Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:16, доклад
В настоящее время таможенный тариф является основным регулятором ввоза и вывоза товаров в системе государственного тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, при этом таможенные пошлины одновременно являются важным источником пополнения доходов федерального бюджета страны.
Данная таблица подтверждает, что на товары, производство которых развито в нашей стране, установлены довольно высокие ставки. Следовательно, эти ставки не несут какой-либо протекционистской нагрузки, а выполняют главным образом фискальные функции.
Именно товары, пользующиеся особым, широким спросом, в большинстве случаев не изменяющимся при изменении цены, облагаются высокими фискальными пошлинами в размере от 20 до 100 %. Такие товары представлены в Таможенном Тарифе группами «Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус», «Табак и промышленные заменители табака», «Взрывчатые вещества; пиротехнические изделия; спички; пирофорные сплавы; некоторые горючие вещества», «Жемчуг природный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них, монеты», «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности».
Таблица 2.4 Реализация функций таможенных пошлин по разделам таможенного тарифа
Функция |
Группа товаров |
Размер ставки |
Защитная |
1603, 1604, 1605 |
15 % |
1701 |
140-340 долл. США за 1000 кг | |
1702 |
0,23 евро за 1 кг | |
1806 |
0,6 евро за 1 кг | |
1901, 1903, 1904 |
15 % | |
2003, 2005, 2006 |
15 % | |
2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106 |
15 % | |
2201, 2202 |
15 %, но не < 0,07 евро за 1 л | |
2203 |
0,6 евро за 1 л | |
2204, 2205, 2206 |
20 % | |
2207 |
100 %, но не < 2 евро за 1 л | |
2208 |
2 евро за 1 л | |
2208 90 910 0, 2208 90 990 0 |
4 евро за 1 л | |
2209 |
15 % | |
2309 |
20 %, но не < 0,16 евро за 1 кг | |
2403 |
20% | |
7101-7118 |
20 % | |
Регулирующая |
1602 10 001 0 |
5 % |
1702, 1703 |
5 % | |
1801 |
0 % | |
1802-1806 |
5 % | |
1901 10 000 0 |
5 % | |
2005 10 001 0 |
5 % | |
2009 |
5 % | |
2301, 2304 |
0 % | |
2302-2308 |
5 % | |
2401 |
5 % | |
7102 31 000 0 |
0 % | |
Фискальная |
1601 |
20 %, но не < 0,4 евро за 1 кг |
1604 |
20 %, но не < 22 евро за 1 кг | |
1605 |
20 %, но не < 3,5 евро за 1 кг | |
1704 |
20 %, но не < 1,2 евро за 1 кг | |
1902 |
15 %, но не < 0,06 евро за 1 кг | |
1905 |
15 %, но не < 0,15 евро за 1 кг | |
2001, 2002 |
15 %, но не < 0,075 евро за 1 кг | |
2207 |
100 %, но не < 2 евро за 1 л | |
2309 |
20 %, но не < 0,16 евро за 1 кг | |
2402 |
30 %, но не < 3 евро за 1000 шт. | |
7101-7118 |
20 % | |
7117 |
20 %, но не < 4 евро за 1 кг |
По рассмотренным разделам функции таможенных пошлин реализуются в полной мере. Защищается национальная готовая пищевая продукция 15 % ставками и комбинированными ставками для взимания больших сумм в бюджет. Защищаются российские производители алкогольной и табачной продукции высокими ставками таможенных пошлин. В то же время стимулируется ввоз продукции для детского питания, сырьевые товары и полуфабрикаты, на которые ставки снижены до 5 % и 0 %. Многие ставки выполняют одновременно защитную и фискальную функции, что позволяет в полной мере реализовывать основные цели пошлин
Итак, после проведенного
анализа ставок действующего тарифа
можно сделать вывод о том,
что все виды ставок таможенной пошлины
выполняют фискальную функцию, то есть
пополнение бюджета РФ. Также некоторые
ставки выполняют защитную функцию,
то есть защищают отечественных
В ЕТТ установлена новая
принципиально отличительная
Вводимая странами Таможенного
союза аналогичная льгота очень
важна для бизнес-сообщества. Ее
значимость состоит в том, что
она предоставляется в
Перечислим условия применения данной льготы:
- льгота в отношении
сырья или материалов
- инвестиционный проект, в рамках которого ввозятся товары, включен в перечень, составляемый Комиссией ТС;
- товары, ввезенные на
территорию Таможенного союза
с тарифной льготой,
К сожалению, данная льгота не может применяться компаниями на практике ввиду неразрешенности ряда принципиальных вопросов, связанных с порядком ее предоставления. К ним относятся:
- определение группы
- определение порядка обращения компаний, претендующих на включение инвестиционного проекта в перечень, который ведется Комиссией ТС (то есть кто будет являться адресатом обращений, какие документы необходимо представлять компаниям, в какие сроки будут приниматься решения).
При формировании импортного таможенного тарифа России используется наиболее эффективный способ, получивший распространение в таможенных тарифах промышленно развитых странах - принцип тарифной эскалации. Рассмотрим эскалацию ставок ввозных таможенных пошлин на продовольственные товары.
Данный принцип используется как для регулирования ввоза сельскохозяйственного сырья, так и для продуктов его переработки. В таблице 2.5 представлен пример эскалации ставок ввозных таможенных пошлин на мясную продукцию.
Таблица 2.5 Тарифная эскалация вводных таможенных пошлин на продукты из мяса (говядины)
Код ТН ВЭД ТС |
Наименование товара |
Ставка ввозной пошлины |
0102296100 |
Коровы убойные |
5 % |
0202100001 |
Туши и полутуши свежие или охлажденные |
15 %, но не менее 0,2 евро кг |
1602906100 |
смеси отварного мяса или субпродуктов и сырого мяса или субпродуктов |
25 %, но не менее 0,4 евро за кг |
В данном случае прослеживается увеличение ставки пошлины пропорционально степени переработки мяса с 5 % в 5 раз. При этом, регулирование импорта мясопродуктов более высокой степени переработки отмечается использованием комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.
Принцип тарифной эскалации также применяется в отношении регулирования импорта мяса птицы и продуктов его переработки. Так при импорте курицы домашней применяется адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 5 %, тогда как «70 %-ные цыплята» - 25 %, но не менее 0,2 евро за килограмм. Вне квоты ставка таможенной пошлины на «70 %-ные цыплята» установлена в размере 80 %, но не менее 0,7 евро за килограмм. При этом данная ставка выше в адвалорной части комбинированной пошлины, чем ставка ввозной таможенной пошлины на консервы из мяса домашней птицы, имеющие более высокую степень переработки – 25 %, но не менее 0,4 евро за килограмм. В этом случае принцип тарифной эскалации реализуется в специфической части таможенных пошлин, так как стоимость «куриных консервов» выше стоимости «куриных полуфабрикатов», и в случае занижения стоимости срабатывает специфическая составляющая таможенной пошлины.
Таблица 2.7 Тарифная эскалация ввозных таможенных пошлин на продукты из мяса домашней птицы
Код ТН ВЭД ТС |
Наименование товара |
Ставка ввозной пошлины |
0105 94 000 0 |
Куры домашние |
5% |
0207 11 300 1 |
«70%-ные цыплята» свежие или охлажденные |
25%, но не менее 0,2 евро за кг |
1602 50 100 0 |
Смеси отварного мяса в герметичных контейнерах |
25%, но не менее 0,4 евро за кг |
При регулировании ввоза рыбы и продуктов ее переработки тарифная эскалация выражена не так явно, как в предыдущих примерах.
Таблица 2.8 Тарифная эскалация ввозных таможенных пошлин на ввоз продуктов из рыбы
Код ТН ВЭД ТС |
Наименование товара |
Ставка ввозной пошлины |
030199 110 0 |
Лосось тихоокеанский живой |
10 % |
0302 13 000 0 |
Лосось тихоокеанский, свежий или охлажденный |
10 % |
0303 12 000 0 |
Лосось тихоокеанский |
10 % |
0304 41 000 0 |
Филе рыбное и прочее мясо лосося тихоокеанского свежее |
10 % |
0305 41 000 0 |
Рыба копченая, включая филе лосося тихоокеанского |
20, но не менее 4 евро за 1 кг |
1604 11 000 0 |
Консервированный лосось |
20 %, но не менее З евро за кг |
Тем не менее, на импорт копченого и консервированного лосося установлена комбинированная ставка ввозной пошлины, размер адвалорной составляющей которой в 2 раза выше, чем на ввоз живой и разделанной рыбы.
При регулировании ввоза
овощей принцип тарифной эскалации
не применяется. Примером тому может
служить томаты и продукты из них.
Комбинированные ставки применяются
на томаты свежие; или охлажденные,
так и на томаты консервированные.
Адвалорная составляющая совпадает, а
специфическая часть
Таблица 2.9 Тарифная эскалация ввозных таможенных пошлин на томаты и продукты их переработки
Код ТН ВЭД ТС |
Наименование товара |
Ставка ввозной пошлины |
0702 00 000 1 |
Томаты свежие или охлажденные |
15 %, но не менее 0,08 евро за кг |
0710 80 700 0 |
Томаты замороженные |
15 % |
0712 90 300 0 |
Томаты сушеные |
15 % |
2002 10 100 0 |
Томаты консервированные, очищенные |
15 %, но не менее 0,075 евро за 1 кг |
В отношении регулирования
импорта фруктов принцип
Таблица 2.10 Тарифная эскалация ввозных таможенных пошлин на апельсины и продукты их переработки
Код ТН ВЭД РФ |
Наименование товара |
Ставка ввозной пошлины |
0805 10 200 0 |
Апельсины свежие |
5 %, но не менее 0,02 евро за кг |
0812 90 200 0 |
Апельсины консервированные для кратковременного хранения, но пригодные к употреблению в таком виде |
10 % |
2007 00 380 0 |
Апельсины консервированные с помощью сахара |
15 % |
Принцип эскалации не применятся в 17 группе таможенного тарифа. При переводе специфической пошлины на сахар-сырец тростниковый ставка таможенной пошлины при цене более 198,43 долларов за тонну составит 70,5 %, на сахар белый почти 90 %. В свою очередь средняя ставка на кондитерские изделия из сахара в адвалорной части комбинированной пошлины 20 %. Следовательно, в 17 группе принцип тарифной эскалации не соблюдается из-за защиты отечественных производителей сахарной свеклы и сахара белого.
Наиболее последовательно принцип тарифной эскалации таможенных пошлин реализуется в отношении продуктов переработки пшеницы, равномерно увеличиваясь в зависимости от степени переработки товара. При этом в целях усиления защитной функции таможенной пошлины при импорте готовых хлебобулочных изделий установлена комбинированная ставка ввозной пошлины, также усиливающая фискальный эффект.
Таблица 2.11 Тарифная эскалация ввозных таможенных пошлин на продукты из пшеницы
Код ТН ВЭД РФ |
Наименование товара |
Ставка ввозной пошлины |
1001 10 000 0 |
Пшеница твердая |
5 % |
1101 00 1100 |
Мука из твердой пшеницы |
10 % |
1905 90 300 0 |
Хлебобулочные изделия, не содержащие добавок |
15 %, но не менее 0,15 евро за кг |