Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в следующем: провести анализ таможенного и экономического потенциала сибирского федерального округа, понять роль Сибири во внешнеэкономических связях России и выяснить современное состояние и перспективы таможенного дела СФО.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть определение термину «экономический потенциал»
Провести анализ экономического потенциала СФО
Дать определение понятию «таможенный потенциал территории» и рассмотреть данный потенциал на примере Сибирского федерального округа
Рассмотреть структуру экспорта и импорта СФО
Дать характеристику современного состояния и перспективы развития таможенного дела СФО
Введение……………………………………….…………………………………..3
Глава 1. Экономический и таможенный потенциал Сибирского федерального округа…………………………..……………………………………………….6
Экономический потенциал СФО…………………………………..6
Таможенный потенциал СФО……………………….……………10
Глава 2. Роль Сибирского федерального округа во внешнеэкономических связях России………………………………………………………...…………..15
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития таможенного дела Сибирского федерального округа…………..…………………………………..21
3.1. Современное состояние таможенного дела СФО……………….…21
3.2. перспективы развития таможенного дела СФО………………..…..23
Выводы…………………………………………..…………………………...…..25
Список литературы………………………………………………………………27
* Данные приведены без учета взаимной торговли с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь
Чтобы проанализировать суммарную величины экспорта и импорта СФО за 2011 год, рассмотрим внешнеторговый оборот по странам в таблице 3.
Таблица 3
Внешнеторговый оборот по странам по Сибирскому федеральному округу за 2011 год6
Название страны |
Стоимость, тыс. долларов США |
Удельный вес, % |
ВСЕГО |
37 966 537.8 |
100.0 |
страны дальнего зарубежья |
34 435 562.1 |
90.7 |
АЛЖИР |
907 994.8 |
2.4 |
ГЕРМАНИЯ |
1 224 649.9 |
3.2 |
ИНДИЯ |
834 867.2 |
2.2 |
КИТАЙ |
7 482 579.1 |
19.7 |
МОНГОЛИЯ |
701 951.8 |
1.8 |
НИДЕРЛАНДЫ |
2 013 430.5 |
5.3 |
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ |
2 878 017.1 |
7.6 |
страны СНГ |
3 530 975.7 |
9.3 |
АЗЕРБАЙДЖАН |
142 343.4 |
0.4 |
АРМЕНИЯ |
50 881.6 |
0.1 |
КИРГИЗИЯ |
282 198.0 |
0.7 |
МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА |
8 684.7 |
|
ТАДЖИКИСТАН |
224 572.7 |
0.6 |
ТУРКМЕНИЯ |
67 486.7 |
0.2 |
УЗБЕКИСТАН |
547 473.5 |
1.4 |
УКРАИНА |
2 207 335.1 |
5.8 |
* Данные приведены без учета взаимной торговли с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь
Проанализировав данные из таблиц 2 и 3, можно сделать следующий вывод, главными торговыми партнёрами Сибирского федерального округа являются следующие страны: Китай, США, Украина, Нидерланды и Германия. Именно торговля с этими странами играет важнейшею роль во внешнеэкономических связях не только Сибири, но и Российской Федерации в целом. Внешнеэкономическая связь с другими государствами в нашей стране имеет большое значение, так как именно таможенные платежи и сборы составляют большую часть Российского бюджета, а без внешнеторгового оборота это было бы не возможно. Так же следует отметить очень тесную взаимосвязь между экономическим и таможенным потенциалом. По моему мнению, два эти термина дополняют друг друга, и во многом таможенный потенциал зависит от экономического, и наоборот.
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития таможенного дела Сибирского федерального округа.
3.1. Современное состояние таможенного дела СФО
Говоря о современном состоянии таможенного дела, как в РФ так и Сибирском федеральном округе, в первую очередь хочется сказать о создании Таможенного Союза, куда входят Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь.
Создание Таможенного союза не у всех вызывало положительные эмоции. Многие считали, что это слишком сложная экономическая конструкция, которая принесет больше проблем, чем выгод. Но на макроэкономическом уровне создание Таможенного союза – стратегически верный шаг, который направлен на развитие экономики каждого из государств-участников и их дальнейшей интеграции в мировую экономику. Конечно, работа в формате Таможенного Союза внесла существенные коррективы в деятельность Сибирского таможенного управления. Еще с 1 июля 2011 года на российско-казахстанской и российско-белорусской границах был полностью снят таможенный контроль. СТУ прекратило совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в пунктах пропуска в отношении товаров и транспортных средств, пересекающих границу России на ее казахстанском участке. И в рамках своих полномочий по осуществлению контроля после выпуска товаров ТС СТУ продолжает осуществлять наблюдение за их перемещением во взаимной торговле. Особенно важен контроль за теми товарами, которые поступают к нам через государства ТС из третьих стран. Сейчас вся информация накапливается, обобщается и анализируется для выявления закономерностей и тенденций.
Одним из основных показателей эффективности работы таможенных органов РФ является пополнение доходной части бюджета. В современных условиях появились дополнительные приоритеты, которые выходят на первый план. Это прежде всего создание благоприятных условий для лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. На первом месте стоит такой критерий, как скорость совершения таможенных операций. Но самое главное – обеспечить максимальную скорость выпуска. Срок не должен превышать двух дней, а для товаров, в отношении которых не взимается вывозная пошлина, срок выпуска не должен быть больше четырех часов. Порядок декларирования сейчас существенно упрощен, широко применяется электронное декларирование. В СТУ уже 90,4 процента деклараций на товары подаются с использованием Интернета. С расширением практики электронного декларирования, СТУ также активно внедряет процедуру удаленного выпуска. Все это позволяет обойтись без лишнего документооборота, снижает временные затраты участников ВЭД.
После изменений в ТН ВЭД следует учитывать новые экономические условия, которые требуют новых подходов к работе. Но сначала хочется сказать о потерях после образованиия ТС на примере Омской таможни: отсутствие поступлений в федеральный бюджет от оформления таких налогоёмких товаров, как уголь, плодоовощная продукция и подшипники, традиционно ввозимых из Казахстана и составлявших десятки процентов от общего товарооборота и сумм таможенных платежей, сказалось на экономических показателях деятельности Омской таможни. По сравнению с 2010 годом общая сумма перечислений в бюджет снизилась в 2011 году. Это обусловлено не столько развитием взаимной торговли, сколько отменой с 1 января 2011 года ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефтепродуктов, вывозимых с территории РФ в Кыргызстан и Беларусь. Из обширной номенклатуры ранее оформлявшихся на таможне нефтепродуктов сейчас декларируются фактически всего три позиции – ароматические углеводороды, масла моторные и битум. Компенсировать столь значительные потери Омская таможня смогла за счет увеличения объемов ввоза платежеемких товаров из дальнего зарубежья. В основном это различные виды оборудования, машин и механизмов. СТУ проводилась большая разъяснительная работа с участниками ВЭД по преимуществам подачи предварительных деклараций, в том числе в электронном виде, удаленного выпуска. Организовывались рабочие встречи, тематические семинары, проводились консультативные советы. И это лишь часть многогранной работы, проведенной для привлечения участников ВЭД к оформлению в нашем регионе.
Нужно понимать, что сегодняшние успехи – это ступень развития в рамках Таможенного союза и вступления России в ВТО. Речь идет не о простом сокращении численности, ожидается полная реорганизация всей таможенной системы на основе информационных технологий и новых международных стандартов деятельности. Как бы то ни было, пополнение доходной части федерального бюджета остается одной из основных функций
таможенных органов России. По данным статистики, половина поступлений в бюджет – это денежные средства, взимаемые при декларировании перемещаемых через границу ТС товаров. А значит, СТУ напрямую причастно к реализации программ Правительства РФ в области экономики, социальной политики и других направлений развития.
3.2. Перспективы развития таможенного дела СФО
Говоря о перспективах таможенного дела в Сибирском Федеральном округе, нужно сказать следующее: в 2012 году решено сосредоточить основные усилия на обеспечении полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов и эффективной работы в условиях Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Так же принято решение продолжить реализацию Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Развивать использование перспективных таможенных технологий (предварительное информирование, электронное Интернет-декларирование, удалённый выпуск). Усилить контроль за достоверностью декларирования товаров, а также соблюдением сроков совершения таможенных операций.
Также будет продолжена реализация комплекса мероприятий, направленных на усиление таможенного контроля вывозимого леса и лесоматериалов в условиях действия Таможенного союза, с целью предупреждения их незаконного оборота. Кроме того, одной из важнейших задач на 2012 год является активизация работы по противодействию коррупции, должностным злоупотреблениям и нарушениям служебной дисциплины в таможенных органах.
Говоря о перспективах таможенного дела не стоит забывать и о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, что также повлияет на развитие таможенного дела как в России, так и в СФО отдельно. Ведь не успели российские участники внешнеэкономической деятельности привыкнуть к изменениям в таможенном законодательстве, связанным с созданием Таможенного союза, как грядет новая революция в таможенном деле. В 2012 году Россия вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО). Серьезные изменения претерпят не только таможенные тарифы, но и система нетарифного регулирования. Реформа, которая затронет и Сибирское таможенное управление, будет продолжаться в течение нескольких "переходных" лет, установленных договором России и ВТО.
Выводы
В заключении данной работы необходимо сделать определённый вывод. Площадь СФО составляет 5114.8 тыс. кв. км. (30.1% территории Российской Федерации). Протяженность территории с Севера на Юг составляет 3566 км, с Запада на Восток – 3420 км. По площади территории СФО занимает второе место после Дальневосточного федерального округа. При этом основную долю территории округа занимает Красноярский край. СФО граничит на Севере и Западе с Уральским федеральным округом, на Востоке – с Дальневосточным федеральным округом, на юге – с Республикой Казахстан, Монголией, Китайской Народной Республикой. СФО характеризуется высоким уровнем обеспеченности природными ресурсами, которые включают в себя как минеральные полезные ископаемые, так и биологические и гидроэнергетические ресурсы. В структуре экономики СФО преобладает промышленность, но в ряде субъектов РФ, входящих в состав округа, хорошо развито сельское хозяйство.
Рассмотрев экономический потенциал Сибирского федерального округ можно сделать следующий вывод, что данный округ характеризуется высоким уровнем обеспеченности природными ресурсами, которые включают в себя как минеральные полезные ископаемые, так и биологические и гидроэнергетические ресурсы. В структуре экономики СФО преобладает промышленность, но в ряде субъектов РФ, входящих в состав округа, хорошо развито сельское хозяйство. Так в СФО сильно развита лесная, химическая, топливная, энергетическая и алюминиевая промышленность, что делает этот регион России весьма привлекательным для вложения в него инвестиций, как российского бизнес сообщества, так и вливание иностранных капиталовложений.
Говоря о таможенном потенциале данной территории так же стоит сказать, что он довольно высок. Повсеместно внедряются новые технологии, электронное декларирование, технологии удалённого выпуска товаров, что позволяет говорить о хорошей оснащенности современными технологиями в Сибирском таможенном управлении.
Как говорилось в моей курсовой работе, СФО играет большую роль во внешнеэкономических связях Российской Федерации. Он имеет таких крупных торговых партнёров, как Китай, Япония, Украина, Германия. Основой для экспорта СФО являются такие товары: Металлы и изделия из них, топливно-энергетические товары, древесина, химическая промышленность и машиностроение. Импортирует же СФО такие товары, как продовольственные, машины и оборудование, текстиль, обувь и многое другое.
Давая характеристику современному состоянию таможенного дела в Сибири, было сказано о том, что создание таможенного союза, это стратегически верный шаг, который позволит более динамично развиваться каждому из его членов. СТУ создает благоприятную обстановку для лиц осуществляющих ВЭД, за счет чего увеличивается товарооборот с другими странами и в большей мере идет пополнение государственного бюджета России.
Рассматривая перспективу таможенного дела, можно сделать вывод о внедрении в будущем новых различных технологий, которые позволят облегчит и ускорить деятельность участников ВЭД. В дальнейшем будет усилен контроль за вывозом с таможенной территории таможенного союза такой продукции, как древесина и целлюлоза. Так же не меньшим будет контроль и за ввозимыми товарами на территорию таможенного союза.
Итак цель и задачи данной курсовой работы достигнуты, проделанная мною работа позволяет более подробно разобраться в таможенном и экономическом потенциале Сибирского федерального округа.
Список литературы