Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 21:34, реферат
Статья 141 Таможенного кодекса Таможенного союза гласит: Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями. Исходя из сложившейся практики, можно сделать вывод, что чаще всего договоры о предоставлении банковской гарантии заключаются заинтересованными лицами именно с банками.
1 Банковская гарантия в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей
Статья 141 Таможенного кодекса Таможенного союза гласит: Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями. Исходя из сложившейся практики, можно сделать вывод, что чаще всего договоры о предоставлении банковской гарантии заключаются заинтересованными лицами именно с банками.
Однако в отличие от общегражданских отношений, касающихся выдачи банковской гарантии и регулируемых, в основном, Гражданским кодексом РФ и банковским законодательством, предоставление банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей подчиняется еще и таможенному законодательству. Более того, Федеральная таможенная служба сузила круг потенциальных банков – гарантов. Ведь в подобных соглашениях вступать гарантом может лишь банк, включенный в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет ФТС России.
Согласно Гражданскому кодексу
РФ банк, иная кредитная организация
или страховая организация (гарант)
вправе дать по просьбе другого лица
(принципала) письменное обязательство
уплатить кредитору последнего (бенефициару)
денежную сумму по представлении
бенефициаром письменного требования
о ее уплате. Как видно из приведенного
определения, заключение соглашения о
банковской гарантии возможно при участии
трех сторон: Гаранта, Принципала и
Бенефициара. Если говорить о банковской
гарантии для обеспечения уплаты
таможенных платежей, то субъектный состав
здесь будет иметь свои особенности.
Например, бенефициаром в таких соглашениях
всегда будет соответствующий
Стоит заметить, что исполнение обязанности уплаты таможенных платежей обеспечивается, в том числе и банковской гарантией, в следующих случаях:
В любом случае банковская гарантия для обеспечения уплаты таможенных платежей предоставляется только, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет более 20 тысяч рублей. Таким образом, если сумма подлежащих уплате таможенных платежей по сделке не превышает 20 тысяч рублей и у таможенного органа есть все основания полагать, что лицо полностью исполнит перед ним свои обязательства, то заключение банковской гарантии не является необходимым обстоятельством прохождения таможенных процедур.
Сумма банковской гарантии является существенным условием заключения соглашения о ее выдаче. Как и в случае выдачи банковской гарантии, которая подчиняется только нормам общегражданского законодательства, сумму банковской гарантии, выдаваемой для обеспечения уплаты таможенных платежей, определяет бенефициар. Однако в законодательстве содержится своеобразное ограничение для бенефициара – согласно ТК ТС размер обеспечения уплаты таможенных платежей не может превышать размера этих самых таможенных платежей, под выполнение которых, собственно, и выдается данная банковская гарантия.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что размер банковской гарантии для обеспечения уплаты таможенных платежей не может быть меньше 20 тысяч рублей и выше общей суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
Как правило, плательщик таможенных
платежей (принципал) принимает решение
о заключении соглашения о выдаче
банковской гарантии для обеспечения
уплаты таможенных платежей, уже имея
информацию о характере и количестве
товара, подлежащего прохождению
таможенных процедур. Здесь стоит
сразу оговориться, что выбор
способа обеспечения уплаты таможенных
платежей полностью принадлежит
плательщику. Именно ему решать, каким
из четырех перечисленных в законе
способов (залог товаров, банковская
гарантия, денежный залог или поручительство)
он обеспечит выполнение обязательств
перед таможенными органами. Остановившись
на банковской гарантии, плательщик (будь
то юридическое лицо или предприниматель)
обращается, как правило, в обслуживающий
его банк. На это есть несколько
причин. Как показывает банковская
практика, банки неохотно идут на выдачу
банковской гарантии клиентам со стороны.
Для банка одной из гарантий того,
что в случае наступления обстоятельств,
по которым банк как гарант по соглашению
выплатит сумму банковской гарантии,
является наличие расчетных счетов
плательщика именно в этом банке.
Что, в свою очередь, предоставляет
последнему реальную возможность в
соответствующих случаях
Более того, мониторинг движения денежных средств на расчетном счете клиента позволяет аналитикам банка оценить возможный риск, связанный с выдачей банковской гарантии. А такой риск есть всегда. Ведь, согласно положениям гражданского законодательства, гарант (т.е. банк) обязан выплатить сумму банковской гарантии по первому требованию бенефициара (в рассматриваемом случае таможенного органа), а уже потом требовать уплаты от принципала (плательщика) необходимой суммы.
С другой стороны, имея доступ
к счетам принципала, банк всегда может
приостановить по ним движения при
наличии соответствующих
Так вот, предполагается, что,
обращаясь, как правило, в обслуживающий
банк за банковской гарантией, плательщик
должен иметь указание таможенного
органа на предполагаемый размер таможенных
платежей, подлежащих уплате по данной
таможенной процедуре. Однако законодательством
не исключена и такая ситуация,
когда точная сумма таможенных платежей
не может быть установлена в силу
непредставления плательщиком в
таможенный орган точных сведений о
характере товаров, об их наименовании,
о количестве, стране происхождения
и таможенной стоимости. Казалось бы,
что отсутствие подобной информации
может сделать невозможной
Но Таможенный кодекс предоставил
плательщику в подобной ситуации
возможность избежать задержки с
оформлением всех таможенных процедур,
разрешив таможенному органу определять
размер обеспечения исходя из наибольшей
величины ставок таможенных пошлин, налогов,
стоимости товаров и (или) их количества,
которые могут быть определены на
основании имеющихся сведений. Следует
заметить, что подобные сведения имеются
лишь у таможенного органа. А потому
проверить правомерность
В данном контексте необходимо
упомянуть о возможности
Таможенные органы в обеспечение уплаты таможенных платежей принимают от плательщиков лишь банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций.
Реестр был введен в действие приказом ГТК РФ от 30.08.2004 г. № 847. Но он не является статичным документом. ФТС РФ, ответственная за его ведение, вносит в него необходимые изменения, связанные, прежде всего, либо с включением в Реестр новых банков, либо с исключением из него прежних участников, либо с изменением некоторых параметров банков – участников.
В Реестре ФТС банков и
иных кредитных организаций
Два последних показателя Реестра исчисляются в евро.
Указанный Реестр формируется исходя из объективных данных деятельности банков, и включение в него осуществляется без взимания платы. Включение банка в Реестр осуществляется на основании его заявления в ФТС РФ. Для принятия последней положительного решения по вопросу включения банка в Реестр необходимо наличие некоторых условий. Все они являются обязательными и лишь при наличии всех условий одновременно возможно включение в Реестр нового участника. Такими условиями являются:
В последнем условии, по всей видимости, имеется в виду соблюдение банком всех предусмотренных законом правил и процедур осуществления банковской деятельности не только на территории РФ, но и за рубежом (при наличии представительств).
Для включения в Реестр
филиала банка, кроме всех вышеперечисленных
условий в отношении головного
банка, необходимо внесение филиала
в Книгу государственной
Вместе с заявлением о включении в Реестр банк представляет в ФТС следующие документы:
Филиал банка также дополнительно представляет:
В ходе рассмотрения вопроса
о включении банка в Реестр
таможенный орган вправе запрашивать
у третьих лиц всю необходимую
ему для принятия решения информацию.
В этом случае указанные лица обязаны
представить запрашиваемую
Срок рассмотрения заявления о включении в Реестр не может превышать 30 дней со дня его получения ФТС РФ. Причем отказ во включении в Реестр может быть вынесен ФТС только в случае несоблюдения претендентом условий включения в Реестр, указанных выше. Уведомление о включении в Реестр либо об отказе во включении с указанием причин направляется банку в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Банк включается в Реестр с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о включении в Реестр.
Срок действия уведомления составляет один год со дня включения в Реестр. При этом срок действия уведомления, выданного филиалу банка, включенного в реестр, ограничивается сроком действия уведомления, выданного банку.
Если по истечении срока действия уведомления банк пожелает остаться включенным в Реестр ему необходимо подать заявление на повторное включение в Реестр не позднее, чем за месяц до истечения срока действия уведомления.
Банк может быть исключен из Реестра в следующих случаях:
Исключение банка по указанным
условиям грозит банку тем, что в
дальнейшем он может быть повторно
включен в Реестр лишь через год
при условии ликвидации причин исключения
из Реестра. Таким образом, в случае
пропуска банком месячного срока
уведомления о повторном
Информация о работе Банковская гарантия в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей