Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 11:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование динамики экспорта природного газа за 2010-2013гг. и его прогноз.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
определить значение экспорта природного газа для экономики России;
изучить методологию статистического учета экспорта природного газа;
Введение…………………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Роль экспорта природного газа в России………………………..… 5
1.1. Экспорт природного газа и его значение для экономики России 5
1.2. Методология статистического учета экспорта природного газа. 8
1.3. Методы анализа и прогноза экспорта природного газа……....... 11
Глава 2. Анализ и прогноз экспорта природного газа за 2010-2013 гг........ 15
2.1. Анализ динамики экспорта природного газа………………….... 15
2.2. Прогнозирование экспорта природного газа…………………… 20
Глава 3. Проблемы статистического учета экспорта природного газа в Россию……………………………………………………………………….... 24
3.1.Проблемы экспорта природного газаи пути их решения ……… 24
3.2.Перспективы экспорта природного газа………….…………........ 27
Заключение…………………………………………………………………..... 32
Список использованных источников………………………………………... 34
Автотранспорт, работающий на природном газе, выбрасывает в атмосферу в среднем в 5 раз меньше вредных веществ, чем автотранспорт, работающий на бензине (например, выбросы CO2 снижаются на 25%, а выбросы угарного газа — на 80%). В крупных городах, где доля транспортных средств среди всех источников загрязнения атмосферы может достигать 90%, переход на газомоторное топливо поможет снизить нагрузку на окружающую среду и, как следствие, на здоровье людей.
В качестве моторного топлива используется природный газ двух видов: компримированный (КПГ) и сжиженный (СПГ).
Целевые сегменты рынка:
Преимуществами газомоторного топлива являются:20
Приоритетными направлениями развития рынка газомоторного топлива России являются:
1)Создание инфраструктуры для развития рынка газомоторного топлива России: строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), криогенных автозаправочных станций, комплексов сжижения природного газа и прочих необходимых инфраструктурных объектов.
Инвестиционная программа ООО «Газпром газомоторное топливо» на 2013–2014 гг., составляет 13,8 млрд рублей. Ее основной приоритет — строительство объектов газомоторной инфраструктуры в более чем 30 субъектах Российской Федерации. Кроме этого, «Газпром» сотрудничает с нефтяными компаниями по вопросу размещения блоков заправки компримированным природным газом на действующих автозаправочных станциях.
2)Консолидация инвестиционных ресурсов для развития инфраструктуры рынка газомоторного топлива России.
3)Оптимизация законодательства в области газомоторного рынка и создание эффективных механизмов государственного регулирования отрасли.Перевод на газомоторное топливо потребителей в сегменте общественного, специализированного и городского грузового транспорта планируется осуществить в тесном сотрудничестве с регионами. Соглашения о расширении использования метана в качестве моторного топлива подписаны с Москвой, Санкт-Петербургом, Татарстаном, Ленинградской, Владимирской, Оренбургской и Ростовской областями, а также с Краснодарским краем.
4)Расширение ассортимента автотехники и оборудования на природном газе. «Газпром» сотрудничает с крупнейшими производителями и дистрибьюторами автомобильной техники: ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «Кировский завод», ООО «ВОЛГАБАС», ООО «Группа ГАЗ», ООО «ИвекоРуссия», ООО «МАН Трак энд Бас РУС» и ООО «СТОРК». Также подписан Меморандум с ОАО «Российские железные дороги» о сотрудничестве в области использования газомоторного топлива.
Расширение использования природного газа как топлива для автомобильного и водного транспорта стало новым направлением работы «Газпрома» на европейском рынке.21
Вводимые ограничения выбросов в акватории Балтийского и Северного морей, а также требуемые стандарты к автомобильному транспорту «Евро-6» позволяют прогнозировать высокий спрос в Европе на природный газ в качестве моторного топлива. В планы «Газпрома» входит создание инфраструктуры по производству, транспортировке и распределению СПГ и КПГ как моторного топлива.
«Газпром» представлен на европейском рынке (по состоянию на 2012 г. — на рынках Германии, Чехии, Словакии) через свои дочерние компании GazpromGermaniaGmbH и Vemex. В 2012 г. количество АГНКС дочерних обществ Группы «Газпром» в этих странах увеличилось с 4 до 12, а к 2015 г. планируется довести их число до 30.
Компании Группы «Газпром» рассматривают возможности реализации проектов в сегменте газомоторного топлива и на рынках за пределами Европы. Так, в 2012 г. компания Gazprom EP International B.V. провела переговоры с компанией Petrovietnam в отношении возможной реализации проекта производства и использования КПГ на территории Вьетнама.
В сентябре 2013 г. заместитель Председателя Правления ОАО «Газпром» Александр Медведев и управляющий директор государственной компании LNG Croatiad.o.o. МладенАнтунович подписали Дорожную карту по реализации проектов на территории Республики Хорватии, направленных на использование природного газа как моторного топлива. Документ определяет план приоритетных мероприятий по сотрудничеству «Газпрома» с транспортными компаниями и логистическими операторами Хорватии в рамках реализации пилотных проектов по газификации муниципальных автобусных парков на территории республики.
Так же необходимо отметить ситуацию экспорта природного газа в Китай. «Газпром» ведет переговоры о поставках газа в Китай около 10 лет. В прошлом году стороны договорились о заключении 30-летнего контракта на поставку до 38 млрд куб. м газа в год по восточному маршруту, через Благовещенск. Подписать контракт планировалось до конца 2013 г., затем в конце января. Но стороны так и не смогли договориться о цене. Ожидается, что контракт будет подписан во время майского визита Владимира Путина в Китай. Для этого понадобится ещё проложить газопровод — это планируется сделать к 2019-2020 годам. Экспорт в Азию может в ближайшие 20 лет подняться примерно до европейского уровня: к 2020 году до 34 миллиардов кубометров (в том числе 29 миллиардов кубов сжиженного топлива), а к 2035-му — и до 117 миллиардов кубов (из которых 79 миллиардов составит СПГ). В 2013 году с газпромовского комплекса «Сахалин-2» в Азию экспортировали 15 миллиардов кубометров СПГ.
Одним изрешением избавиться от зависимости экспорта природного газа через Украину в Европу является создание Южного потока. Так вот «Южный поток» создаётся для диверсификации поставок российского природного газа в Европу и снижения зависимости поставщиков и покупателей от стран-транзитёров, в частности от Украины и Турции. «Южный поток» считается конкурентным проектом планируемого газопровода «Набукко», который должен пройти прямо в Европу южнее России и который поддерживают Евросоюз и США. Существует мнение, что появление проекта «Южный поток» связано со сложностями в реализации продолжения газопровода «Голубой поток» через Босфор на Балканы. Ожидаемая доля в российских поставках газа в Европу будет составлять 35%.Первые поставки газа запланированы на конец 2015 года.
Заключение
Газовая отрасль играет стратегическую роль в экономике России. На долю газа приходится около половины общего объема производства и внутреннего потребления энергетических ресурсов. В настоящее время в Российской Федерации доля газа в топливном балансе составляет 62%, а в европейской части – 86%. Отрасль обеспечивает порядка 10%национального ВВП, до 25% доходов государственного бюджета страны. Экспорт природного газа приносит России около 15% валютной выручки.
Россия на сегодняшний день находится на первом месте в мире по доказанным запасам газа. Свыше 70% добычи газа в стране обеспечивает ОАО «Газпром» и его дочерние общества.
В соответствии с Приказом ФТС России и Минэнерго России от 19 июля 2011 г. N 1487/292 «Об утверждении перечня технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение природного газа, ввозимого в Российскую Федерацию и вывозимого из Российской Федерации трубопроводным транспортом, расположенных в Российской Федерации» в обусловленных местах устанавливаются приборы учета, фиксирующие перемещение природного газа.
На современном этапе развития мирового хозяйства экономическое положение любого государства определяется такими важными факторами как внутренние ресурсы страны и степень ее интеграции в мирохозяйственную систему. Рынки стран Европы объективно являются одним из важнейших традиционных направлений газового экспорта России.
Об экспортных мощностях природного газа России свидетельствуют газотранспортные системы.
В 2013 году, по сравнению с 2012 годом, поставки природного газа, как страны дальнего зарубежья, так и в страны ближнего зарубежья,сократились. Это связано с падением спроса на газ.Спрос на газ падает из-за экономических проблем в Европе и роста спроса на уголь.
В 2014 положение может стать еще более сложным, так как на внутреннем рынке усиливается конкуренция со стороны Новатэк и других независимых компаний, а потребители из Европы могут предпочесть поставки газа из Катара. Кроме того, на европейский рынок может выйти и Иран — ведется строительство газопровода, который соединит Исламскую республику, Ирак и Сирию. Но, несмотря на то, что сегодня в Европе наблюдается кратковременный избыток газа, природный газ будет играть все более важную роль в структуре энергетики Европы.
Необходимо также подчеркнуть развитие нового газомоторного топлива, который в перспективе должен также стать еще одной опорой в системе экспорта из РФ.
Список использованных источников:
1.«Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010);
2.Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525 (ред. от 19.03.2013) «О Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза»;
3.Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
4.Приказ ФТС РФ №160
от 30.01.12 «Об особенностях
5. Приказ ФТС России N 1487,
Минэнерго России N 292 от 19.07.2011 (ред.
от 25.09.2012) "Об утверждении перечня
технологически обусловленных
6. Аленин В. В., Гриценко А. И., Крылов Н. А., Ступаков В. П. Нефть и газ России в XXI в.: прогноз добычи и развития сырьевой базы // МРР. 2001. № 3. С. 10–19.
7.Ананенков А. Г. Сырьевая база // Экономика и ТЭК сегодня. 2006. № 1. С. 13–16.
8. Волконский А. А. Использование попутного газа нефтяного газа // ЭКО. 2009. № 10. С. 130–133.
9.Зубченко Л. Иностранные инвестиции. М.: Изд-во Книгодел, 2008.
10.КатинкаБарыщ. Сланцевый газ и энергобезопасность Евросоюза // Нефтегазовая вертикаль. 2010. № 18. С. 1–20
11. Кузнецов А. М., Савельев В. И., Бахтизина Н. В. Мировой рынок природного газа: современные тенденции и перспективы развития: Научные школы МГИМО. М., 2010.
12. Мировая экономика: Учебник / Л.С. Падалкина, В.В. Клочков, С.В. Тарасова; под ред. И.П. Николаевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.
13. Петерсен А., Катинка Б. Россия, Китай и энергетическая геополитика в Центральной Азии: Центр Европейских реформ. М., 2012.
14. Спартак А. Н. Проблемы развития экспорта и формирования международной специализации России в переходный период. Внешнеэкономический комплекс России. М.: ВНИКИ, 2002. 198 с.
15.Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010г.
16.Язев В. Новые ориентиры в госрегулировании развития топливно-энергетического комплекса // Российский экономический журнал. 2004. № 2. С. 1–30.
17.Россия в цифрах: Статистический сборник – М.: Статистика России,2013.
18. Данные ФТС РФ и Росстата без учета взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан / 2013.URL:www.customs.ru
19.Статья "Старт строительству "Южного потока": кому нужен газ» / 2014.URL:www. http://lenta.ru/
20. Статья «Газ как топливо» / 2014.URL:www. http:// pro-gas.ru.
21. Статья «Северный поток» и «Южный поток» укрепляют связи между Россией и Европой 2014.URL:www. http:// gazprom.ru/
1Материалы сайта http://gazprom.ru
2Там же
3Материалы сайта http://lenta.ru
4 Материалы сайта http://www.gazprom.ru
5Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010г.
6«Таможенный кодекс Таможенного союза»
7Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
8 Там же
9Приказ ФТС РФ №160 от 30.01.12 «Об особенностях осуществления таможенного контроля природного газа, перемещаемого через таможенную границу таможенного союза трубопроводным транспортом»
10Источник: данные ФТС РФ и Росстата, без учета взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан
11Источник: данные ФТС РФ и Росстата, без учета взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан
12 Материалы сайта www.pro-gas.ru
13 Русская служба // Старт строительству "Южного потока": кому нужен газ
14 Материалы сайта www.pro-gas.ru
15 Материалы сайта http://www.gazprom.ru
16 Материалы сайта www.pro-gas.ru
17Статья «Северный поток» и «Южный поток» укрепляют связи между Россией и Европой 2014.URL:www. http:// gazprom.ru/
18 Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010г.
19Статья «Северный поток» и «Южный поток» укрепляют связи между Россией и Европой 2014.URL:www. http:// gazprom.ru/
20Статья «Газ как топливо» / 2014.URL:www. http:// pro-gas.ru.
21Статья «Газ как топливо» / 2014.URL:www. http:// pro-gas.ru.
Информация о работе Анализ динамики и прогнозирование экспорта природного газа