Анализ влияния различных факторов на формирование ввозных цен на (кофе)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 19:51, реферат

Краткое описание

В международном экономическом и статистическом анализе принято выделять две основные группы мировых цен: на продукцию обрабатывающей промышленности и на сырье.
Мировые цены продукции обрабатывающей промышленности. В качестве мировых цен продукции обрабатывающей промышленности, как правило, выступают экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции. Базой импортных цен являются цены, что формируются этими компаниями на внутреннем рынке.

Содержание

Глава 1.Теоретические аспекты формирования мировых цен при торговле товарами
1.1 Особенности формирования мировых цен
1.2 Основы формирования мировой стоимости
1.3 Мировая цена и факторы, влияющие на ее формирование
1.4 Ценообразование на различных типах мировых рынков
Глава 2.Анализ влияния различных факторов на формирование ввозных цен на (кофе)
2.1 Динамика изменения цен и объемов поставляемого в Россию кофе (2010-2015 гг.)
2.2 Рекомендации по политике ценообразования кофе на примере «Neskafe Gold» для РФ
2.3 Анализ рынка кофе в России в 2009-2013 гг, прогноз на 2014-2018 гг

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 423.55 Кб (Скачать файл)

     В послевоенный  период на Западе было проведено  немало исследований, имевших целью  статистическую проверку обоих  вариантов концепции "сравнительного  преимущества". Результаты подобных  работ были достаточно противоречивы, что впрочем, часто объяснялось  чрезмерной абстрактностью обоих  вариантов данной концепции, недостаточным  учетом

многих факторов международной торговли.

     В последние десятилетия в число "неучтенных" факторов попала все более возрастающая роль в мировой торговле крупных компаний, особенно транснациональных (ТНК). Новая роль подобных компаний не могла не привести к возникновению новых серьезных особенностей в формировании этой торговли и ее ценообразования. В свою очередь, это обусловило появление новых подходов в трактовке проблем международной торговли в западной экономической теории.

     Были разработаны теоретические положения с целью анализа внешней торговли не с позиции постулатов "сравнительных преимуществ", а с позиции поведения ТНК. Суть нового подхода выразили американские экономисты С. выработок и К. Симмондс: "Неспособность традиционной теории объяснить и предсказать растущую важность интернационализации производства частично объясняется неправильной постановкой вопроса. Теория торговли задает вопрос: Почему нации торгуют? Это некорректный вопрос. Бизнесмены торгуют и во все больших количествах перевозят товары между странами, при этом товары часто не оставляют границ одной фирмы. Вопрос нужно поставить так: Почему товары и услуги передаются между нациями? ... При ответе нам становится ясно, что единица, принимающего решение - это коммерческое предприятие, а не нация ".

     В обосновании новейших концепций внешнеторговой политики, пытаются объединить некоторые положения теории "сравнительных преимуществ" с внешнеторговой стратегией крупных фирм, большую популярность получили работы американского экономиста М. Портера. Особенностью этих работ выступает их прагматический характер, опора на исследования материалов по внешней торговле значительного числа стран. Решающий вывод, сделанный Портером, внешне носит достаточно тривиальный характер - международная конкурентоспособность страны определяется прежде комплексными конкурентными преимуществами ведущих фирм. Новизна же исследований Портера - в выявлении решающих условий, формирующих подобные конкурентные преимущества.

     По Портером, соответствующие условия включают в себя размеры и потребности внутреннего рынка, наличие в стране необходимых факторов производства, уровень и эффективность производственной и общеэкономической инфраструктуры, развитие конкурентной среды, особенно конкуренции между крупными фирмами, а также способность фирм не только быстро использовать имеющиеся благоприятные условия, но и успешно преодолевать их. Так, в ходе производственной деятельности признается возможным преодолевать ограниченность тех или иных факторов производства (например, дефицит рабочей силы - ускоренным повышением производительности труда; брак земельного пространства - более компактным размещением производства, миниатюризацией изделий и др..).

     Наличие подобных конкурентных преимуществ в тех или иных фирм - по Портером - заставляет последние в условиях узости внутреннего рынка и острой конкуренции искать внешние рынки. Фирма начинает ориентироваться на глобализацию своей деятельности, распространяется на ту или иную отрасль в масштабе всего мирового хозяйства. Поскольку основным субъектом интернационализации производства являются ТНК, то они выступают и основной силой в международной конкурентной борьбе. Специфика этой борьбы зависит прежде всего от особенностей их внутрикорпоративной деятельности. Типичной для последнего является ситуация, когда в середине гигантских международных концернов происходит конкуренция между их внутренними филиалами, дополняется борьбой на мировых рынках с филиалами других концернов. Осуществляя отдельно свою производственную деятельность, т.е. обладая значительной автономией в производственной сфере, филиалы международных концернов сочетаются общим финансовым управлением.

     В результате интернационализации производства в середине гигантских ТНК (таким образом в зарубежных филиалах американских промышленных компаний в 1985 г. изготовлено и реализовано продукции на сумму 252 млрд долл., а прямой экспорт из США составил 213 млрд долл.) объем зарубежного производства почти в три раза превышает объем экспорта, что приводит к все большей замены внешнеторгового обмена международным производством .

     В международной конкурентной борьбе между гигантскими монополистическими объединениями в последние 10-15 лет наблюдается действие противоречивых тенденций: с одной стороны, усиление этой борьбы, с другой - переплет интересов большинства ТНК, рост кооперации между ними.

     Кроме перечисленных, в рамках мирового хозяйства действуют и другие экономические законы и закономерности, прежде всего те, которые функционируют в каждой национальной государстве с развитыми товарно-денежными отношениями.[2]

 

 

 

 

1.3 Мировая цена и факторы, влияющие на ее формирование

 

     Мировой рынок представляет собой сложную систему, включающую различные отраслевые рынки товаров, имеющие свои особенности. Специфические условия каждого рынка обуславливают то  многообразие факторов, которые влияют на ценообразование, динамику и уровень мировых цен. На внутреннем рынке, при всем многообразии цен их можно классифицировать по определенным признакам. По признаку зависимости от сферы товарного обращения различают оптовые  цены  на промышленную  продукцию;  цены  на строительные работы; закупочные цены на сельскохозяйственную  продукцию;  тарифы  грузового  и  пассажирского транспорта; розничные цены; тарифы на услуги населению; цены внешней торговли.

     Важное значение в практической деятельности имеют другие способы классификации цен: по территориальному признаку (ножные и зональные); по степени государственного регулирования (свободные, регулируемые и фиксированные); по степени новизны товара. Для того, чтобы завоевать рынок новый товар может продаваться по сравнительно низкой цене • целью стимулирования спроса. Иногда на новые товары в начале устанавливают завышенные цены и по мере насыщения рынка цену снижают.

     Как правило, престижная цена устанавливается на товар известной фирмы, выпускающей товар высокого качества. Долговременная цена остается неизменной в течение длительного периода и характерна для товаров повседневного спроса. Гибкие цены применяются при продаже товаров промышленного назначения, так на лизинговых рынках машин и оборудования цена каждой сделки индивидуальна. Все перечисленные классификации внутренних цен служат основой для формирования мировых цен.

     На мировом рынке происходит сравнение национальных цен и мировая цена складывается под влиянием тех национальных цен, в основе которых лежат среднемировые общественно необходимые в мировом масштабе издержки производства. Наиболее общим выражением цены, используемой в международных сделках, служит понятие "мировая цена". Мировая цена - это цена крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых в центрах мировой торговли на условиях наличного платежа в свободно конвертируемой валюте. Что касается мировых цен на конкретные товары, то они определяются, как правило, по цене их основных производителей, а также импортными ценами западно­европейских рынков и котировками крупнейших бирж. Характерной чертой современного мирового рынка является широкий спектр цен на одни и те же товары.

     Выделяют несколько видов мировых цен: цены по торговым сделкам с платежом в свободно конвертируемой валюте; цены по торговым сделкам с платежом в неконвертируемой валюте; цены по клиринговым соглашениям; цены по неторговым операциям; трансфертные цены. В основе мировых цен лежат интернациональные издержки производства, которые приближены к среднемировым затратам ресурсов на производство конкретного вида товара. Интернациональные издержки производства формируются под влиянием стран — главных поставщиков этого вида товара на мировой рынок. Определяющее влияние на уровень мировых цен оказывает соотношение спроса и предложения. Процесс ценообразования на мировом рынке происходит в условиях жесткой конку­рентной борьбы.

     На мировом рынке на формирование цены оказывают влияние различные ценообразующие факторы, которые условно можно разделить на пять групп. К общеэкономическим факторам, действующим независимо от вида товара и условий его производства, относят: экономический цикл, состояние совокупного спроса и предложения, инфляцию. К конкретно экономическим факторам можно отнести: издержки, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос с учетом взаимо­заменяемости товаров, потребительские свойства: качество, надежность, дизайн, престижность. Специфические факторы действуют только в отношении некоторых товаров и услуг: сезонность, комплектность, эксплуатационные расходы, условия сервиса. Специальные факторы связаны с действием особых экономических механизмов: государственное регулирование, валютный курс.

     В современных условиях одним из факторов, оказывающих существенное влияние на уровень мировых цен, является научно-технический прогресс. НТП способствует росту производительности труда и эффективности производства, что приводит к снижению себестоимости. Одновременно улучшение потребительских свойств промышленных изделий ведет к дополнительным затратам и увеличению их стоимости. Таким образом, НТП приводит к относительному удешевлению промышленной продукции в расчете на единицу полезного эффекта при увеличении ее абсолютной стоимости.

 

     По прежнему значительную роль в формировании мировых цен играет государство. Используя тарифные (таможенные тарифы) и нетарифные (квоты, лицензии, технические стандарты) методы, а также субсидирование экспорта, демпинг, торговые "войны", государство может существенно повлиять на цены мирового рынка. В особую категорию следует выделить психологический фактор, когда в ожидании какого-либо события (войны, землетрясения, валютного кризиса) цены начинают резко расти. [3]

 

 

 

1.4 Ценообразование на  различных типах мировых рынков

 

     В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают четыре типа рынков:

рынок совершенной (чистой) конкуренции;

рынок чистой монополии;

рынок монополистической конкуренции;

рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия.

     Прежде всего, эти рынки отличаются друг от друга количеством субъектов торговли. Последнее очень сильно влияет на механизм ценообразования.

     Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т. е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дискаунту), который не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспортера - в возрастающих объемах поставок.

     Замечено, что на рынке совершенной конкуренции поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители - на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.

     На практике к данному типу рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т. ч. продовольствием и т. д.

     Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного-единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.

     Монополист в силу самой природы данного рынка стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило, не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Зто и естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие "ценовая дискриминация", означающая, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.

     В мировой практике в настоящее время чистых монополистов сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом космическом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммерческие запуски (СССР все-таки по не вполне понятным причинам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания Де Бирс на рынке алмазов.

Информация о работе Анализ влияния различных факторов на формирование ввозных цен на (кофе)