на основании чего принимаются соответствующие решения.
Для ГТК характерны высокая степень стабильности, последовательности перемещения по службе и преемственности при формировании резерва руководящих кадров. Подбор и расстановка руководящих кадров позволяет руководству ГТК адекватно реагировать на складывающуюся кадровую ситуацию в условиях изменяющейся оперативной обстановки на государственной границе, осуществлять, при необходимости, ротацию кадров и их выдвижение на должности более высокого уровня. Задача обучения резерва кадров таможенных органов решается по нескольким направлениям: направление должностных лиц для обучения в Российскую таможенную академию, получение новой квалификации в Академии управления при Президенте Республики Беларусь и Институте национальной безопасности, повышение квалификации и прохождение стажировок.17
Применяемые в ГТК подходы к формированию резерва в целом отвечают требованиям Главы государства и направлены на укрепление уровня управленческого потенциала таможенных органов в интересах повышения эффективности государственного управления.
С удовлетворением можно констатировать повышение доверия населения к таможенным органам. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты анкетирования, проведенного в марте 2009 года во всех таможнях. Участие в нем приняли около 2 тыс. граждан, пересекавших границу, и приблизительно столько же представителей субъектов хозяйствования. Более 70 % респондентов оценивают действия должностных лиц таможни как профессиональные, 95 % опрошенных удовлетворены сроками оформления в пунктах таможенного оформления, 94 % – возможностью оперативно получить необходимую информацию. По результатам 2007 года 45 % респондентов оценивали действия таможенных органов как профессиональные.
Таким образом,
подводя промежуточные итоги
мероприятий, проведённых с целью
повышение экономической
- время
таможенного оформления, за счёт
программы электронного
- за счёт
внедрения СУР снизилось
- пропускная способность пунктов пропуска возросла на 155 %;
- повысилось
доверие к работникам
Критерий 3. «Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен».
Исходя из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что за последние четыре анализируемых года коэффициент эффективности заметно возрос с 5,94 в 2006 году до 7,93 в 2009 году. Это может говорить о том, что, несмотря на сжижение количества сотрудников, работа идет эффективно. Таким образом, можно предположить, что уменьшение штата сотрудников было обоснованно и привело к улучшению работы и повышению показателей
Таблица 2 – Эффективность деятельности правоохранительного блока таможенных органов Республики Беларусь18
Период |
Кол-во сотрудников |
Кол-во дел |
Наложено санкций, млн. руб.РБ |
Загруженность, на 1 работника |
Коэффициент эффективности |
2006 |
120 |
8630 |
426,9 |
71,9 |
5,94 |
2007 |
120 |
8790 |
538,7 |
73,2 |
7,35 |
2008 |
100 |
8160 |
524,5 |
81,6 |
6,43 |
2009 |
100 |
8750 |
693,7 |
87,5 |
7,93 |
Проводя анализ экономической эффективности таможенных органов Республики Беларусь, в данной работы выявлено, что экономическая эффективность таможенных органов Беларуси довольно высока. Высокий экономический эффект связан с внедрением новых технологий в таможенной производство, сокращением издержек, повышение уровня квалификаций кадров таможенных органов.
Анализируя проекты, разработанные Правительством Республики Беларусь и успешно реализованный Государственным Таможенным Комитетом Республики Беларусь, можно сделать вывод, что основной аспект в реформировании таможенной системе сделан на внедрению электронных технологий и улучшению управленческой деятельности. Электронное декларирование и переписка существенно снизило временные и денежные затраты на таможенное оформление и подняло таможенную систему Республики Беларусь на значительно новый уровень. Повышение квалификаций работников таможенной службы, сужение управленческого аппарата повысило доверие к данной профессии среди населения. Данные меры повышают не только авторитет таможенных органов Беларуси, но и авторитет Республики Беларусь в мире.
3 АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ОПЫТА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная таможенная служба РФ строит свою систему взаимодействия бизнеса и таможни при организации таможенного оформления и таможенного контроля следующим образом.
Концепция ФТС РФ по работе с участниками ВЭД строится по факту прибытия товара в пункт пропуска на государственную границу РФ или на соответствующий внутренний склад временного хранения, в зону деятельности той или иной таможни19.
Таким образом, схема организации таможенного оформления и таможенного контроля в РФ в схематичном варианте строится по принципу: "Товар - документы на него - ответственное лицо за документы и за товар - контроль определенной таможни". Все технологии оформления товара, в том числе "с использованием компьютерной обработки информации", являются цепью взаимосвязанных и взаимообусловленных процедур, не стыкующихся друг с другом, а зачастую и противоречащих друг другу, как по времени, так и по месту их производства. Процесс оформления разорван на части, а сами части ориентированы на результаты фактического контроля, то есть визуального досмотра. В свою очередь, групповое принятие решения при документальном контроле, идентификационный досмотр, непосредственное участие в процессе оформления многих около таможенных структур приводит к деградации таможенного оформления и таможенного контроля и фактической бесконтрольности. Очень важное значение в процессах таможенного оформления и таможенного контроля в РФ имеет так называемый "человеческий фактор", так как процедуры запутанны и нечеткие, правила устарели, или вообще отсутствуют, то зачастую необходима именно логика человека, что бы принять решение.20
И самый главный аспект возможной, коренной модернизации таможенного делопроизводства, это моральный. Таможенникам не будет возможно и нужно от кого-то чего-то требовать в виде денежного вознаграждения. Разве что от компьютера, который и будет принимать решения по 98% операций надлежащего оформления таможенной декларации участниками ВЭД.
То есть, в РФ на данный момент существует необходимость в модернизации всего процесса таможенного оформления в пользу его полной автоматизации. Внедрение и модернизация автоматизированной системы позволит снизить временные и денежные затраты участников ВЭД и таможенных органов, позволит повысить пропускную способность таможенных постов, усилить борьбу с коррупцией и контрабандой.
Автоматизированная система должна включать в себя:
Так же, она позволит сократить количество персонала, что положительным образом скажется на снижение финансирования таможенных органов государством, повышении квалификации работников, повышением их оплаты труда и облегчением работы административного аппарата таможенных органов РФ.
Меры, которые повысят экономическую эффективность таможенных органов РФ:
- отказ от бумажного документооборота в пользу электронного, введение повсеместного принципа электронной декларации на всех структурных объектах ФТС РФ;
- внедрение и разработка системы управления рисками, обязательное применение данной системы каждым должностным лицо таможенной службы;
- ежегодная аттестация и повышение квалификаций работников таможенных органов с целью создания оперативного, творческого и неподкупного персонала таможенной службы РФ.
Таким образом можно сделать выводы, что внедрение автоматизированной системы:
Можно сделать вывод, что Центральный вычислительный комплекс позволяет существенно сократить время проведения таможенных процедур, обеспечить своевременное получение информации и, в целом, повысить качество предоставления услуг таможенными органами и эффективность деятельности таможенных органов.21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания курсовой работы, автором сделаны следующие выводы:
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК